[Давыдов О] Второй жизни соцреализма
Сайт дня (как попасть) - VotImenno.Ru
Я полагаю, что с термином "соцреализм" тут знакомы многие, но, на всякий случай, я дал картинку и ссылку, чтобы можно было посмотреть.
Я предлагаю вам посмотреть два видео. Первое видео - это старый советский фильм "Чудак из 5-го Б". А второй - это infomercial Дина Грациози. Разумеется, тематика этих двух видео совершенно разная. Но что сразу бросается в глаза - стилистика. Когда смотришь старые советские фильмы, то есть несколько моментов, которые сразу бросаются в глаза. Первое - это неестественная наигранность. Так люди себя в жизни не ведут. Совершенно предсказуемое и очень похожее музыкальное сопровождение. Оптимизм (в огромном количестве) и постоянное преодоление трудностей.
Ровно то же самое я вижу и в infomercials. По мне infomercials это соцреалистический видеоарт нового времени. Соцреализм, который никогда не умирал. Просто западный "соцреализм" (или "капреализм") после краха СССР занял место нашего, родного. Ну суть явления - одинаковое.
Давайте сравним. Первое - соцреализм никогда не был реалистичным. Реалистичной была техника написания картин, но все мало описывало реальную ситуацию. Если люди, то радостные. Если труд, то напряженный. Все эмоции гиперболированы и "черно-белые". Кто герои работ соцреализма? Как правило - обычные работяги. Культ труда. Какая задача у соцреализма? Направлять людей на "путь истинный".
Теперь давайте подумаем о соцреализме (капреализме) дня сегодняшнего. Радость и улыбки остались прочно приклееными к лицу. К реализму все так же мало отношения. Просто советский коллективный нарратив (вместе строили и построили ГЭС) превратился в индивидуалистический. Я сам хотел, все говорили нет, но я сделал. Ура, товарищи, хэппи энд.
Смотрите, что произошло с объектом интереса соцреализма и культом труда - полный разворот на 180 градусов. Если раньше героем был "рабочий и крестьянка" и труд был квазирелигиозным ритуалом, то в работах неосоцреализма (капреализма) героем может быть только тот, кто не является наемным работником. Более того заработать деньги тяжелым трудом в некотором смысле постыдно. Интерес вызывают ТОЛЬКО истории зарабатывания БОЛЬШИХ денег, БЫСТРО, и НЕ РУЧНЫМ ТРУДОМ. Точно так же как "буржуи и капиталисты" были презираемы в советское время, обычные люди, которые ходят на работу каждый день - новое поколение неприкасаемых. Ходить на работу - стыдно.
Давайте посмотрим тему врагов. Тут особых изменений нет. Враги есть, враги мешают, с врагами мы не дружим. В современной мифологии это превратилось в мантру "держаться подальше от негативных людей". Если кто-то не разделяет ваш безудержный оптимизм, веру в то, что вы станете миллионером благодаря МЛМ, НЛП, тайм-менеджменту, чему-то еще - от таких людей вы должны сразу же отказаться.
Ритуал "товарищеского суда" тоже не претерпел особых изменений. Только сейчас рекомендуют выкладывать свои цели публично в блогах. Помните "перед лицом своих товарищей торжественно клянусь?" Пятилетки, пятиминутки, минутка политинформации, все это осталось в виде тайм-менеджмента, планирования, аффирмаций и призывов начать каждый день с того, чтобы написать план действий.
Павлик Морозов в новом соцреализме ничуть не менее интересен - Роберт Кийосаки. Как вы сами понимаете, "отречение от отца" (в пользу идеи) это кардинальный шаг с очень большим символическим значением. Согласно официальной (но фальшивой) легенде пионер-Павлик сдал своего отца-кулака ради высоких идеалов (кстати, Дружников был моим преподавателем в UC Davis - it's a small world).
История "отречения" Киосаки от своего отца в некотором смысле полная противоположность. Отец вроде как был очень умным, но бедным. И вот Кийосаки встречает второго отца (Богатый Папа), который дает ему новые полезные идеи (взамен никчемных "родноотцовских") и Кийосаки богатеет. (Для справки - "Богатого папы" не было вообще, это "собирательный образ", как признался потом сам Кийосаки, а "Бедный папа" (реальный) - имел степень PhD, работал в департаменте образования штата Гавайи с зарплатой, которая сейчас превышала бы сто тысяч долларов США в год - то есть бедным быть он никак не мог).
To be continued...
[Давыдов О] Искусстве
[Давыдов О] Манипуляторах
[Давыдов О] Реификации
[Давыдов О] Шоппинге Или Купля-Продажа, Как Смысл Жизни
[Давыдов О] Математике
[Давыдов О] Мыслезаменителях
[Давыдов О] Мисс Париж И Почему Мальчики Идут В Коучи
Сайт дня (как попасть) - VotImenno.Ru
Я полагаю, что с термином "соцреализм" тут знакомы многие, но, на всякий случай, я дал картинку и ссылку, чтобы можно было посмотреть.
Я предлагаю вам посмотреть два видео. Первое видео - это старый советский фильм "Чудак из 5-го Б". А второй - это infomercial Дина Грациози. Разумеется, тематика этих двух видео совершенно разная. Но что сразу бросается в глаза - стилистика. Когда смотришь старые советские фильмы, то есть несколько моментов, которые сразу бросаются в глаза. Первое - это неестественная наигранность. Так люди себя в жизни не ведут. Совершенно предсказуемое и очень похожее музыкальное сопровождение. Оптимизм (в огромном количестве) и постоянное преодоление трудностей.
Ровно то же самое я вижу и в infomercials. По мне infomercials это соцреалистический видеоарт нового времени. Соцреализм, который никогда не умирал. Просто западный "соцреализм" (или "капреализм") после краха СССР занял место нашего, родного. Ну суть явления - одинаковое.
Давайте сравним. Первое - соцреализм никогда не был реалистичным. Реалистичной была техника написания картин, но все мало описывало реальную ситуацию. Если люди, то радостные. Если труд, то напряженный. Все эмоции гиперболированы и "черно-белые". Кто герои работ соцреализма? Как правило - обычные работяги. Культ труда. Какая задача у соцреализма? Направлять людей на "путь истинный".
Теперь давайте подумаем о соцреализме (капреализме) дня сегодняшнего. Радость и улыбки остались прочно приклееными к лицу. К реализму все так же мало отношения. Просто советский коллективный нарратив (вместе строили и построили ГЭС) превратился в индивидуалистический. Я сам хотел, все говорили нет, но я сделал. Ура, товарищи, хэппи энд.
Смотрите, что произошло с объектом интереса соцреализма и культом труда - полный разворот на 180 градусов. Если раньше героем был "рабочий и крестьянка" и труд был квазирелигиозным ритуалом, то в работах неосоцреализма (капреализма) героем может быть только тот, кто не является наемным работником. Более того заработать деньги тяжелым трудом в некотором смысле постыдно. Интерес вызывают ТОЛЬКО истории зарабатывания БОЛЬШИХ денег, БЫСТРО, и НЕ РУЧНЫМ ТРУДОМ. Точно так же как "буржуи и капиталисты" были презираемы в советское время, обычные люди, которые ходят на работу каждый день - новое поколение неприкасаемых. Ходить на работу - стыдно.
Давайте посмотрим тему врагов. Тут особых изменений нет. Враги есть, враги мешают, с врагами мы не дружим. В современной мифологии это превратилось в мантру "держаться подальше от негативных людей". Если кто-то не разделяет ваш безудержный оптимизм, веру в то, что вы станете миллионером благодаря МЛМ, НЛП, тайм-менеджменту, чему-то еще - от таких людей вы должны сразу же отказаться.
Ритуал "товарищеского суда" тоже не претерпел особых изменений. Только сейчас рекомендуют выкладывать свои цели публично в блогах. Помните "перед лицом своих товарищей торжественно клянусь?" Пятилетки, пятиминутки, минутка политинформации, все это осталось в виде тайм-менеджмента, планирования, аффирмаций и призывов начать каждый день с того, чтобы написать план действий.
Павлик Морозов в новом соцреализме ничуть не менее интересен - Роберт Кийосаки. Как вы сами понимаете, "отречение от отца" (в пользу идеи) это кардинальный шаг с очень большим символическим значением. Согласно официальной (но фальшивой) легенде пионер-Павлик сдал своего отца-кулака ради высоких идеалов (кстати, Дружников был моим преподавателем в UC Davis - it's a small world).
История "отречения" Киосаки от своего отца в некотором смысле полная противоположность. Отец вроде как был очень умным, но бедным. И вот Кийосаки встречает второго отца (Богатый Папа), который дает ему новые полезные идеи (взамен никчемных "родноотцовских") и Кийосаки богатеет. (Для справки - "Богатого папы" не было вообще, это "собирательный образ", как признался потом сам Кийосаки, а "Бедный папа" (реальный) - имел степень PhD, работал в департаменте образования штата Гавайи с зарплатой, которая сейчас превышала бы сто тысяч долларов США в год - то есть бедным быть он никак не мог).
To be continued...
[Давыдов О] Искусстве
[Давыдов О] Манипуляторах
[Давыдов О] Реификации
[Давыдов О] Шоппинге Или Купля-Продажа, Как Смысл Жизни
[Давыдов О] Математике
[Давыдов О] Мыслезаменителях
[Давыдов О] Мисс Париж И Почему Мальчики Идут В Коучи
Сайт дня (как попасть) - VotImenno.Ru
Labels: Давыдов О
2 Comments:
Без национальной идеи далеко не уедешь.
Интересно.
Культ ручного труда, он вроде был везде и всегда, во всех народах, потому что без труда не выживешь, я гарантирую это )) И сейчас уважение к работягам возвращается(я по крайней мере уважаю труд всё больше), что мне кажется естественным процесом. И работяги у нас, пусть очень медленно и практически незаметно, но облагораживаются, прекращат пить, начинают сами себя уважать.
Капитализм нуждается в постоянной пропаганде даже больше, чем социализм, и с распространением информации, всё больше людей это понимают. Только в социализме пропагандировалось всеобщее благо, а в капитализме индивидуальное. И, понятное дело, это индивидуальное благо для большинства людей недостижимо, по-этому этих людей нужно постоянно убеждать в обратном. Всеобщее благо, естественно, тоже недостижимо, по-этому социализм - это другая крайность.
Post a Comment
<< Home