Wednesday, February 17, 2010

[Давыдов О] Пузырях Личностей И Идей

Спонсор месяца - Платио - новый способ заработка на рекламе

Мы все слышали о пузыре на фондовом рынке или рынке недвижимости. Грубо говоря, пузырь это когда что-то сильно переоценено, слишком дорого. Интересное свойство "пузыря" заключается в том, что сам актив "не виноват". Жила была хорошая компания на тихоокеанском побережье Калифорнии (или дом там же), делала все хорошо и правильно, никого не трогала, была великолепной инвестицией. Услышали про это люди, и ломанулись инвестировать в нее деньги. Стоимость начала расти. "Дорого? А что вы хотите - посмотрите как все хорошо". "Очень дорого? Так это потому что таких хороших компаний очень мало, а дома в Калифорнии тут вообще запретили строить". И рано или поздно это приводит к тому, что люди платят совершенно неразумные деньги за хорошую, в общем-то, вещь. И вылетают в трубу. Пузырь лопается.

Нечто подобное я вижу на "рынке" идей или личностей. Это не то же самое, что "лоховодство". Мой тезис прост - можно взять очень здравую идею или личность, придать этой идеи или личности "веса" в несколько раз больше, чем они того заслуживают, и на выходе мы имеем практически обратный результат.

В вопросах "здоровья" это очень часто возникает. Выходит новость, что ученые где-то обнаружили, что диета, богатая витамином таким-то приводит к понижению риска заболеть таким-то заболеванием на 30%.  Причем, в реальности это может означать, что в контрольной группе из 10 тысяч человек 13 заболели, а в группе "правильного питания" 10. Что, если вы понимаете в статистике хоть чуть чуть, означает, что жри витамины, ни жри - риск заболеть минимальный.

Но нет, люди начинают есть по яблоку в день, или перестают чистить овощи, или отказываются от термической обработки или делают нечто подобное. И, повторюсь, если не брать экстремальные случаи, то как правило, вреда от этого никакого, а польза, чисто теоретически, возможна. Но в голове людей эта идея давно стала пузырем и рисует картины "дожил до 100 лет, ни разу не болел, прошел насморк и геморрой, а бабка постоянно жаловалась на повышенную потенцию".

То же самое и с людьми. Есть много весьма замечательных людей, которые много чего добились. И, самое смешное, обычно, до того, как они стали известными, их идеи никого особо не интересовали. Но потом начинается - "а вот Джоель Спольски говорит, а вот Тиньков написал." Причем, как и в случае в финансовыми пузырями, работает интересная "логика" - люди отказываются рассматривать идею, что актив может быть переоценен. Они используют высокую цену, как ПОДТВЕРЖДЕНИЕ истинности своих заблуждений. Раз так дорого - значит должна быть причина. "Очень качественно и вообще таких больше не делают".

Если Васю Пупкина можно смело послать нахуй, то идеи людей известных проделывают другой путь. "Раз человек А - умный, то любое высказывание человека А - умное, следовательно, я должен увидеть, где тут умно". Причем, обычно люди достигают успеха в чем-то одном, а мысли мы высказываем по очень широкому спектру вопросов. Но нам автоматически хочется считать, что человек говорит одинаково толкова по всем темам - инвестициям, международной политике и рыбалке. По крайней мере, мне постоянно задаются вопросы по инвестициям, хотя я никогда не инвестировал в фондовые рынки и не собираюсь. Почему? Должно быть на людей произвело впечатление что-то что я написал по другой теме.

Есть люди, среди музыкальных фанатов, которые слушают группы, которые, в общем-то, малоизвестные. И все. Как только группы становятся известными, то они воспринимают это как личное предательство. Или говорят, что они "продались". Это, конечно, форма клиники. Но, если не впадать в крайности, то это интересная позиция. Задумайтесь, есть ли в вашем "репертуаре" хоть один музыкальный коллектив, который вы стали слушать ДО того, как он стал популярным? Скорее всего ответ - нет. Между тем, есть масса "команд", которые становятся известными широкому кругу слушателей спустя лет так 10, а то и вовсе никогда. Fleetwood Mac, к примеру, записал 10! альбомов к моменту, когда о них узнала широкая публика. R.E.M пять лет была в "турах", объезжая разного рода альтернативные точки (часто маленькие кафе), работая с тем же материалом, который потом сделал их звездами. Песня ДДТ "Дождь", которая гремела все 90-е, была написана в 81 году (и вышла на их первом магнитоальбоме). Только кто про это знает?

Разница между пузырями на фондовых рынках и "рынке идей и личностей" заключается в том, что если у большинства хватает инстинкта самосохранения не рисковать баблом, ну или не совершать два раза одну и ту же ошибку, то то в пузыри идей люди бросаются с радостью и постоянно. Надоело одно, найдем другое. Было закаливание, стала пробежка. Потом фитнес. И еще что-нибудь придумают - я гарантирую это.

Так что в следующий раз, когда вы увлечетесь очередной идей или личностью, задайте себе вопрос - а вдруг они уже переоценены?

[Давыдов О] Математике

[Давыдов О] Чему Хорошему Можно Научиться У Плохих Людей

[Давыдов О] Школе

[Давыдов О] Второй жизни соцреализма

[Давыдов О] Реификации

Спонсор месяца - Платио - новый способ заработка на рекламе

Labels:

9 Comments:

Anonymous Anonymous said...

"авторитет истины" vs "истина авторитета"

1:49 AM  
Anonymous Anonymous said...

ну и хуиту ты высер...

7:42 AM  
Anonymous Anonymous said...

Давыдов, ты чем дальше, тем больше становишься блоггером одной мысли.

12:39 PM  
Blogger Oleg said...

ну, Дмитрий, ты загнул... физические упражнения полезны для здоровья, думаю это не вызывает сомнения даже у такого скептика как ты. А называются они фитнес, йога, зарядка по утрам, бег трусцой или упражнения с гантелями это уже дело десятое. Главное, что положительный эффект для организма будет, если подходить к физ. упражнениям регулярно и без супер фанатизма. Другое дело, если вместе с йогой, например, вам обещают, что вы через год будете левитировать или доживете до 100 лет... особенно остерегайтесь если вам "гарантируют это":)

2:01 PM  
Anonymous Anonymous said...

Вот он, Старый Добрый Давыдов! :)

6:28 PM  
Anonymous Anonymous said...

давыдов луркоёб?

10:53 PM  
Anonymous Anonymous said...

Рассуждения вида: "мой дед пил и курил и умер в 92-а года" - демагогия чистой воды.

12:18 AM  
Anonymous Anonymous said...

Да все люди пиздуны реалные! Что не скажут то подпездат и перепиздят про что бы не расказывали!
Что про свои достижения что про какойто товар который не нужен или акции какойто компании супер-пупер(Фильм "Бойлерная" обязателен к просмотру)!
Да здраствует блеф!!!
А вобще все это потому что http://marketingtechnologies2.blogspot.com - Маркетинговые технологии 2! Блог про маркетинг и все что с этим связано и развязано!

1:34 AM  
Blogger Unknown said...

Красавчик!

Подкинул пару отличных "кирпичиков" для постороения картины мироздания.

9:58 AM  

Post a Comment

<< Home