Wednesday, January 21, 2009

Об исключении из правил и правиле исключений.

Cпонсор месяца - Вебмастер! А ты обеспечил буржуя виагрой? GlavMed.com

Сайт дня (как попасть) - vsocial.livejournal.com

После того, как человек понимает, что живет в мире вероятностей и случайных событий, то у него возникает потребность понимать, что из происходящего есть правило, а что есть исключение? В мире бизнеса или науки этот вопрос особенно актуален. И тут помогает деление на три категории всего – ложные исключения, правильные исключения и исключения, как правило.

Рассмотрим проблему, известную как «эксперт по орлам». Есть вы бросите монетку, то у вас выпадет либо орел, либо решка. Статистически, шанс получить орла – один из двух. Шанс получить два орла подряд – один из четырех. Шанс получить три орла подряд – один из восьми. Шанс получить четыре орла подряд – один из шестнадцати. Шанс получить пять орлов подряд – один из тридцати двух.

Представьте себе, что я веду тренинг по теме, как «Как научиться бросать монетку таким образом, чтобы получить пять орлов подряд». Если ко мне на тренинг пришли 100 человек, то статистически три человека получат пять орлов подряд (и еще три человека – решки). Таким образом я смогу каждый раз предъявлять по 6 человек, которые «научились» у меня бросать монетки, а неудачи остальных списывать на то, что они делали что-то «неправильно».

К бизнесу это имеет непосредственное отношение. Это называется «шансы против нас». Если вас зазывали в МЛМ и вы не пошли, вы правильно сделали. Из миллионов участников сетевых пирамид, деньги зарабатывают всего лишь несколько тысяч человек. Эти тысячи всегда будут существовать, как пример «успешности». Но вы – всего лишь единица. Статистика будет против вас, даже если вы все делаете правильно. И таких примеров достаточно много.

Теперь рассмотрим обратный пример – эксплуатируемые исключения. К примеру, директ-мейл. Очень хорошим результатом считается, если 2% всех получателей купили что-то. Таким образом правило директ-мейла состоит в том, что 98% не покупают НИЧЕГО. Почему же тогда почтовые торговцы не разоряются? Очень просто – статистика на их стороне. Если вы отправите 100 писем, то получите 2 заказа. Если отдача от двух заказов превышает затраты на рассылку ста писем, то бизнес является прибыльным. К тому же, директ-мейл относительно масштабируем. То есть, если модель рентабельная, то вы можете посылать и по тысячи писем, и по миллиону. Ограничение тут – размер целевой аудитории.

Как можно заметить, разница между первым и вторым сценарием зачастую состоит в возможности или невозможности оперировать большими цифрами. Вы можете отослать тысячу писем, но не можете так же быстро открыть тысячу ресторанов или магазинов. Вы либо в одной категории, либо в другой. Но никто вам не запрещает прыгать из невыгодной категорию в выгодную. Пример тому – издательское дело. Быть автором – невыгодно. Шансы – против вас (знаю, звучит немного иронично от человека, который решил написать книгу, но я делаю это не по денежным причинам). Большинство авторов никогда не напишут бестселлер и никогда не смогут жить на гонорары.

Издатель же – совсем другая птица. Тут цифры на их стороне. Издательство печатает сотни книг, теряет деньги на большинстве наименований, однако бестселлеры с лихвой отбивают все затраты и дают прибыль. Один человек никогда не сможет написать 10 книг за год, однако один человек сможет издать 10 книг.

Просто понимание того, что цифры работают на или против вас дает значительное преимущество. Если вы почитаете интервью с умными бизнесменами, то часто будете встречать фразу вроде такой – «после того, как я понял, что на этом много не заработать, я бросил … и начал заниматься …» Как правило, это изменение всегда совпадает со смены модели, где статистика работает против вас на модель, где статистика вам помогает.

Наконец, третья категория. Когда исключения становятся правилами. Ученые любят повторять, что самая хорошая фраза в науке это не «Эврика!», а «Странно, такого быть недолжно». Людям нравиться верить в то, что мы многое знаем. Однако, это совершенно не так. Не только мы много не знаем, наши имеющиеся знания бывают крайне неточными.

Представьте себе, что вы исследуете свойства воды. Вы вывели некие правила. Однако, когда температура воды упала ниже нуля – все ваши правила вдруг перестали работать. Вода стала твердым телом с совершенно иными свойствами. Поначалу вам показалось, что полученный результат – исключение. Однако, по мере того, как вы опускаете температуру ниже нуля, вы понимаете, что вода всегда твердеет. Значит ваше исключение – это новое правило.

Этот третий сценарий значительно отличается от первого. Некоторые события крайне редки, поэтому считаются исключениями, которые зачастую не считают нужным объяснять. Однако, если редкость таких событий обусловлено исключительно тем, что редко складываются необходимые условия, то тут требуется пытливый ум. Если вам доказать, что каждый раз, когда эти условия сознаются, происходит это событие, то вы вывели новое правило.

Третий сценарий – это как бы зеркальное отражение первого. Ровно как огромное количество людей глубоко заблуждаются, не понимая обычных законов статистики и влияния случайных событий на жизнь человека, сваливание всех исключений в одну кучу не позволяет людям выводить новые правила.

Так что будьте внимательны.

6 бизнесов, которые можно начать прямо в своей пижаме

Принцип полной осведомленности

24 часа 7 дней в неделю. А надо ли?

Имена, которые не следует давать детям

Спонсор месяца - Вебмастер! А ты обеспечил буржуя виагрой? GlavMed.com

10 Comments:

Anonymous Anonymous said...

Дмитрий, все наблюдения считаю интересными и в общем верными.

Но как же тогда относиться к успешным людям, которых далеко не 100 чел. из выборки в 100 человек, а меньше ? Все - чисто везунчики ?
Или - как раз те самые исключения из огромной серой массы ничем не примечательных людей ?

6:15 AM  
Blogger Unknown said...

Солидарен полностью.
Хотя самое страшное слово в ядерной физике - "упс..."

8:15 AM  
Anonymous Anonymous said...

Taleb?=)

12:05 PM  
Blogger Илья Разинков said...

Блин, аналогии клевые. надо запомнить

6:42 PM  
Blogger Андрей said...

Поправьте в тексте, не два, три, четыре, пять орлов подряд, а два, три, четыре, пять орлов за эксперимент. Вероятность получить орлы подряд гораздо меньше, уже не помню формулу, это называется количеством перестановок.

11:26 PM  
Blogger Olga said...

Я, конечно, понимаю, что комментировать блоги моветон, но тут не удержалась.
Я практически ваша коллега по молбиолу, но из курса теории вероятности прекрасно помню, что каждый эксперимент по выбрасыванию решки/орла - событие независимое, и ни в коем случае результаты предыдущего эксперимента не влияют на последующий. Как была вероятность 1/2 в каждом случае, так и осталась - учите матчасть!

10:38 PM  
Blogger bsdemon said...

Olga, тут говориться не о вероятности результата конкретного подбрасывания монетки, а вероятности получить подряд "орла". Вы правильно сказали, что эти события независимы, именно поэтому можно так с лёгкости находить нужные вероятности, просто перемножая вероятности отдельных событий. Учите матчасть ;)

6:58 AM  
Anonymous Anonymous said...

Ольга, весь вопрос в том - связываете ли Вы эти события или нет. В контексте данной истории это связанные события ;)

2:07 PM  
Anonymous Anonymous said...

Если говорить об успехе дела В ЦЕЛОМ, то и в млм, и в другом виде бизнеса шанс успеха достаточно мал и статистика работает против вас.

С другой стороны, если говорить о успехе конкретных ПРОДАЖ, то везде опять же шанс маленький, но за счет маштабирования можно повернуть статистику работать на себя. То есть и в директ мейле, и в млм, шанс продажи не велик и деньги делаются за счет объема, поворачивая статистику на себя.

Поэтому принципиальной разницы нет - чтобы повернуть статистику на себя, нужно думать о маштабировании продаж, не важно о каком бизнесе идет речь. Поэтому считать директ мейл более адекватным, чем млм в контексте этого поста - значит не понимать что именно сравнивается.

3:44 AM  
Blogger Eschatum Verus said...

Andrey всё правильно в тексте, вы что-то странное говорите.

2:13 PM  

Post a Comment

<< Home