Маркетинг Безденежья.
Я не люблю ни Кийосаки, ни Мороза, но могут ли деньги вредить? НЕСОМНЕННО. Мы живем в эпоху корпоративных скандалов, когда менеджеры идут на самые настоящие преступления (Энрон там) и подтасовки (МТС здесь), лишь бы квартальные отчеты совпадали с тем, что было запланировано или «ожидалось рынком».
Теперь о маркетинге безденежья. Что если планировать свой бизнес – игнорируя деньги. Нет, не надеясь наивно на то, что «я буду вышивать крючком, а на западе продавать все это за бешенные деньги». А просто рассматривая деньги, как побочный продукт хорошо продуманного механизма.
Не такая уж и безумная идея, как оно кажется на первый взгляд.
Вчера в мою коллекцию необычных бизнесов добавилась компания Subway Records. Двадцати шести летний Andrew Rallo спустился в метро и ждал своего поезда. В подземке играл гитарист, и играл очень хорошо. Настолько хорошо, что вокруг столпились люди, и кидали ему деньги (что для нью-йоркцев не типично).
И тут Эндрю осенило – а почему бы не стать агентом и рекорд-лейблом для музыкантов, которые играют в подземке? В 2002 втором году он это и сделал, без опыта, денег и рекламы. Он сделал сайт, запостил туда музыкальные сэмплы и сел на телефон, чтобы обзванивать клубы, работаю как booking-agent. Все заработало. Он подписал более 200 музыкантов и продал более 200000 CD.
Все это было сделано без денег, бизнес-планов, вентурного капитала, MTV и так далее.
Основа маркетинг безденежья не в том, чтобы все делать задешево или бесплатно, а в том, чтобы выбрать бизнес-нишу, где деньги не играют существенной роли, а являются всего лишь вспомогательным элементом.
Убрав деньги из уравнения бизнеса вы на самом деле освобождаетесь от довольно серьезного ограничителя и начинаете думать о том, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ ВАЖНО.
Когда маркетологи жалуются, что им дают маленький бюджет, и денег не хватает, это на 100% уловка. А что если дать неограниченный бюджет с одним ограничением – никакой традиционной рекламы (ТВ, радио, печати, наружки, транспорта и так далее)? Что будет делать маркетолог со свалившимися на него миллионами? Их просто физически будет не на что потратить.
За безденежье?
30 Comments:
Голосую двумя лапами!
Практически все свои проекты начинаю с того, что ограничиваюсь минимальными вложениями и не расчитываю на прибыль: "Будет отдача - хорошо! Не будет - значит я чего-то еще не понимаю или что-то делаю не правильно..."
все бизнесмены которых знаю я лично, именно так и начинали свои "дела". ни кто не обладал могучим капиталом, но все знал ичего хотят и умели работать. пока они достаточно молоды, хотя сейчас и весьма обеспечены, но открывая новые направления большинство руководствется принципом - "ни каких внешних вливаний" или "ребенка нужно кормить, но не следует баловать!"
а описанные маркетологи - говно! для настоящего рекламиста и маркетолога должна быть важна цель и понятны пути ее достижения. а бюджет уже определяется после этого - как инструмент. потому как "с деньгами все могут, а ты так попробуй" не на столько плохой принцип когда условно говоря "кушать хочется".
я полностью поддерживаю мысль о ограничении денежного влияния. деньги портят!
(сейчас работаю в одной корпорации в отделе маркетинга (я просто придворный верстальщик) и смотрю как люди вбухивают миллионы и не получают сотой доли требуемого результата! при то мчто задача интересна! очень интересно! примерн окак водку рекламировать - ограничений куча, рынок насыщен - а продовать нужно! так вот меня аж выворачивает подход подобный. когда ни будь эт окончится, н осейчас все эти хваленые эМБиАйщики из за бугра и местные "спецы" тупо просерают баблос убивая и пороча четное имя маркетолога)
Антон Носик
Я считаю, что количество денег, подлежащих освоению тем или иным проектом, при правильной организации процесса должно определяться реальными запросами проекта - а не тем, насколько крутые бивни у денежного мешка, который решил войти на этот рынок.
...совершенно непонятна для меня постановка вопроса, когда сначала называется сумма, а потом начинается мучительное придумывание: «а что с ней делать?». То есть когда сумма, подлежащая инвестированию, предшествует внятному бизнес-плану.
Отсюда
Ссылка "почти по теме" об индексе счастливости стран.
Вот и думайте, как количество денег связано с тем что делаешь и что получаешь ...
ganin-design, дак это они так бабло отмывают. Вбухают в херню, а им процентик капает. Как думаешь? Об этом, кстати говорил Тинькоф в одном из своих интервью.
Кстати у нас в городе будет семинар по мотивам г-на Мороза. Стоит ли его посетить?
Вагон, есть такая упрощенная позиция, мол за все надо платить и если ты что-то делаешь без денег, то платишь за это чем-то другим. Но это часто полностью несостоятельная позиция с той точки зрения, что если дать денег и вбухать их, ТО ВСЕ РАВНО НИЧЕГО НЕ БУДЕТ. То есть деньги не могут купить безденежных ресурсов. Допустим, разработка нового поколения истребителей занимает 10-15 лет и стоит миллиарды долларов. Вы не сможете инвестировать сотни миллиардов и разработать его за год.
Gloom, это вам самим решать. Если у вас есть свой бизнес, на семинарах Мороза вам будет делать нечего.
Есть одна проблема с бизнесами, которые паразитируют на людях, для которых деньги - побочный продукт. Эта проблема - немасштабируемость.
Продать 200к дисков исполнителей - это неплохо, но денег с этого больших не получить. Данный пример немножко относится к области user-generated content, о котором все говорят, но сделать на чём деньги в состоянии только единицы. Лично в моей практике было много клиентов, пытающихся и пытавшихся сделать похожие вещи. Пример - компания MCNE Corp, чей проект groupietunes.com даже как-то существует и умудрился получить какие-то денежки (я знаю, какие, просто это приватная информация) на развитие.
Ну продал ты 200к дисков. А как выйти на миллион? На 10 миллионов. Практически любой бизнес для существования должен развиваться.
Первое - маркетинг безденежья не есть благотворительность. Наоборот, он приносит деньги. К Морозу я тоже скептически отношусь, но Уоррен Баффетт, человек который заработал 42 миллиарда долларов, говорит то же самое.
Корпорация Wall-Mart это классический пример маркетинга безденежья. Гугл это пример маркетинга безденежья. И так далее. Гугл изначально убрал деньги из уравнения, и система начала сама производить деньги.
На самом деле в бизнесе деньги НИКОГДА не делают деньги (кроме финансовых операций). Деньги делает бизнес.
Вагон, у меня впечатление, что вы наемный работник, бизнесом никогда не занимались и у вас очень узкое представление. Плюс вы кардинально не понимаете значение "маркетинга безденежья".
Я могу расписать все на пальцах. Когда я запускал свой дискаунтер, то мои вложения были 5 долларов 95 центов на домен. В первый месяц я получил доход в 500 баксов, во второй в 1500, в третий в 2500 и так далее. Да, потом мы с партнером вкладывали деньги в проект, хотя и очень маленькие. Мы не снимаем офис, он нам не нужен. Но могли бы. И в будущем наверняка будем. Но вся фишка в том ЧТО БИЗНЕС ГЕНЕРИТ ДЕНЬГИ, а НЕ ДЕНЬГИ ГЕНЕРЯТ БИЗНЕС.
Я вам дам офис, дизайнера, сайт и вы не сможете повторить то, что сделал я, потому что это не завязано на деньги.
Возвращаясь к Гуглу, Гугл и Яху контролируют порядка 80-90% рынка поиска. А Майкрософт, имея запасы в 40 миллиардов наличными и миллиарды positive cashflow ежегодно НЕ МОЖЕТ ПОВТОРИТЬ БИЗНЕС ГУГЛА. Потому что он ИЗНАЧАЛЬНО ЗАВЯЗАН НЕ НА ДЕНЬГИ. И пусть вас не смущает то, что там работает 5000 человек и им все платится зарплата.
Насчет маштабируемости хорошее замечание. С этой проблемой всегда приходится рано или поздно сталкиваться... Правда с накопленными ресурсами, при достижении потолка роста, можно просто перескочить на другие рельсы :)
Ну и насчет поста - ситуация с соотношением деньги/время/идеи/т.п. похожа на закон превращения энергии (и константности общей суммы) только не в физике а в социально-экономической сфере.
А зачем? У меня есть бизнес, без офиса и наемных рабочих. Превоначальные вложения, шесть долларов, как я уже сказал. Меня это устраивает.
Крупные оффлайновые предприятия - несомненно бизнес. Но я же не предлагаю вам построить газопровод за бесплатно. Если газопровод стоит 5 миллиардов, то никуда от этого не денешься.
Я просто говорю достаточно простую вешь, что бизнес можно поднять абсолютно без денег, причем много миллионный и крупный.
Вы просто путаете "деньги от бизнеса" и "бизнес от денег" и то, и то существует. Вопрос просто в причинно следственной связи. То, что Гуглу нужно электричество, но означает, что электричество есть центральный элемент поискового бизнеса.
То, что раньще писателям нужна была бумага, не значит, что качество бумаги определяло качество написанного произведения. А вот в издательско-типографском деле уже другое дело.
Вы мыслите крайне узко, что бизнес делается в офисе наемными рабочими. Это бред. Бизнес, разумеется может в отдельных случаях делаться и так, но если я вам дам офис, наемных рабочих и зарплату на год БИЗНЕСА ВЫ НЕ ПОСТРОИТЕ. Разве что вы очень везучий или вы уже строили бизнес в прошлом. Иначе бы бизнес плодился почкованием. Заработал завод 100000 тысяч баксов, снял 5 офисов, нанял 50 работников, и вот у вас уже 5 новых бизнесов. Не так оно происходит, хотя для многих именно это упрощенная картина кажется истинной.
Так в том и фича, чтобы начинать бизнес не с того чтобы снять офис и нанять пару сотрудников, а с чего-то другого. Например, я аквариумист, я классно клею аквариумы из стекла и решаю сделать из этого бизнес. Я могу снять офис, с мастерской и выставочным залом, нанять рабочих, заказать рекламу по радио и телевидению. Но это большие вложения, в то же время я могу сам клеить аквариумы дома, вместо маркетинга сделать сайт с прайсом, телефоном для заказов и фотографиями изделий. Маркетинг - исключительно вирусный. Расходы минимальны, а шансы на то что такой бизнес стартует ничуть не меньше. Даже если он провалится, существенных потерь я не понесу.
Вагон, это просто поток сознания. Я так понимаю, что вы не верите ни в то, что бизнес можно начать дез денег, ни в то, что в ряде случаев деньги можно выкинуть из уровнения бизнеса и получить от этого пользу. Я знаю массу обратных примеров.
Если вы хотите запустить торговую сеть, то нельзя это сделать без вложений на десятки и сотни миллионнов долларов. Но если убрать деньги из уравнения, то находится другой выход.
Есть такая компания Pampered Chef (www.pamperedchef.com), которую, кстати Баффет купил за семьсот миллионов баксов не так давно.
Эта компания работает так - домохозяйки устраивают party на которые приглашают подруг. Там демонстрируют приборы и продают их. Вложения минимальные, никаких магазинов не надо, а обороты сотни миллионов.
Есть Skype, который начинался на коленках (Эстонцы, кстати говоря кодили), а продался eBay за 2 миллиарда.
Если вы хотите верить, что без денег не как, то это ваше дело.
Вагон, либо вы не въезжаете, либо я плохо объясняю.
Pampered Chef (которая НЕ ЯВЛЯЕТСЯ mlm компанией, а занимается прямыми продажами) сейчас стоит под миллиард долларов. А началась она с 3000 баксов. За рубежом, 3000 баксов это та сумма, которую в состоянии достать 95% населения.
Электричество, к примеру, нужно для каждого бизнеса, от плавки алюминия, до риэлторской компании.
Никто не спорит, что у 100% тех, кто читает этот блог есть доступ к электричеству, необходимому для начала бизнеса (разве что они будут плавить алюминий или займуться энергоемким производстовм).
И то, что не очевидно вам - это что у 100% читателей если ДОСТАТОЧНО денег, для начала бизнеса (за исключением капиталоемких начинаний).
Вот и все. Именно и это написано в посте. Это не значит, что все читатели начнут свой бизнес, этого не произойдет, но фишка в том, что ЛЮБОЙ человек может начать бизнес с теми ресурсами, что у него есть.
Маркетинг безденежья очень полезная вешь для практики, потому что именно она помогает 3000 баксов за 26 лет превратить в 750 миллионов.
А все эти нелепицы про офисы и работников, которым надо зарплату платить, оставьте для деревенских, которые не понимает как бизнес работает. Офис и работники это СЛЕДСТВИЕ бизнеса, и не как уж не причина. Если писать список бизнесов, которые начинали БЕЗ ОФИСА и БЕЗ РАБОТНИКОВ, то блога не хватит. Гаражный бизнес это уже клише в Силиконовой Долине. И Майкл Делл, и HP, и масса миллиардных корпораций начиналось без денег и росли так быстро исключительно благодаря маркетингу безденежья.
Мой дискаунтер был сделан от балды. У меня была идея, но она оказалась нереалезуемой, как раз потому что требовались вложения. И тогда пришла идея с дискаунтером, потому что скидку я давал из своей коммиссии.
А для чего, очень просто. Я работал как переводчик и копирайтер. У меня получалось нормально, до полутора штук в месяц, при том, что я не работал больше четырех часов в день (устаешь). И я решил придумать такое дело, где бы деньги капали, пока я не работаю. Так оно и получилось
Про Pampered Chef мне не понятно, что именно вы пытаетесь сказать. Doris Christopher основала компанию в 80-х, ее вложения были 3000 долларов. В 2002 втором Дорис продала компанию Баффетту за 750 миллионов долларов.
Моя мысль достаточно проста, то, что именно маркетинг безденежья, я именно, чтобы было понятно, способ мышления "как мне это делать без денег" именно и стал ключем к успеху Дорис. А деньги тут не причем, хотя наверняка в последствии ей пришлось потратиться и на офис, и на канализацию, и на скрепки. Но очевидно, что если дать много денег, допустим 50 миллионов баксов маркетологам, то они не смогут повторить успех Дорис, потому что ее успех основывался НЕ НА ДЕНЬГАХ.
То есть можно купить те же офисы, что и у Дорис, и производителей прикупить, и тысячи продажников нанять, но только это будут деньги на ветер. Про то что кому чего дарил - это мне не понятно.
Вагон, мой бизнес несомненно приносит деньги. И всякий грамотно постороенный бизнес приносит деньги, иначе это не бизнес.
Выкинуть деньги из уравнение (то, что вы назвали красивой чушью), но означает работать забесплатно. Это означает строить бизнес не за счет денег. Я это сделал. И Pampered Chef это сделал (в масштабах, которые в тысячи раз превосходят мои).
То, что мне потребовалось 6 долларов для бизнеса, который мне и моему партнеру уже дал десятки тысяч долларов, и то что Дорис вложила 3000 баксов, который ей потом дал 750 миллионов долларов, не являются примером (деньги товар деньги).
Вы сознательно игнорируете это. Это примеры безденежного маркетинга. Вы же не говорите в серьез, что электричество (которое потребляем мы все) было в начале каким то образом повлияло на что-то.
Точно так же и 3000 баксов никак не повлияли на бизнес Дорис, потому что я вам (или не вам) дам 50 миллионов, и вы не сможете повторить ее успех.
Деньги не играют роли в маркетинге, которые не опирается на деньги. То, что у вас есть электричество в доме, не является фактором успеха в бизнесе, оно вообще никаким фактором не является. Как и те несчастые 3000 баксов, которые повторюсь 95% живущих на западе людей достанут 15 минут (с кредитки снимут).
Вот и все
Вот блин.
Регулярно читаю этот блог. Как же меня парят странные люди, которые начинают цепляться к каждому слову автора и ведут бесконечные занудные споры ни о чем!
Дмитрий, вы попусту тратите время и силы. Лучше почаще пишите новые посты:)
Вагон, все достаточно просто и примитивно. Вы либо верите в то, что бизнес без денег начать нельзя, либо можно. Это момент А. И момент Б - когда вы планируете продвижение и маркетиговые мероприятия, вы либо можете ставить себя в зависимость от денег, либо нет ("выкинуть деньги из уровнения"). Разговоры "без денег нельзя потому что кушать хочется" или "квартплату на что платить будете" суть игнорирование того, о чем речь.
Ребята, Дмитрий полностью прав. Пусть даже будет придуман работающий и приносящий прибыль бизнес без оглядки на деньги и окажется, что он для запуска потребует хорошего финансирования. Что получится? Деньги чудным образом появятся. Очередь будет стоять. Длинная.
Если Дмитрий сейчас скажет, что у него есть план бизнеса, который будет приносить лям в год, но не хватает 50 тыс., то он замучается отбиваться от инвесторов, которые захотят ознакомиться с его бизнес-планом и влить деньги.
Деньги это не проблема. Проблема собрать бизнес, создающий дорогие активы дешёвым способом.
Когда бизнес уже раскручен и оброс балластом из офисов и сотрудников (что в последнее время происходит все реже) - деньги, естественно, вступают в игру. И то не так, как многие себе представляют: вложил тысячу - получил две, вложил миллион - получил два. Есть естественные темпы и пределы роста для конкретных бизнесов, пределы жизненных цикла. Почему в свое время лопнул пузырь? Потому что кто-то наивно решил, что если студент сделал из 3000 750 лямов, то из 3 лямов он сделает 750 миллиардов и купит всю силиконовую долину с потрохами. Утрирую, но многие так и думали. На самом деле, в большом бизнесе действуют законы типа эйнштейновских - чем больше бизнес, тем медленнее рост и тем меньше отдача. Но инвесторам это было до задницы, они привыкли мыслить старыми категориями: вложил деньги - они должны расти. А вот зачем их было вкладывать, да еще и со стороны, когда собственник со своей некомпетентностью действовал как слон в посудной лавке? Если технарь поднял бизнес с нуля, это не значит, что он превратится в Microsoft. Во всяком случае MS не на инвестициях вырос.
Трекбек
http://www.gordy.ru/archives/315
Как говорил Дэн Кеннеди - "если ты не можешь делать деньги без денег, ты не сможешь делать деньги из денег".
naschet firma s 3000$ to vi Dmitrij vsetaki oshibajetesj nado uchitivatj infljaciju, po tem vremenam kogda firma osnovalasj eti 3000$ ravnjalisj kak minimum 10000$ a skoreje 20k$
Кому тут нужны примеры бизнеса "без денег"?
www.ventureblog.com/articles/indiv/2006/001249.html
"Sure, it is impressive to manage to trade up from a single paperclip to a house. But it is more impressive still to build a multi-million dollar corporation on a bunch of free worm poop, recycled soda bottles and the will to succeed."
Государственный бизнес без денег не начать: должность чиновника, таможенника или гаишника сейчас стоит денег, а это не малые вложения. Так что, бывают бизнесы где все решают только деньги, ну и связи.
"Государственный бизнес" - это не бизнес!
Там ничего толкового не рождается на выходе и жизнь не меняет [к лучшему]
Это скорее отпускание товара в совдеповском стиле, покрикивая "в очередь, не толпиться ..."
Если типичного чиновника лишить связей и денег - он умрет с голоду.
верно только для бизнесов с продуктом или услугой. Для финансовых махинаций, где делаются основные деньги - не канает.
Два бизнеса, причем оффлайн, основал без денег. Для того, чобы получить лицензии для первого, пришлось даже занять. Первый благополучно развалил (потому что деньги стали целью). Второй - на подъеме, и при этом приносит доход. Сейчас у меня 11 человек трудятся. Вроде и для развития деньги пока не нужны. Проблемы только в голове: как только дорастаешь до чего-то, сразу это получаешь. Перефразируя, по-моему, кота Матроскина: "Деньги у нас есть, у нас ума нет". Деньги - не проблема, если знешь, для чего они тебе. Так что с Дмитрием согласен.
А я ненавижу Мороза. Помоему он говорит не по делу и весь его семинар это цирк... А Кийоскаи я уважаю...
Post a Comment
<< Home