Monday, July 03, 2006

Маркетинг Понимания

Британский серийный предприниматель Гай Кингстон говорит, что «бизнесмены» и «бизнес сообщество» являются самыми неверно используемыми терминами. Это действительно так. Если вы сейчас окажитесь на любом бизнес форуме, в любой стране мира, то процентов так 80 посетителей и докладчиков там будут не хозяева. А менеджеры. Клерки с большими кабинетами.

Это не плохо, и не хорошо. Это так. Кстати, почти все известные имена в бизнес литературе (за исключением Ричарда Брэнсона), такие как Траут, Котлер и даже Джей Конрад Левинсон, никогда не занимались своим бизнесом, помимо консалтинга (насколько я знаю).

Теперь позвольте подойти к тезису – а что если большинство людей вообще не понимают, что такое бизнес?

Первое, о чем стоит задуматься – это вопрос бизнеса и денег. Позвольте повторить очевидное. Бизнес – это не деньги. Деньги – это побочный продукт бизнеса. Пусть вас не смущает слово «побочный продукт». Грамотно построенный бизнес обречен приносить деньги.

Второе, с чем сталкивается человек, который решает заниматься бизнесом, это смысл. У самого бизнеса смысла особого нет, но очень важен смысл бизнеса для человека, который решил им заняться. Тут возможны множество вариантов. Свобода. Деньги. Интеллектуальное стимулирование. Престиж. Самореализация. Да мало ли чего.

Почему большинство людей никогда не занимаются своим делом? Очень просто. У них нет понимания. Они просто не представляют, что они такое могут делать самостоятельно, чтобы зарабатывать хотя бы столько же денег, как и сейчас. Абсурд? Но это действительно так.

Заняться бизнесом – это значит найти себя. Не в глобальном метафизическом смысле, а просто открыть для себя удивительный факт – если я буду заниматься вот этим ХХХ часов в месяц, то это будет давать мне УУУ денег, и я полностью буду себя обеспечивать.

Это, разумеется, самый начальный уровень. После того, как вопрос «самообеспечения» решен, начинают появляться другие факторы и мотивы.

Теперь к маркетингу, вернее, к маркетингу понимания. Понимание, это самый дефицитный товар на рекламном рынке. Вы можете включить любую рекламу, открыть любую газету и увидеть маркетинг непонимания.

Самая типичная ошибка – это шойгумаркетинг (от главы МЧС Сергея Шойгу). То есть, когда все плохо, ничего не продается, но вот мы сделаем рекламу, напечатаем брошюру, и она спасет нас от банкротства. Не спасет.

Так же часто можно увидеть рекламу ради рекламы. Идешь иногда по городу и видишь шит. На щите что-то модерновое, красивое и непонятное. Что рекламируется, зачем, с какой целью – непонятно.

Я точно знаю, что виноват в этом. Тупая схема – целевая аудитория, выбор медиа, креатив.

Все. Вы можете больше не думать – придумаете идею, выберите ЦА, дадите задание медиапланеру обсчитать все и бум, рекламная кампания готова.

Только эта схема не включает одного – ПОНИМАНИЯ. Что, зачем, когда и как.

Вы поняли? Может вы еще хотите, чтобы я вам сказал, что делать?

13 Comments:

Blogger Nikolay Kuznetsov said...

Что то Дмитрий, ты про одно и тоже писать начал... так сказать воду в ступе толочь... давай лучше про оффлайновый проект, а то уже июль на дворе :)

1:52 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Один оффлайновый проект не то чтобы провалился, но просто не взлетел. Слишком маленький доход, чтобы заниматься этим.

2:11 AM  
Blogger Nikolay Kuznetsov said...

Вот! и подобное встречается сплошь и рядом, и не только в оффлайне, а может быть в онлайне даже и чаще, так как проект стартануть можно довольно быстро...

3:29 AM  
Anonymous Anonymous said...

Дима, а что, про офлайновый проект вообще писать не будешь?

Интересно же :) ... кусочек реального опыта.

3:49 AM  
Anonymous Anonymous said...

"Заняться бизнесом – это значит найти себя. Не в глобальном метафизическом смысле, а просто открыть для себя удивительный факт – если я буду заниматься вот этим ХХХ часов в месяц, то это будет давать мне УУУ денег, и я полностью буду себя обеспечивать."

Блин, классно сказано Дима!!!

3:58 AM  
Blogger Yosha O'Rlow said...

Дмитрий, я когда то тоже думал что бизнес строится не ради денег, а ради чего еще.

Но многия раздмья и то, что наиболее успешные бизнесы ориентированы на деньги привели меня к выводу что основная цель любого бизнеса - делать деньги.

И именно об этом говорит Элияху Гольдрат:

"Цель компании ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в руках ее владельцев. Если мы имеем дело с промышленным предприятием, мы называем их "акционерами". Поэтому вопрос "Что является целью предприятия?" эквивалентно вопросу "Почему акционеры инвестируют свои деньги в предприятие?" Для того чтобы чего достичь?

В свете вышесказанного, что вы думаете компании, которая декларирует: "Цель нашей организации обеспечивать качество продукции и давать высокий уровень сервиса"? Такая компания, видимо, имеет уникальных акционеров. Они видимо, инвестируют свои деньги, чтобы похвалиться на фуршете, что их компания обеспечивает лучший уровень сервиса. Это ваша компания? Скорее всего, нет.

Или рассмотрим предприятие, цель которого стать самым-самым. Они собираются захватить весь рынок. Вероятно, акционеры инвестируют свои деньги потому, что у них мания величия. Но самым смехотворным утверждением, которое, к сожалению, очень часто встречается в учебниках, является цель - выживать. Это заявление ставит акционеров фирмы в категорию самых альтруистических человеческих существ.

Если хотя бы одна акция компании обращается на бирже Wall Street, цель компании должна определяться громко и внятно. Мы инвестируем свои деньги через Wall Street, чтобы делать еще больше денег и сегодня и завтра, . Это цель любой компании, чьи акции обращаются на рынке."


А вот целью человека деньги не могут быть - иначе чем средством. А цель - самореализация, престиж и прочее.

Y

4:46 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Я могу рассказать об оффлайновом начинании, Сергей, если тебе это интересно. Я придумывал бизнес для жены и тещи, но был готов помочь им в раскрутке, лишь бы не заниматься текучкой самому. Я решил просто адаптировать систему знакомств speed dating на калининградской почве. В паре ресторанов, к которых я бываю я поговорил с администраторами по поводу того, чтобы проводить знакомства у них в первую половину субботы и воскресенья (мертвое время для них). А участники бы гарантировано заказывали по 2 напитка.
Потом я взял мобилу с прямым городским номером, в Калининграде это очень дешево (прямой номер стоит мне 110 рублей в месяц). Потом я связался с админом местного сайта знакомсвт nwlove.ru и дал ему 1000 рублей, чтобы он разослал мое сообщение. Стоимость проведения скоростоного знакомства - 350 рублей, 150 уходит на напитки, 200 организаторам. Я планировал набирать по 15 мужчин и женщин на вечер, то есть за час-два работы чистыми выходило бы 6000 рублей. 12000 в неделю, 48000 в месяц, при полной заргузке.
С рассылке по nwlove толку было не очень много, поэтому мы поспамили dating.ru чуток.
К нам позвонили и записались около 20 человек за неделю, но самое основное, что жена боялась говорить по телефону, теща вообще никак не участвовала, и я не захотел на данный момент сам все тянуть. Жена мне только спамить Dating.ru помогала.
Но идея вполне рабочая, вложения нулевые и из всех звонков только одна женщина не записалась. Если жизнь прижмет, займусь сводничеством. SpeedDating в России ждет большое будущее, мне так кажется, людям очень понравилась идея.

4:52 AM  
Anonymous Anonymous said...

Дмитрий, очень интересно и познавательно! Спасибо.

Что такое speed dating в своей сути?
Скоростной перетрах или возможность за короткий срок отфильтровать максимум потенциальных женихов/невест?

7:00 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Speed Dating это когда в одном месте собираются по 15-20 мужчин и женщин, разговаривают друг с другом 5 минут и по гонгу пересаживаются, начиная разговор с новым партнером. Потом они пишут, кто им понравился, кто нет и организаторы передают контакты совпавших друг другу. Есть масса вариаций на эту тему. Но это классный способ познакомиться тем, кто занят, ибо за полтора часа ты встречаешь 15-20 женщин и сразу знаешь, кто тебе понравился, кто нет.
Был где-то блог одного сприддейтера, который прошел через 1700 кандидатов и потом женился. Но это уже экстремалы. Компании типа HurryDate.Com проводят миллионы знакомств в год, то есть обороты у компаний на десятки миллионов. Но у нас в Калининграде рынок слижком узкий, чтобы серхъезно этим заниматься этим. Слишком низка верхняя планка. Но я задумывал это как бизнес для жены и тещи, а им это оказалось не нужно.

9:48 AM  
Anonymous Anonymous said...

вот приходишь ты к директору и говоришь - "знаешь, дарагой, твая тупая схема – целевая аудитория, выбор медиа, креатив - это ГАВНО",
"гм, забавно" ответит директор и спросит "а что люди, скажем молодые мамы, читают журнал "молодая мама",воот, значит туда я пихаю креативную-толковую(??) рекламу и всё - готово, что тут не так ?"

11:44 AM  
Blogger Алексей Матвеев said...

Offtop про speed dating,
Имхо, Дмитрий сильно упростил бизнес, Валерий Бочаров (основатель флиртаники) на вопрос почему нет конкурентов, отвечал:
"Пробовали работать англичане, но без успеха. У них на таких мероприятиях все делается жестко, быстро, похоже на конвейер. Русский человек – клиент особенный. Принцип "А поговорить?" у нас превалирует. Те же предприимчивые господа, которые, соблазнившись мнимой простотой организации, бездумно копировали вечеринки и буквально воспроизводили сайт, не смогли добиться ничего. Наше дело требует, как ни парадоксально, не только денежных вложений, но и душевных – мы работаем с людьми, а не с машинами для воспроизведения себе подобных. Ведь за безупречной внешностью и невозмутимым взглядом обеспеченных и состоявшихся мужчин и женщин могут скрываться чувствительные люди, мечтающие о дружбе, внимании и понимании…"

В каком-то бизнес журнале (СФ или свой бизнес) есть интервью с ним, начальные инвестиции были 50k$ при том, что они не несли больших расходов на рекламу, работало сарафанное радио

Суммируя, 1-2 часа на вечеринку, отсутствие таких людей, как психологи, дизайнеры ставит затею в разряд конвейеров

P.S. Возможно, для Калининграда такой формат вообще не работает, Бочаров имея за плечами опыт построение успешных вечеринок в Питере, Москве, Екатеринбурге испытывал проблемы в некоторых городах

2:09 PM  
Blogger UncommonBusiness said...

Эта статья была в журнале Деньги. Я ее читал. Так как саму встречу не проводил, то сказать не могу, но по телефону предварительно записались все, кто позвонил, кроме одного человека. Всем идея очень нравилась.
Я не капильки не сомневаюст, что успех тут определяется только самими организаторами, что и как они делают. Одиноких людей очень много, и достаточно большая часть из них проактивна в желании покончить с этим.

10:53 PM  
Anonymous Anonymous said...

Идешь иногда по городу и видишь ШИТ.

Опечатка по Фрейду:)

5:32 AM  

Post a Comment

<< Home