Monday, February 27, 2006

Крах Большевизма.

Когда Гари Халберта спросили, какой главный совет по маркетингу он может дать, то тот без раздумья сказал «Majority is always wrong. You can forget all other shit I told you, but remember this and you’ll be rich».

Можно конечно считать фразу «большинство всегда неправо» просто выпендрежем. Но на рынке ценных бумаг есть такое понятие «contrarian indicator» (можете в Гугле прочитать ради общего образования). Вкратце, некоторые отщепенцы начинают покупать акции, когда все эксперты аналитики единогласно говорят, что акции надо продавать. А продают они свои акции, когда все эксперты аналитики говорят, что надо покупать. И эти отщепенцы (многие хедж-фонды работают именно по системе contrarian indicator) нередко бьют индекс в два, а то и в три раза.

Разумеется, просто делать все не так, как у других, достаточно глупо. Но в рекламном мире принцип «большинство всегда неправо» более чем полезен. И сразу по нескольким причинам.

Ответьте на вопрос – нужны ли собакам солнцезащитные очки? В Америке проводили маркетинговые исследования. И результат не шокирует вас. Кончено же он показал, что солнцезащитные очки для собак абсолютно не нужны. Однако есть производитель солнцезащитных очков для собак, который зарабатывает на этом ежегодно более миллиона долларов (если я не ошибаюсь, это www.doggles.com). Они просто решили игнорировать исследования.

Кстати, есть и обратный пример. Когда запускали New Coke, то было проведено более 500000 (пятьсот тысяч) опросов, и большинство людей сказали, что им все нравится (и вкус, и упаковка). Но New Coke провалился.

Обоснование Гари о «неправоте большинства» до смешного просто. Он всю жизнь занимался директ-мейлом и direct-response рекламой. А значит, у него всегда были цифры.

Даже когда брался узконишевой продукт с жестким таргетингом (например, продажа видео по гольфу по мейл-листу людей, которые купили клюшки для гольфа по почте в течение последних 6 месяцев), то процент купивших, как правило, составлял около 2%. Даже при таком казалось бы низком показателе, реклама могла зарабатывать колоссальные деньги (Coat of Arms Халберта принес ему и его партнерам более $50 миллионов).

Другими словами, вам не нужно быть все время правым … чтобы быть правым. Вы можете ошибаться в 98% случаев. Или игнорировать то, что вам говорят 98% людей … и все равно успешно продавать. Мои коллеги шароварщики (с conversion rate в 1%) это подтвердят.

Надо оговориться, что речь не идет о нишах, как таковых. Речь идет об отказе от постулатов классического (большевистского) маркетинга и …диктатуре в бизнесе.

Да, вам разрешено принимать единолично, и никого не слушать, если у вас есть прямая связь с рынком (если рекламу легко привязать к продажам). И нет, вы не обязаны проводить опросы и фокус группы, и убивать время на то, чтобы появился ролик, который нравится БОЛЬШИНСТВУ. Демократия в бизнесе ничего хорошего вам не даст.

Простой пример. 99% процентов всех infomercials (длинные рекламы травы Canada Green, всяких хренорезок, заколок Hairgami) приносят доход. Как только это перестает быть правдой, ролик снимают с эфира. При этом infomercials не нравятся почти никому. А масса хороших, смешных роликов не приносит ничего, кроме убытков.

Есть один достаточно известный психологический прием, который используется на многих тренингах и семинарах. Людей просят внимательно осмотреть комнату, и запомнить все красные предметы. Потом людям говорят закрыть глаза и просят перечислить … все синие предметы. И большинство людей не могут назвать ни одного синего предмета, ибо они только что специально запоминали красные.

Вне зависимости от того нишевой рынок или нет, стремление к большевизму ослепляет бизнес и не позволяет видеть очевидного …

… что большинство всегда неправо.

Да здравствует меньшинство?

22 Comments:

Anonymous Anonymous said...

Дмитрий читая твои опусы я понимаю что начинаю видеть синии предметы, о которых ранее и не помышлял, спасибо за правду: вот и от меня кусочек, это скорее всего связано с принципом паретто из 80% приобретаемых книг не читаються 80% населения а теперь посмотри на свои полки с книгами и спросите у себя, что из того вы читали (конечно вашей библиотеке не должно быть 20 лет) это книги приобретенные за последние 2 года - а знаю всего 20% и то начиная бросали, мы покупаем то что модно, что нам советуем, или красивую обложку ... серьезных выводов для себя я сделать пока не могу, но решение принято пока не прочитаю то что у меня есть !!! я не буду покупать новых книг, новых журналов кроме одного (Forbes - его я читаю) остальные можно достать бесплатно ....

9:09 PM  
Anonymous Anonymous said...

SERJ, я покупаю книжки, чтобы читать, потому что для следования моде и ярким обложкам у меня нет денег.
А в остальном - верно, конечно.
Но пример с синими и красными предметами некорректен - напоминает анекдот про медведя, который придерался к зайцу "Почему в шапке, почему без шапки".

10:28 PM  
Blogger UncommonBusiness said...

Почему пример с красными предметами некорректен? Есть некие общепринятые и вроде бы как правильные постулаты классического "большевистского" макретинга. И они говорят - делай то-то и то-то так-то. В это время человек концентритуется именно на этом. Сказали ему - определи "целевую аудиторию". Они и определяет. Я читал не мало примеров в профессиональной прессе (Секрет Фирмы, к примеру), где на полном серьезе пишется туфта типа
"целевая аудитория это самодостаточные, уверенные в себе мужчины, склонные к риску". Вот и высматривают люди красные предметы. А синих не видят.

11:07 PM  
Anonymous Anonymous said...

MAX все верно я то-же покупаю книги что бы читать и читаю их, но иногда заходя в магазин вижу интересную книгу которую мне хочеться прочитать, и она встает в длинную очередь того что нужно прочитать, поэтому и ввел правило в этом году книг не покупать, более то-го я художественные вообще не читаю (Коэльо Бегбедер типа модные писатели на которых все видуться) об этом и речь живем и не видим ничего в стаде (так наверное легче) я вот совсем недавно объяснял одному продвинутому человеку что такое блоги и на сколько это модно и интересно он мне до сих пор благодарен.

11:18 PM  
Anonymous Anonymous said...

Те кто сносит примитивную $20 программу имеющую массу бесплатных навороченных аналогов пишут "its so easy to code , and u wanna sell it ??
u smoke too much marihuana ;)" - а другие покупают :) мало, но и программа писалась "на коленке за полчаса" и своё отбивает :)

2:32 AM  
Anonymous Anonymous said...

Дмитрий, мне кажется, Вы в очередной раз подменяете понятия.

1. Основная мысль этого поста для меня: для того чтобы успешно продавать и получать прибыль не обязательно стремиться к лидерству, а гораздо успешнее могут быть нишевые стратегии, в то время как конкуренция "за большинство" может привести к краху. Проще говоря, можно зарабатывать деньги на нишевых продукта лучше, чем стремясь "завоевать большинство"

Однако ничего из этого для меня не внове. С этим никто не споит ;)

На мой взгляд, проблема сегодяншних компаний заключается в том, что когда они опредляют свю ЦА как "самодостаточные, уверенные в себе мужчины, склонные к риску" они забывают, что точно также позиционируют себя очень много брэндов.

Почему-то я не видел ещё ни одной марки, целевой аудиторией которой были бы... водители маршрутных такси или газоэлекторосварщики. Однако эти люди зарабатывают (по крайней мере в Питере) очень хоршие деньги и, сооответственно, тратят их на товары. Да, они слушают радио Шансон, говорят матом и редко моются. Но у них есть деньги, зачастую больше чем у многих "белых воротничков".

2. На счёт большинства. Действительно, большинство часто не право... когда его спрашивают об этом на опросах и фокус-группах (чем я, собственно, и занимаюсь).

Однако именно большинсво покупает модные книжки и не читает их, оставляя деньги издательству, покупает товары, которые хуже других и стоят дороже, переплачивает за сильные брэнды...

Да, большнство всегда не право... Но большинсво даёт больше денег!

3:17 AM  
Blogger McSeem said...

странно, но обсуждение сводится к тому как плыть? - по течениию или против. Позволю себе процитировать Гоблина высказавшегося по этому вопросу:

"Большинство граждан плывёт по жизни как известная субстанция по реке.
Плывут туда, куда несёт.
Живут, где прибьёт.

Особо одарённые борются с течением.
Они плывут против: против родителей, против законов, против государства.
Это идиоты.

Настоящие джыгиты не плывут ни по течению, ни против течения.
Настоящие джыгиты плывут туда, куда им надо."

3:32 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

VN, а вы не задумывались, что возможно
"самодостаточных, уверенных в себе мужчин, склонных к риску" вообще не существует. Нет, отдельные люди с такими характеристиками, конечно, есть, но в маркетинговом брифе это выдуманый фантом, который на самом деле существует в голове. Это профанация и фантазерство.
Я специально сделал акцент, что я не говорю про ниши (о чем пишете вы). Если взять другие слова - Don't follow the crowd, the crowd is failing. Есть прекрасный пример - авиаперевозчики в США, почти все из которых банкроты. Кроме SouthWest Airlines, потому что они делают все по другому - от хабов и до профсоюзов. Большинтсво не дает больше денег. Капитализация SouthWest в несколько раз выше, чем все их конкуренты (которые перевозят большинство) вместе взятые.
Капитализация Тойоты (2 место по продажам в мире) в 16 раз больше, чем капитализация лидера (General Motors). У GM - 11.4 миллиарда, у Toyota Motors - 175.5 миллиарда.
Вот русский пример. Тиньков получил за свои пивоварни чуть более 200 миллионов долларов (рестораны остались за ним). Красный Восток был продан Efes за 360 миллионов. И это при том, что у Красного Востока в десятки раз больше мощностей, больше заводов, больше работников и больше доля на рынке (3.5% российского рынка).
Есть масса примеров (мороженное), когда гиганты типа Nestle вчистую проигрывают более мелким игрокам.

4:12 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Кстати, дело не в лидерстве, а в том, поступаешь ты так же как и большинство на рынке или нет. Чичваркин с Евросетью явно выбрал свой эпатажный стиль. И стал лидером на этом рынке. Тиньков со своим авторским подходом никогда даже близко к лидерству на пивном рынке не был. Но дело не в этом. Оба добились отличных результатов за очень короткий промежуток времени, идя вразрез с большинством.

6:25 AM  
Anonymous Anonymous said...

Я совсем запутался:-(
При чем здесь Чичваркин, о существовании которого не знают миллионы людей? Как его личная экстравагантность сказывается на успехах его бизнеса? "Евросеть" повсюду, и (наверное) у них телефоны дешевле - это разве зависит от цвета майки Чичваркина?
Надо свой путь искать и отличаться умом. Я правильно понял?

11:46 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Майка не причем. Но стиль компании идентичен личности хозяина - просчитанный эпатаж.

12:08 PM  
Anonymous Anonymous said...

« "its so easy to code , and u wanna sell it ??
u smoke too much marihuana ;)" - а другие покупают :) »

Блин, покажите мне эту программу! Я хочу это видеть! Потому что моя, не имеющая бесплатных аналогов(по полноте функционала) не продаётся совсем.

7:21 PM  
Anonymous Anonymous said...

CEMb, я этот комент Анонимуса тоже не совсем понял, но, наверное, Ваша проблема именно в отсутствии бесплатных аналогов, а может, Вы слишком старались, когда ее писали.

9:15 PM  
Anonymous Anonymous said...

2 max folder: нет, бесплатные аналоги, конечно есть, но они проще. А про "слишком старались" не совсем понял.

Краки моей программы выходят не то что бы регулярно, но по горячим следам. Так что "значит это кому-нибудь нужно".

Меня терзают смутные сомненья, что всё дело как раз в этой самой рекламе...

download + 30 афиляйтов - это, скорее всего ничто. Но меня пугает так же низкий уровень скачивания с даунловада. Так что же делать? И как?

С точки зрения рекламы - человек который пришёл за программой, читает описание и смотрит скриншот. Описание делал уже по-всякому(в т.ч. пользуясь советами, даваемыми тут) и скриншот менял - никак не сказывается :(

10:38 PM  
Anonymous Anonymous said...

CEMb, заведи блог про шароварные прогарммы. Люди будут читать твой блог, а кое-кто и покупать прогу.

а еще не мешает продвигать свой сайт. например, комментаруя блоги, оставлять линк на сайт программы. вдруг кто-то из блогеров захочет написать про твой софт.

а то совета просишь, а никто и не знает, что у тебя за прога. Может, дизайн сайта сделан не профессионально и не вызывает доверия у читателей: "Если сайт галимый и тексты с ашипками, то представляем, какая глючная програмулина".

11:15 PM  
Anonymous Anonymous said...

Сила программы как раз в её простоте, все остальные содержат вагон и маленькую тележку "левого" функционала, они расчитывают на большинство про которое писал Дмитрий, а я её написал под себя без лишних функций и есть люди, которые платят за эту простоту. То самое меньшинство. Хотя программа вообще не должна продаваться.

12:26 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

У нас был похожий случай, когда я еще в Deaddybear был. Програмист сделал скринсейвер (3D Earth) за первые две недели августа. Я тотал продажи не знаю, так как вышел из числа почетных основателей, но больше четырех тысяч баксов было несколько лет назад. Если он до сих пор продается, то сумма возросла. Неплохой заработок за 14 дней кодинга.

1:42 AM  
Anonymous Anonymous said...

Давно подумывал о слогане "Дорогие\офигенно дорогие ноутбуки"
Или это уже через край?

7:20 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Слоганы - это игрушки для маректологов и рекламистов. Слоганы не продают. Плохие слоганы тем более.

7:42 AM  
Anonymous Anonymous said...

2 maxon:

Встречают по одёжке. Изначально о сайте никому не известно. Тока завёл я сайт - народ туда не ломанётся - потому что не знает. А ходит народ на сайты софта. Соответсвенно, не видит ни мой сайт, ни мою программу, а видит описание и скриншот(если есть) читает, и _если_ему_понравилось_, то качает (+1 к числу загрузок) - тогда рейтинг растёт.

Если я не прав, скажите, как на самом деле?

2 Anonymous
Согласен. Изначально я(как программист) старался нарастить мощь, но потом (как пользователь) прозрел и наравне с мощью стал наращивать простоту :)

7:10 PM  
Anonymous Anonymous said...

"Слоганы не продают"
черт, а что же тогда "продает" или кто ?

8:54 AM  
Anonymous Anonymous said...

"для того чтобы успешно продавать и получать прибыль не обязательно стремиться к лидерству, а гораздо успешнее могут быть нишевые стратегии, в то время как конкуренция "за большинство" может привести к краху."

Об этом, кстати, говорит и Гарри Беквит в книжке "Продавая незримое" (о продаже услуг). Одной из рекоммендаций там является создание уникального, отличающегося бизнеса, т.к. конкуренция убивает.

10:22 AM  

Post a Comment

<< Home