Дмитрий Давыдов – Полный Ноль.
Да, это так. Я действительно полный ноль. Нет, многое, разумеется, я умею и многое у меня получается, но, по большому счету, ноль - это важная цифра в моей жизни. И вот почему.
16 лет я победил в конкурсе и уехал с США. Один. Ноль семьи. Ноль друзей. Ноль понятия, что там будет. У всех моих сверстников, которые остались в России, были какие-то планы. Все-таки, год выпуска. Конечно, они все были умными людьми. И многие приняли «правильное» решение – поступить в университет, на престижный факультет. То бишь экономический или юридический.
А у меня все сложилось по-другому. Я получил диплом американской школы (Del Oro High School). Летом вернулся в родной лицей, с тем, чтобы мне разрешили сдать экзамены экстерном. Я не знал, что будет со мной дальше, и подумал, что российский аттестат о среднем образовании неплохо бы иметь. В принципе, мой американский школьный аттестат это эквивалент русского, но юридически таковым он становится, только, если съездить в Москву и поставить специальный штамп в Министерстве Образования (апостель).
В лицее мне отказали (мотивировав тем, что в штатах мне не преподавали астрономию) и предложили остаться на второй год. И я поехал в Москву. Но не в Министерство Образования. А в посольство США. Получить студенческую визу. Теперь, когда вы читаете этот пост, я хочу, чтобы вы полностью осознали следующий факт – все это пишет даже не ПТУшник, а человек, который не закончил среднюю школу. Ведь согласно российскому законодательству, пока нет штампа Министерства Образования, мой аттестат и университетский диплом недействительны. А действительно всего лишь свидетельство о неполном среднем образовании. Девять классов.
Я получил визу, закончил университет, получил отличное микробиологическое образование, отработал год в престижной корпорации и 15 декабря 2000 года вернулся в Россию. Полным нулем. Мои знания и навыки микробиолога тут были неприменимы. Потому что я работал в технически безупречно оснащенных лабораториях. Бюджет проекта, над которым я работал в DadeBehring Microscan (и сотни других специалистов) был около ста миллионов долларов. В российской баклаборатории со стеклянными пробирками и затычками из ваты мне было делать решительно нечего.
Я начал заниматься репетиторством, но сие занятие мне претило. Это было скучно и неинтересно. По вечерам я пил пиво с одноклассниками, и двое из них были программистами. И тут родилась идея – а почему бы не делать игры и продавать их по Интернету. В декабре 2001 мы (я, двое одноклассников и их сокурсник) зарегистрировали домен Deaddybear.Com
Разумеется, я не программист. Игры никогда не делал, не описывал, не рекламировал, ну, в общем, я был полным нулем. Просто у меня был доступ в Интернет, и я, живя в штатах знал, что можно продавать игры по Интернету. Все.
Deaddybear довольно быстро раскололся по объективным причинам. Мы ничего не знали, и у каждого было свое видение, что как надо делать. Но это бытовые моменты. Интересно то, что с нуля, без опыта, нам удалось построить работающий Интернет проект, который в течение нескольких лет кормил двух моих друзей, которые остались верны делу Мертвого Мишки. Подозреваю, что деньги с него идут до сих пор, хотя сайт серьезно не обновлялся года так с 2003-го.
Я же начал заниматься переводами и копирайтерством для российских шароварщиков (производителей программного обеспечений, для тех, кто не в теме). И очень быстро (читающие меня шароварщики не дадут соврать) стал первым человеком на переводческой деревне.
В общем, потом еще много нулей было. Телевидение, с нуля. Интернет магазин. Статьи в газетах. (Вчера, кстати, я был на кастинге Офиса. Через несколько дней волосатые парни в Москве в монтажке будут отсматривать калининградскую кассету, и кто знает, что будет).
И в общем, я кое что понял про этот самый ноль. Не только в жизни, но и в бизнесе. Если вы открываете новый сервис, сайт, блог, не важно что, с нуля, то очень, очень хочется что-то получить. Деньги, заказ, работу, посетителей, клиентов, пр.
Нет ничего более важного, чем противостоять этому желанию. Потому что, на этом этапе нужно давать. Я не знаю никакого способа получить читателей для блога, кроме как запостить интересный контент, которого нигде больше нет и который интересен читателям (гм. кажется, что в последних постах мне это не очень хорошо удавалось.)
Первых клиентов шароварщиков я получил очень простым способом – рассказал про себя, и сказал, что делаю безрисковые переводы – люди сначала получают работу, смотрят ее, а потом платят. Месяца через два у меня было столько клиентов, что пришлось выстраивать очередь и отказывать некоторым людям из-за занятости. За более чем три года работы меня никто ни разу не обманул.
Интересную методу преподают американским коучам (бизнес-тренерам и тренерам личностного роста). Когда коучи только-только получили образование, и у них нет ни одного клиента, никаких рекомендаций и никакого опыта, знаете, что им говорят? Найдите десятерых знакомых и скажите им – я начинающий коуч. Я предлагаю вам десять бесплатных занятий со мной. Десять занятий это достаточно, чтобы понять, можем ли мы помочь друг другу. Если вам понравится моя работа, то, начиная с одиннадцатого занятия, вы будете платить мне пятьдесят долларов в час. Если нет, то вы просто получите 10 бесплатных занятий. Почти все коучи в Америке начинают именно так.
Сделайте пометки ручкой. И отправьте по почте с письмом, которое бы объясняло, почему вы считаете рекламу не вполне удачной, и примерами того, что и как надо переделать, чтобы от рекламы было больше отдачи. И в конце напишите, что готовы предоставить свой вариант рекламы. Если она подойдет, то это будет стоить столько-то. Если нет, то и платить ничего не надо.
Большинство новых начинаний (в том числе и некоторые из моих) загибаются не потому, что есть проблема с деньгами, клиентами или заказами. И не в отсутствие опыта дело. Настоящая проблема в том, что человек или бизнес начинает просить что-то (купите, скачайте, закажите), вместо того, чтобы что-то предложить. Нужное и бесплатное (во всяком случае, безрисковое).
А как вы начинали с нуля?
Следующий выпуск: Короткий, Скучный И Практический Пост, Который Вы Так Просили.
22 Comments:
Дмитрий Давыдов - наш человек :)
А как шло производство игр двумя программистами?
Да и уровень игр с Deaddybear.Com кажется не с 2000 года.
Часть игр и скринсейверов было сделано, когда я был в Deaddybear в 2001-2003 годах, часть после, плюс много того что есть на сайте это чужие аффилиатные продукты. Сейчас ребята, которые остались в Deaddybear (Андрей и Сергей) публикуются под лейблом Green Hill Games, ибо больно мрачный уж мертвый мишка. Последняя игра называется Bistro Stars, она довольно добротно сделана.
=)
Я пришёл ровно к тому же. Нужно давать и доверять. И тогда есть шанс получить что-то взамен.
Круто!
Хочешь получить, умей сначала отдать!
Пост супер!!!
9 классов это модно ;)
Бедный ты наш несчастный дима. Когда серия про то, как ты в туалет сходил, рыбку на ужин поел, да во сколько ты сегодня проснулся? Короче, ты зарабоал немного денег, ну а дальше двигаться собираешься?
Конечно я дальше двигаться собираюсь, аноним. Сегодня у меня на календарике "День Смелого Суслика". Это когда идешь на несколько блогов, стараешься обосрать кого-нибудь или просто пердишь в комментах. Чем не достижение? Что там деньги зарабатывать - херня собачья.
Отличный пост, Дмитрий. Спасибо!
Меня вот только серьезно интересует такой вопрос - а что, если есть дело, которое не на нуле, а хочется заняться другим с нуля. Вам ведь было нечего терять, поэтому вы всегда смело начинали с нуля.
Или все-таки вы когда-нибудь делали выбор? Например, вас ведь никто не заставлял ехать в штаты.
Ф дисятке, и все ОК :)
А если серьезно, то пора создавать content-rich products, то бишь опыт заворачивать в капустные листки :)
Удачи. Максим.
я пару лет назад бросил экономический институт и начал заниматься разработкой сайтов, потому как видел в этом перспективу, но я мало что умел. у меня были только понятия о том что страницы в интернете делаются с помощью html разметки. за эти пару лет я неплохо поднялся в этой области. говорят, меня в городе знают как крутого спеца:)
а сейчас хочу бросить это занятие, и заняться например пивоварением, хотя я тоже нихрена об этом не знаю.
У меня то же неоконченое среднее образование по бумагам. Всегда был принципиален, и случилась ситуация когда я не стал делать последний шаг к тому что бы получить атестат об ср.образованиии. О чем жалел только единожды в жизни, и то недолго. А по карьере пришлось с нуля учится всегда самому. И я был лучший в своем городе по бизнес-планированию, ТВ-рекламе, web-дизайну и продвижению, и никогда не нуждался в потверждении своей компетентности, т.к. был банк-работ, который говорил сам за себя, и который поначалу приходилось создавать методом близким к описанным. Тема для меня очень близкая, т.к. постоянно приходится подыматься с нуля - т.к. по натуре start-up'щик, не могу заниматься чем то более 2-2,5 лет. Сейчас, достигнув высоты в продвижении по инету, хочу завязать и занятся чем то новым - консультирование по продвижению некоторых наших производителей на зарубежные рынки. Как всегда, исходные данные: опыта НОЛЬ, зато это пустота тбалонсированна амбициозностью, сомоуверенностью (на основе предыдущего опыта) и желанием в очередной раз самореализоваться.
однако совет - "давать и доверять" - дельный. но в рассейском опыте он не особо работает если нет умения себя продать. в нашей действительности заказчик и так вечно хочет все сразу и бесплатно! и "банк выполненных работ", и рекомендации - решительно не страхуют от кидалова и не гарантируют качества исполнения. выиграет не тот кто предложит лучшее, а тот кто лучше продаст свою услугу, возьмет аванс и впарит продукт застраховав себя от гемороя.
У меня все бывшие клиенты русские и большинство (процентов 95% живут именно в России).
Более того, хотя меня знают все основные шароварщики, и я всех их знаю, почти ни с кем я лично не встречался. И еще раз повторю, никто и никогда не попытался меня кинуть. Да и зачем?
Про то, что у нас в России процветает тот, кто сумеет продать - это фикция.
У нас в России (по сравнению с США) вообще никто ничего продавать не умеет, в том числе и себя.
Вот свежий пример, взял с форума по маркетингу. Пишет человек - "Мы - молодая консультационная фирма в сфере недвижимости, подскажите, где рекламироваться".
И посыпались советы - изучите свою ЦА, дайте рекламу в профильных СМИ, посмотрите, где рекламируются конкуренты. А последний совет был "про радио не забывайте".
Для меня это как-то странно звучит, потому что в штатах, где консультантов больше чем консультируемых есть два сто пудово работающих подхода. Первый это "free office consultation", когда либо вы, либо к вам приезжают на пол часа и вникают в проблему. Вместо того, чтобы говорить "мы такие-то, у нас то-то и пять MBA и мы Canon консультровали", живой человек задает вопросы по существу. Иногда, чтобы получить клиента, ничего ему говорить не надо. Надо просто спрашивать, потому что тогда заказчик понимает, что ты не пихаешь на него типовое решение, а пытаешься сам разобраться, по плечу тебе проблема или нет.
И второй подход называется free seminar это когда директ мейлом или обзвоном 20-30 клиентов приглашаются на двухчасовой семинар в конференц зале. И по итогам этого семинара, люди уже заказывают что-то у вас, потому что они увидели вас в деле и у них сложилось какое-то впечатление.
Дмитрий, то что Вас н икогда не кидали, говорит лиш о вашем профессионализме и умении себя и продать и защитить.
а продавать у нас действительно умеют лиш единицы. и к вашему примеру можно добавить еще дюжину, среди которых найдется и подобное: "мы - молодая, креативная, профессиональная комнада рекламистов! Подскажите, как лучше придумать название и заявить о себе миру?!"
многое еще зависит от уровня клиентов. я говорю о своих клиентах - не опытных, амбициозных людях открывшее свое дело и знающих о рекламе и дизайне ВСЕ! все попытки "вникнуть" в положение дел и дать дельный совет натыкаются на стену недоверия и осуждения в форме "а что это вы лезете в мой бизнес?! я и сам все знаю!"
я не умею убедить клиента в том что мой продукт правильный и решения предлагаются именно под его задачи. кто то умеет это делать и процветает. с нуля завсегда выиграет тот кто смог убедить = продать.
Нет, меня просто не кидали. От профессионализма это никак не зависит.
Кинуть могут кого угодно и когда угодно. Есть некое заблуждение, что русские воры. Когда я работал на ТВ, то брал интервью у Власенко. Он говорил, что ему все твердили - откроешь ты свой первый супермаркет (Викторию) и у тебя все вынесут. Они и сам этого боялся. Но процент воровства из супермаркетов такой же, как и в Европе и США. И оборот на работника тоже ($60000 вроде он мне говорил, дело было два года назад).
Единственное, чем мы отличемся, так это тем, что у нас в несколько раз больше персонала.
Дело в том, что зачастую люди не понимают, что такое продажа и как она делается. Есть (как мне кажется) два заблуждения.
Первое - это товароориентированная продажа. Это когда пытаются впарить что-то, мотивировав это качеством.
Второе - это клиентоориентированная продажа. Мол, хорошо к ним будет относиться, изучать их потребности и будет нам счастье.
Но реально работает только рынко-ориентированные продажи. Что нужно здесь и сейчас и какое это должно быть. Тут не надо быть семи пядей во лбу.
То, что учат на курсах по продажам, типа "преодоление возражений" это туфта. Мне никогда ничего преодалевать не приходилось. Не нужно что-то человеку, ну и бог с ним. Зачем ему это продавать?
Безусловно, рынко-ориентированная продажа работает. То, что нужно здесь и сейчас. Но для того, чтобы знать, необходимо о чем-то собирать информацию и анализировать. Т.е. это часть Клиент-ориентированной продажи.
Вначале отдать, чтобы потом получить. Чем не ориентация на Клиента? Но соль в другом - в восприятии клиенториентированности каждым конкретным продавцом. Имхо...
Если ты что-то продаешь, то кто-то покупает. То есть клиент всегда будет.
Вон у Репьева красивые картинки, где Клиент в центре, а все крутится вокруг. Но это все красивые схемочки.
К клиенту можно свести что угодно, но на само деле в маркетинге есть две реальных вещи - рынок и вы.
Рынок имеет определенные потребности. И вы либо можете что-то стоящее предложить таком образом, чтобы рынок прислушался, либо нет.
Клиент тут часто непричем.
Вот тут затронули тему продажи своих услуг в качестве дизайнера или сайтосторителя. Это не вопрос маркетинга или продаж, на самом деле. Это вопрос "налета часов".
Чтобы получить лицензию пилота в штатах, нужно налетать как минимум сто часов. Есть требования к дайверам. В врачам есть требования - столько то лет в интернатуре. Чтобы научиться играть на гитаре, надо столько-то на струнах потринкать.
Бессмысленно сводить все к маркетингу, продажам или клиентам.
Чтобы получить лицензию пилота, надо налетать минимум сто часов. Без этого никак. Если нравится задавать вопросы типа "а где взять самолет", "что делать, если нет инструктора", "а аэропорт далеко от моего дома", но это все никаким образом не поможет получить сто часов налета.
То же самое и с сайтами. Я знаю людей в этом бизнесе, к которым очередь стоит. И дело не в маркетинге, не в продажах, не в клиентоориентированности, которой может и не быть вовсе. Просто они уже налетали свои часы и у них есть реально много выполненых заказов, которые и продают их.
Не нужно изучать никаких рынков. Делать надо.
Дмитрий, действительно с возвращением :) От первых постов был в отпаде, потом больше нравились комментарии чем посты, в послених не посты не комменты. УЖ извините. Высоко взлетаете, наверное. Людям нужны простые примеры из жизни, а выводы каждый сам сделает.
Есть идея начать оффлановый бизнес с 0. Есть идея и больше ничего нет, ни опыта, ни денег, ни связей. Пока обдумываю, обсуждаю со знакомыми. На удивление находятся люди, которые знакомы с разными аспектами реализации идеи. Так, глядишь, и команда соберётся :) ganin-design (пользуясь случаем хочу передать пламенный привет, Андрею Ганину), правда, идею забраковал, но яне отчаиваюсь.
ЗЫ: А бизнесмены, видимо, тебя не читают. Некогда им :)
ЗЗЫ: По поводу кидалова, кстати, подумалось. Ты же работал в основном с программерами, которые начали своё дело и тоже понимали, что надо отдать, что бы получить. Плюс работа у тебя простая перевёл - получил. ganin же говорит, про реальных барыг, которые хотят за 3 копейки получить оформленный годовой отчёт или календарь полноцветый "шоб красиво". Ещё и нос потом воротят, чёт дизайн херовый. Т.е. оценка качества субъективная, работа делается долго и денег платить не хотят. Короче, просто другие потребители и другой товар.
А ещё полные нули спокойнее переживают неудачи и способны постоянно учиться.
Ну, у меня не так нулево все начиналось, школу все-таки закончил, да и институт тоже :-)
Тоже стал писать, как все начиналось, но так красиво не получается, не настоящий я писатель.
начало тут:
http://alexatpoint.blogspot.com/2006/01/access.html
Спасибо за блог, читаю несколько недель - очень интересно. Прятно было узнать что ты (думаю в интернете можно на ты) ездил по FLEX-у, в свое время я тоже съездил - было много приятного (и не приятного тоже), но я ни о чем не жалею )) Школу я закончил экстерном - пришлось сдавать 15 (или 18) предметов в течении 25 дней =)
Сейчас перехожу из ИТ (наемный труд) в бизнес, и подобные блоги очень помагают. Спасибо!
Пиздун - твоя фамилия :)
Post a Comment
<< Home