Thursday, February 09, 2006

Правила Исключений

То, что в каждом правиле есть исключение, не просто красивое (и банальное) изречение. Это индикатор того, что происходящие процессы гораздо сложнее того, как мы их понимаем. Несомненно, можно преуспеть, следуя всем правилам. Либо, прекрасно понимая правила, не следовать им, потому что ты знаешь, какие правила можно нарушить «правильно». Либо (вариант три), потерпеть неудачу и следуя правилам, и пренебрегая ими.

Теперь небольшая иллюстрация. Пожалуй, один из самых известных психологических экспериментов в рекламном деле это эксперимент гарвардского психолога Элен Лангер (Ellen Langer). Он достаточно прост. Элен отправила своих ассистентов в библиотеку, ждать, когда перед ксероксом выстроиться очередь. Когда таковая появлялся, ее ассистент пытался пролезть вне очереди, используя фразу – Простите пожалуйста, у меня тут пять страниц. Разрешите мне воспользоваться ксероксом, потому что я тороплюсь? ("Excuse me, I have five pages. May I use the Xerox machine because I'm in a rush?")

Эксперимент повторялся опять и опять, но в среднем в 94% случаев ассистента пропускали без очереди. Затем фраза поменялась на - Простите пожалуйста, у меня тут пять страниц. Разрешите мне воспользоваться ксероксом? ("Excuse me, I have five pages. May I use the Xerox machine?"). Без объяснения причин, только в 60% случаев ассистента пропускали вперед. В общем, достаточно ожидаемо.

Но Элен не остановилась на этом. Она придумала новую фразу - Простите пожалуйста, у меня тут пять страниц. Разрешите мне воспользоваться ксероксом, потому что мне нужно сделать копии? ("Excuse me, I have five pages. May I use the Xerox machine because I have to make some copies?") Таким образом, реальных объяснений причин не было, но было «потому что». Хотите знать результат? ОК, хорошо – 93% успеха, почти как в первом случае.

Есть немало сходных экспериментов, но все они показывают примерно такой же результат, что и у Элен. Есть даже направление в рекламе и копирайтинге, которое так и называтся – «Reason Why Advertising» (Потому Что Реклама)

Летом прошлого года, американские производители автомобилей отказались на месяцок от брендинговой рекламы. И запустили краткосрочную прямую рекламу, которая называлась «Employee Pricing Discount For Everybody».

Суть в том, что те, кто работает на заводах Ford и GM имеют право покупать машины по специальным ценам, на несколько тысяч долларов дешевле (чем пользуются они и их родственники). Теперь, в течение30 дней эта скидка распространялась на всех (кампания была настолько успешна, что ее сроки пришлось продлить).

Результаты таковы. Июльские продажи GM были выше прошлогодних на 42%. Их market share для новых автомобилей увеличилась с 25% до 33.4%. Ford – продажи выше на 27% по сравнению с прошлогодними, market share увеличилась c 15.1% до 18.1%.

Market share всех японских производителей на момент проведения акции снизился (хотя продажи так же выросли, хотя в меньших масштабах (16-22%), потому что японцы тоже начали снижать цены, хотя назвали это по-другому. GM и Ford были очень довольны результатами … и успешно свернули эту рекламную кампанию, заявив, что они строят сильный бренд и хотят соревноваться на основе сильного бренда, а не цены. О скором банкротстве обоих компаний говорят уже несколько месяцев.

В общем, можно довольно смело утверждать, что Reason Why Advertising работает во многих случаях и работает хорошо (именно поэтому я считаю, что рекламная кампания Ермака бездарно забрасывает ящик деньгами, а Mr. Ricco нет).

Тогда, наверное, можно сделать вывод – надо только дать причину и все бросятся покупать, да?

Для начала позвольте порекомендовать вам скачать книгу Михаила Дымщица

http://www.dnp.ru/book/MDimshic_book_FULL.pdf

На страницах 44 и 45 Михаил приводит занятную историю «успеха» двух пиар кампаний в российских СМИ

«Российскому рынку известны две достаточно активные PR кампании по продвижению конкретных товаров, которые принесли соответствующим индустриям огромное количество вреда. Это кампания «Российские живые йогурты против импортных» зимы 1997—1998 гг., уменьшившая потребление йогуртов (рис. 17), и кампания «Российский ГОСТовый шоколад против брендов», приведшая к перераспределению потребления внутри шоколадной группы (рис. 18).»

Для тех, кто не желает качать книгу – вольный пересказ. В первом случае пиарщики использовали достаточно логичный аргумент (причину почему), в пользу российских йогуртов. Мол, у йогурта маленький срок хранения, поэтому только российский йогурт может быть живым и настоящим. Как отреагировала публика? Покупкой российского йогурта? Зарубежного? А вот и нет – потребление как российского, так и зарубежного йогурта упало. Упс.

Вторая кампаний была построена на логическом аргументе (причиной почему), что российский ГОСТовый шоколад лучше зарубежного. Что произошло после работы пиарщиков? Тут ситуация сложнее, ибо рекламная кампаний пришлась на посткризисный период, но из графика видно, что результат кампании «Российский ГОСТовый шоколад лучше» стало значительное увеличение продаж … шоколадных батончиков.

Проблема в том, что если начать экстраполировать результаты эксперимента Элен Лангер, который говорит об очереди к ксероксу, на йогурты и ГОСТовый шоколад, то совсем не факт, что будет желаемый результат. Его и не было.

Поэтому надо знать правила, исключения из правил и правила исключений.

А вы свой бизнес ведете по правилам?

17 Comments:

Anonymous Anonymous said...

Мне кажется в ситуации с йогуртами всё логично. Не надо было напирать на идею того, что йогурты живее :) Каждый среднестатистический пользователь магазина знает, что товар иногда залёживается на прилавах. Соответсвенно, где гарантия, что наш йогурт, пролежавший на прилавке, живее того, который привезли из-за границы? Никакой, как и в обратную сторону. Отсюда и падение спроса на все йогурты сразу.
Соответсвенно выбирая "почему" надо смотреть, что если эта причина _против_ конкурентов_, то чтобы она не была против вас :)

А вот с шоколадом можно по-подробнее? Там не совсем понятен рекламный ход.

2:30 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Рад бы по подробнее, но не могу. Я в то время жил в США, поэтому ничего сам не видел и не слышал, только повторяю то, что Дымщиц написал, ибо из российского рекламного рынка это один человек, который не пускает пыль в глаза, а реально изучает и отслеживает.
Почитайти книгу - она быстро качается и в ней много необычного

2:33 AM  
Anonymous Anonymous said...

Я просто не увидел в шоколаде "потому что".
"ГОСТовый шоколоад лучше, потому что..." ?

Есть подозрение, что "потому что он наш" :)

3:33 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Многие верят, что русский (советский) шоколад лучший. На основании чего, не знаю. ГОСТов, наверное :)

4:11 AM  
Anonymous Anonymous said...

Автор поставил над нами тонкий психологический эксперимент изящно проиллюстрировав свой первоначальный тезис о том, что не важно какая причина, лишь бы она была в наличии. Поэтому приводит в качестве иллюстрации Reason Why Advertising совершенно не логичный (вне контекста) пример, где людям было просто экономически выгодно покупать более дешевые автомобили. Стильно, тонко, но не понятно какой эффект кроме смеха автор хотел получить.

4:51 AM  
Anonymous Anonymous said...

Дмитрий, пожелание можно? Есть такая классная тема - удержание случайного посетителя на сайте. То есть как превращать посетеля случайного (услышал на форуме о сайте и пришёл посмотреть) в посетителя постоянного. Как крупный специалист в этой области, может поделишься наблюдениями?

5:17 AM  
Anonymous Anonymous said...

Ну, я пережрал много шоколада. Для меня мотивация купить тот или иной шоколад разная бывает. Соответственно и критерии оценки разные.
А то что многие считают, что наш шоколад лучше - это просто: во-первых, нашего шоколада _тут_ много и разного, а импортный ввозили изначально не аховыми партиями и не далеко не самого лучшего качества... Поэтому за последние несколько лет такое мнение в сравнительной оценке доступного шоколада и образовалось. Я не прав?

Сам сейчас ем голландский Droste, coffee cream. Критерии такие: он мелкими, размером с 5 рублей, дольками, в цилиндрической упаковке, что очень удобно для доставания, отламывать не нужно - вот вам и иррациональность покупателя и исключение из правил :)

Предлагаю тем, у кого есть свой бизнес и реклама, вставить becasue и посмотреть, что получиться :) Я не совсем верю в практичность экспериментов с ксероксом - это психология обычная. А маркетинг - это психология экстресмальная :)

5:23 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Слав, случайного посетителя не удержишь, да и не зачем. Надо дать реальную причину, чтобы оставались те, кто нужен. Их не так много. Где-то с неделю назад мне пришла одна идейка безбашенная и мы с партнером сейчас ее реализуем (просто я не технарь и кодировать не умею). Как только сайт появится, я посмотрю, станет сайт "саморазмножаться" или нет. Если станет, то я как и любой человек, который крепок задним умом, возьму и объясню, почему так получилось.

5:48 AM  
Anonymous Anonymous said...

А мне пример с ксероксом понравился :) Занятно!

11:04 AM  
Anonymous Anonymous said...

Увеличение рыночной доли и объемов продаж не есть показатели успешности бизнеса. Мы же не знаем, приносили ли эти объемы какую-либо прибыль? При снижении цен жертвуют в первую очередь ей. Именно поэтому они могли прекратить эту акцию. А может быть и не поэтому. Раздача скидок - тупиковый ход: на рынке всегда есть кто-то, который предложит более низкую цену. Тем более американцы отдавали себе отчет в том, что корейцам и японцам есть, куда падать.

12:44 PM  
Anonymous Anonymous said...

Просто здорово. Правильно, иногда неважно что говоришь, а важно как.
Отличный пример с ксероксом!

2:19 PM  
Blogger UncommonBusiness said...

Я и не говорил, что GM и Ford успешны (они не успешны), и у них очень много проблем не только из-за маркетинга или производства, а из-за профсоюзов и пенсий, из-за которых обе компании могут быть банкротами. Таже я не осуждаю их решения от ценовых войн.
Фишка в другом - эта кампаний показала, что прямая реклама может быть гораздо эффективней, чем имиджевая (на рынке автомобилей). Об этом уже знали давным давно дилеры, которые как правило используют direct-response рекламу.

11:29 PM  
Anonymous Anonymous said...

Пример с ксероксом точен.
Совершенно тоже самое используется в голливудском кинематографе (наиболее известные: Красотка, мит-джо-блек, молчание ягнят).
Связь между эпизодами в сюжетном или (даже!) в ассоциативном переходе опирается на союз ПОТОМУЧТО. Именно на его наличие в процессе обеспечения связи.
При этом значение зависимой части сложного предложения НЕВИЛИРУЕТСЯ.

11:49 PM  
Anonymous Anonymous said...

Дима, ты же жил в Штатах, и ты должен понимать, для чего и какими методами делается банкротство таких гигантов, как ГМ и Форд. Банкротства эти - чисто технические вещи. Собственно, под соусом банкротства проводится т.н. реструктуризация и сбрасывается "балласт" в виде пенсионеров и прочих социальных нагрузок. Работники как работали, так и работают, некоторых, возможно уволят, некоторым урежут бенефиты. Профсоюзы никуда не денутся - в "расти белт" они рулят.

В проигрыше в основном окажутся пенсионеры, на содержание которых только в ГМ тратится примерно 4К с каждой проданной машины. Скотство, конечно, но что делать...

2:07 AM  
Anonymous Anonymous said...

УУпс. Я хотел сказал, что прочитал пост, не нашел стержня, еще раз перечитал и опять не нашел - просто несколько примеров из бизнеса. Автор хотел сказать что некоторые ходы нельзя описать исходя из того опыта, который мы имеем на данный момент?


PS: сотрите пожалуйста предыдущие два.

2:44 AM  
Anonymous Anonymous said...

Критикам Дмитрия:

В споре не рождается истина, в споре рождаются ссоры.

Дмитрий делится с нами своим опытом и своими мыслями. Реальным опытом и действительно стоящими мыслями.

Хотите покритиковать? Делайте это на том же уровне.

Примеры, факты в опровержение его фактов.

Действительно умные мысли в опровержение его мыслей.

Дмитрию: очень интересно читать! Особенно интересно, когда твои мысли перекликаются с собственным опытом.

Удачи. Максим.

1:45 AM  
Anonymous Anonymous said...

Дим, с некоторыми твоими репликами в постах не согласен, с некоторой критикой местных читателей согласен. Но спасибо тебе за то, что ты всё это пишешь и всё это анализируешь. Это очень интересно и позволяет раскинуть своими мозгами в очень необычных направлениях.

2:38 PM  

Post a Comment

<< Home