Wednesday, December 10, 2008

Технология шуток.

Спонсор месяца - Вылечи свои финансы. GlavMed поможет.

Сайт дня (как попасть) - http://thepresidentofrussia.blogspot.com/

Несколько дней назад я писал про книгу, которая посвящена теме придумывания шуток. Несколько людей тогда спросили меня, как она называется, но мне лениво лазить по коробкам и искать ее. Но суть книги достаточно простая и ее легко пересказать.

Шутка работает из-за встроенного противоречия, которое и дает элемент неожиданности. Структура шутки, как правило, такая – Setup, Punch Line. Иногда , когда речь идет о чем-то, что знают все, можно обойтись и без Seup, но тут пойдет речь о классической схеме.

Setup – это начало шутки, которое производит необходимое ожидание, которое и будет разрушено следом для комического эффекта.

К примеру, комик выходит на сцену и говорит:

«Сегодня с утра я пробежал три километра …»

Ожидание, что человек занимался физическим спортом. Если что, setup можно усилить ремаркой, что вы чувствуете себя бодренько или выйти на сцену в спортивной форме, будто вы бегун.

Punch line теперь будет разрушать setup. То есть вы с утра пробежали несколько километров не по причине пробежки, а, скажем, потому что автомобиль не поставили ручник:

«Я такой бодрый с утра, пробежал три километра… Теперь буду помнить ставить машину на ручник…»

В каких еще ситуациях человек может бежать? Как насчет воровства сумок?

«Я такой бодрый с утра, пробежал три километра… Просто удивительно, на что готовы женщины, когда не хотят расставаться с сумочкой».

Какие еще могут быть варианты бега, помимо катящейся машины и воровства сумок? Допустим вы зацепились за что-то.

«Я такой бодрый с утра, пробежал три километра… Если бы водитель не заметил, что … то я бы наверняка пробежал все десять».

Так как комический эффект у шуток с одной и той же вводной, но разными punch line, может быть различный, то комики зачастую пишут по 3-5 вариантов, чтобы выбрать наиболее удачный.

Теперь остается только произвести необходимое количество setupов, что достаточно просто, потому что вам необходимо выписать список ожиданий (то есть, что есть «норма»). Возьмите тему «семья». Что есть ожидаемая норма? Минимум, что семья живет вместе. Следовательно, это можно взять за setup и тут же его разрушить.

«Знаете, вот приехал я к вам в Питер, и понял, что такое настоящее мужское счастье. Настоящее мужское счастье, это когда у тебя любимая жена и любимые дети … в другом городе».

Какие еще есть ожидания? Что жена жива. Давайте сделаем ее мертвой.

«Последние пять лет – лучшие в мой жизни. Мы с женой ни разу не спорили. Она умерла в 2003 от рака».

Что еще? Как насчет того, что когда человек говорит «жена», он имеет ввиду «моя жена». Следовательно, для шутки она должна должна перестать быть вашей.

«Я очень люблю жену (пауза) соседа». Или «Я очень люблю жену (пауза) Путина».

В этом жанре (добавление одного слова, которое кардинально меняет смысл предложения) был королем Эмо Филипс. Oh, you know, I like to shop … lift.

Список ожиданий можно продолжать до бесконечности. Жена – женщина, следовательно можно сделать шутку по теме брака голубых. Жены, как правило, того же возраста, следовательно шутку можно сделать, превратив ее в дошкольницу или пенсионерку. И так далее и до бесконечности.

Если вы с этим «новообретенным» знанием посмотрите заново на шутки, то вам станет все понятно. Вы даже сможете легко придумывать альтернативные окончания. Это «техника» не является чем-то секретным – ею владеют все, кто профессионально занимается юмором. Но обычные люди этого не знают, поэтому я с вами делюсь. Цените мою доброту.

Форум успешных вебмастеров

Как Microsoft выкидывает миллионы долларов на рекламу, борясь с Apple

Может ли подделка стать брендом?

Паукология - Тарантулы

Спонсор месяца - Вылечи свои финансы. GlavMed поможет.

17 Comments:

Anonymous Anonymous said...

Как же ты теперь шутить будешь ?
Мы теперь все проанализируем.

2:56 AM  
Anonymous Anonymous said...

Встречаем нового резидента Comedy Club - Дмитрия Давыдова! Ихааа...=))) Интересно, а ребята из камеди, или те кто пишет для них шутки тоже читают такие книжки..=))

5:38 AM  
Blogger Nikolay Kuznetsov said...

хороший пост...

только талантливые люди находят хорошее противоречие или даже можно сказать "красивое", а не очень талантливые - "не очень красивые"...

пример "некрасивой" - про смерть...

7:23 AM  
Blogger Ununseptium said...

Бля, ну напиши название книги!

8:17 AM  
Blogger Бомж Без Колес said...

Почитал сегодя блог Давыдова...
хорошо, что распечатал последний пост, а так бы жопу совсем нечем было вытереть.

У меня уже получается, или не очень?

8:54 AM  
Blogger Бомж Без Колес said...

Или вот так:

Захожу я значит в туалет, ну так, посрать чутка...
а там Давыдов какашку рассматривает: "Какая интересная завитушка" - подумал Давыдов. "К дождю наверно", - подумал я...

8:58 AM  
Anonymous Anonymous said...

Я сто лет назад догадался.

Главный вопрос совсем в другом - как научиться импровизировать прямо на ходу? Не сидя дома и подготавливаясь вечерами, а именно экспромтом. Как тренироваться? Быстро выделять сетап и придумывать неадекватную концовку?

9:12 AM  
Blogger Иван А. Ильин said...

Кстати, знание технологии – ничуть не делает шутки хуже. Американцы очень процедурны, механистичны... Казалось бы! А вместе с тем – шутят-то очень хорошо. Надёжно. Как пример шуток строго по описанному алгоритму:

Джек Хэнди "Глубокие мысли", очень смешно.

Вообще – описанное «ожидание нормы, и не норма в итоге» — это частный случай большего алгоритма, звучащего примерно как: «количество уточнений сцены вдруг резко возрастает. Например – по экспоненциальной функции». Могу ошибаться, но кажется, что Евгений Ваганович Петросян (?) писал диссертацию по подобным технологиям смеха.

9:42 AM  
Blogger Unknown said...

про жену умершую от рака нихрена не смешно...
Давыдов, ты вроде собирался заниматься интеллектуальным юмором или будешь клепать пердежные шутки ал-я петросян?

10:23 AM  
Blogger Saycheese said...

А для окончательного выноса мозга - Пропп В. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре

12:52 PM  
Blogger Stimmi said...

Да можно одним словом - парадокс. Парадокс - это основа шуток. Ну, например

Жена Давыдова: по ночам Дима ласково ругает меня матом и светит карманным фонариком.

Вот тут парадокса как бы нет, потому что Давыдов сам говорил, что ругается матом в жизни и что жена выключает свет при сексе. Где же парадокс, спросить искушенная публика. А вот где - Давыдов сам заложил в эти вещи уже нечто парадоксальное и смешное, поэтому их использование комильфо.

А вот пример чистого парадокса:

Жена Давыдова: когда-то я попыталась начать читать блог Димы... но потом почему-то погас свет, а на утро компьютер был под паролем. Дима сказал, что это глюки Гугла.

Хуйня, согласен, но для примера и камента сгодится.

3:03 AM  
Blogger Nik said...

Бля, давыдов, не мог не запостить: это по моему шедевр псевдоновостей
pdrs dp ua/type/type29.html

тот сайт вообще дивный фейк , как говорится я плакал от смеха:)
обязательно глянь :)

8:35 AM  
Anonymous Anonymous said...

Браво, Вы поняли тот мой старый коммент про смену парадигмы

12:36 PM  
Blogger Serge said...

Эх кто бы эту истину петросянам рассказал...

12:37 AM  
Anonymous трансфер фактор said...

Про Петросяна, верно подмечено :)

8:41 PM  
Anonymous Anonymous said...

А мне больше нравятся нестандартные статьи с нестандартным и не шаблонным юмором. Вот например: http://glumor.ru/ Чувак пишет об обычных вещах, но пишет не по-обычному, как по мне.

4:55 AM  
Blogger Dmitry said...

Классно! Кратко, но с примерами интереснее читается и сразу дает заряд вдохновения! :-)

11:18 PM  

Post a Comment

<< Home