Saturday, August 19, 2006

А Ваш Бизнес Колымит?

Я уже касался этой темы, но впечатления от ремонта (слава богу, он закончился) свежи. Поэтому поговорим чуток о колыме, халтурке, джинсе и прочем побочном заработке.

Время от времени наемные рабочие становятся «ситуационными предпринимателями». Водила за вознаграждение подвезет товар, куда нужно, работник ЖЭКа за таньгу что нужно подкрутит, и так далее.

Что меня удивляет, это что БИЗНЕС не колымит. Простой пример. Мы поехали в крупный строительный центр, чтобы купить ванну, сантехнику, плитку и так далее. Когда начали оформлять доставку, то оказалось, что на следующий день они доставить ничего не могут, так как машины все заняты, и ближайшая доставка только на пятницу (дело было во вторник).

Пришлось нанять грузовой микраш, и за те же деньги я перевез груз. Возникает вопрос – если в магазине такая острая нехватка транспорта, почему бы не оставить свои грузовики на бесплатные доставки (для потративших крупную сумму), а платную доставку отдать частникам, получая от них официальный «откат»? Ведь людям все равно приходится нанимать частников?

Когда я покупал плитку (в отделе работают очень толковые ребята), мне много что подсказали, но никто не спросил – а у вас плиточник уже есть? В Америке существуют сотни referral businesses, компании, которые могут посоветовать вам хорошего строителя (и не только), а в обмен они получают либо фиксированную сумму ежемесячно, либо процент с каждой работы (в качестве примера можете посмотреть http://www.homeownersreferral.com/ )

Но в России этого нет. Мы заказали кухню, но нас не спросили, нужна ли нам спальня или кресла. Фирма торгует только кухнями и шкафами-купе, и им в голову не приходит, что можно «колымить» получая процент от коллег, которые торгуют мягкой мебелью.

Самое удивительно, что все это есть на уровне частных лиц. Наша риэлторша знала всех – и в ЖЭКах, и в юстиции, и в БТИ, и квартирных перевозчиков – и все находят способы взаимовыгодного сотрудничества.

Я большой сторонник автоматического колыма (то есть когда самому работать не надо). На своих сайтах всегда стремлюсь иметь как минимум два различных источника дохода (вот только что начал эксперименты с Amazon.Com, как будут цифры – расскажу).

Так может пришло время и бизнесу серьезно задуматься о том, что нужно «колымить»?

24 Comments:

Anonymous Anonymous said...

Описанной в посте ситуации можно найти только одно объяснение.

Как-то мы втроем с друзьями во время очередной коньячной церемонии обсуждали тему успешностиотдельных бизнесов и бизнесменов. Мы отметили с некоторым удивлением, что вполне успешные с виду ребята - посредственности и работают посредственно.
Мы сделали такой вот полупьяный вывод: в нынешних условиях конченные соревнуются с полуконченными. И полуконченные смотряться на фоне остальных просто звездами.
Конкуренция все еще слабая, мозги все еще не работают даже на 50 %.

Сам вот теперь сяду и буду думать, как это у себя учесть. Надо ж как-то торопить то вермя, когда я сам из полуконченного стану примерно нормальным:)

4:32 AM  
Anonymous Anonymous said...

Со слов одного знакомого бизнесмена: "Любой колым заметно не сразу и вроде бы и не надо думать о завтра, когда есть доходы сегодня, но вся фишка в том, что это и есть чуть ли не основной источник доходов. Грубый пример: у тебя два бревна. Ты взял и сделал из них две зубочистки. Отдал заказчику. У него есть зубочистки, а у тебя опилки. Куча опилок. Что с ними делать - вопрос другой. Но вот это дополнительное преимущество, сопутствующий доход отличает успешный бизнес от всех других"
Так вот везде слова "ты, я". А если бизнес довольно большой и не имеет обратной связи: служащим платят им всё равно, они колымят для себя, а не для бизнеса. Хозяин в детали особо не вникает, поскольку нет времени. Теряется гибкость. А вместе с ней и возможность подработать. Вот и получается, что колымить в наших условиях принято в основном только людям, а не бизнесу.

5:00 AM  
Anonymous Anonymous said...

Ну и кто будет в "бизнесе" всей этой "колымой" управлять??
Продавец? Менеджер? Владелец?
Продавец не будет - ему за это не платят, да и времени нет на организацию учет и пр.
Менеджер тоже не будет - время и возможность по организации есть, но... могут обвинить в "совместительстве"!
А владельцу такая колыиа нафиг не нужна! Товар и так покупается, а тратить собственные деньги и время на организацию доп.сервиса нет ни времени, ни желания!!

5:14 AM  
Anonymous Anonymous said...

если речь идет о сервисе для клиента, то это все временно

рано или поздно это кто-то сделает

или ты , или твой конкурент

так вот, тот, кто сделает, получит конкурентное преимущество

5:19 AM  
Anonymous Anonymous said...

Если бизнес будет колымить, у него не будет направленности, и он в конце концов умрет (Согласно Трауту). Не говоря уже о том, что такие мелкие колымы крупнякам нафиг не нужны - это частники все суетятся ради лишней копейки :-)

Например, получает этот владелец чистый лимон в месяц дохода рублев - нафик ему лишний гемор из-за двадцатки левых тыщ?

5:26 AM  
Anonymous Anonymous said...

"Колым" (не нравится мне это слово)
- это аутсорсинг. Во всяком случае в той форме, как тут Дима описал со своим ремонтом. И это очень даже по Трауту.

5:32 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Я просто представляю свою точку зрения. Я против калыма, который расфокусирует или требует доп усилий. Но калым, в том виде, в котором я описал, никак не напрягает бизнес.
Вот вчера я зарегистрился аффилиатом в Амазоне. Сегодня у меня первая продажа. Мне щедро дали 4% с книги и я стал богаче на 63 цента. Это, кончечно, копейки, но это только начало. У меня есть масса постов (на англоязычных ресурсах) про бизнес, про АдСенс и т.д. Почему бы в конце поста не прибавить ссылку на книгу по теме? Вот так я колымлю на себя. АдСенс для меня когда-то начинался тоже с центов, а теперь год АдСенса может купить мне неплохую подержанную иномарку

6:58 AM  
Anonymous Anonymous said...

я плохо понимаю слово "калым"
оно мне не свойственно

но я понимаю вот что:

моя услуга очень узкая и специфичная, но в ней я бучший в городе

я правильно делаю, что не распыляюсь на всякие доп услуги, потому что мне надо держать фокус и "атаковать себя" в том, в чем я лучший и в том, что мне дает неплохие деньги.

но когда моим клиентам надо что-то дополнительно (чем мне впадлу заниматься), у меня должны быть готовы ответы: пойди туда, попроси о том-то, получишь на лучших условиях в этом городе.

Да, я могу тут поступить двумя путями:
1. получать комиссию
2. договориться, что если клиент говорит, что от меня, он получает особую цену
Чаще делаю второй вариант (хотя по-разному с разными услугами). Клиентам очень нравится, что мы позаботились о них и выдурили для них особые цены и условия.

При таком втором варианте я даю лучший сервис (руками партнеров), ставлю выше цену чем у конкурентов, но получаю все равно больше клиентов, потому что их радует такой подход.

И я это называю аутсорсингом. Я же вроде выношу эти работы за рамки своей компании, но мог бы и сам этим заниматься (а для меня это головняк неоправданный).

7:29 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Аутсорсинг, это когда ты часть своей работы передаешь на сторону. То о чем говорю это получение дополнительной прибыли из той клиентской базы, что у тебя есть. Я привел абсолютно реальные примеры. Я брал кухню в фирме, которая занимается ТОЛЬКО кухнями и шкафами купе. Вероятно у них есть хорошая причина, почему заниматься только этим. Я и не заставляю заниматься их другим. Но мебельшики знают друг друга. Они могут договориться - вот тебе купон со скидкой. Ты даешь своим клиентам, и если они покупают у нас, ты мы тебе даем "откат". Во всем мире это называется referal fee или finders fee.

8:03 AM  
Anonymous Anonymous said...

ну так это теоиртически моя работа, только я ее передал на сторону еще до того, как взялся за нее
все это условно

буду понимать реферралс фи как разновидность аутсорсинга.
суть того, что я делаю, все равно не меняется

8:09 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Аутсорсинг не приносит и не может приносить прибыль. Только снижение издержет. То, о чем говорю я не аутсорсинг. Вы ничего никому на сторону не отдаете. Вы берете со стороны информацию, передаете своей клиентской базе и получаете за это деньги. Вот и все.

8:48 AM  
Anonymous Anonymous said...

Дмитрий, Честных очень часто упрекают в том, что он стал слишком много внимания уделять партнерским программам по книгам и перестал делать интересный контент.
Ты пойдешь таким же путем или будешь по-прежнему зарабатывать исключительно на нерусскоговорящем сегменте?

9:16 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

На Честных наехал ОДИН ИДИОТ. И все. Он с БлогДжета за день зарабатывает много больше чем с партнерок. И блог он свой делал отнюдь не для этого. Но я его отлично понимаю. То, что он делает - очень здраво. Это первый момент. И второй - наличие или отсутствие партнерки не как не пересекается с качеством блога.

В своем блоге я книги не упомнинаю. Я и АдСенс повесил первоначально, потому что у меня не было счетчика, а АдСенс мне давал показы и я так траф прикидывал. На 15 баксов, которые дает АдСена на этом сайте - не проживешь. Но с другой стороны за год набегает сумма, которой можно платить за выделенку три месяца. Поэтому я и оставил.

Сэм Уолтон, будучи миллиардером, нагинался, когда мелочь под ногами видел.

9:30 AM  
Anonymous Anonymous said...

Колым, вообще обычно за жену платят, а тут выходит за клиента что-ли? :) Ну не важно, спасибо Дим идея классная. Причём к этому можно подйти и по другому - покупка клиента. Т.е. если ты плиточник пойди и пройдись по магазинам города и тупо раздай флайерсы продавцам, предварительно договорившись с директором. И к какждой пачке проданной плитки будет прилагаться такой флайерс. Т.е. можно задать и второй вопрос. А кому заплатить калым?

8:55 PM  
Blogger UncommonBusiness said...

Я вообще за то, чтобы платили вам, а не вы. Но направление мысли понятно. Только ответ можно дать на что-то конкретное. С кем может договориться веб дизайнер, к примеру? С хостером. И наоборот.

10:21 PM  
Anonymous Anonymous said...

заниматься только этим. Я
и не заставляю заниматься
>их другим. Но мебельшики
>знают друг друга. Они
>могут договориться - вот
>тебе купон со скидкой. Ты
>даешь своим клиентам, и
>если они покупают у нас,
>ты мы тебе даем "откат".
>Во всем мире это
>называется referal fee или
>finders fee.

Ага, а в е-бизнесе, это называется либо "обмен ссылками" - если речь просто о трафике, либо "обмен афилейтными билдами" - если речь о товаре.

12:18 AM  
Anonymous Anonymous said...

«Они могут договориться - вот тебе купон со скидкой. Ты даешь своим клиентам, и если они покупают у нас, ты мы тебе даем "откат".»

Мы долго ломали голову над фазой «если они покупают у нас, мы даём тебе откат». Партнёр никак не может этого проверить. А на слово верить у нас в стране не принято. Есть ли какие-то иные варианты?

1:30 AM  
Anonymous Anonymous said...

Дмитрий, хотел у тебя кое-что спросить, но это немножко не по теме и касается Адсенса. не обладаешь ли ты вот какой инфой: сколько кликов в день по рекламе "прощает" гугль, сколько их может быть максимально (в %%) по отношению к трафу.
может человек с одного и того же айпи кликать по разу каждый день..
ну ты понимаешь конечно о чем я..
допустим есть у меня три десятка друзей которые находятся в штатах и европе и могут смотреть дорогую западную рекламу от адсенса ну и кликать иногда.
расскажи, пожалуйста, что знаешь на эту тему

2:16 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Аноним, обманывать Гугл бесполезно. Они отслеживают конверсию. Если люди кликают, но ничего не покупают, то ранр или поздно вас просто забанят.

6:54 AM  
Anonymous Anonymous said...

Дмитрий, описанная ситуация со строителями - и строительными супермаркетами - это частность. В Киеве к примеру, есть строительные супермаркеты в которых доставка - не проблема вообще - могут доставить любой заказ. Но, повторюсь, это частности. А более глобальные принципы заложены в экономическую систему, которая в нашем случае, по идее, должна толкать людей в производство - поскольку до сих пор имеем кризис производства, покрываемый за счет импорта, с другой стороны есть кризис потребления - из-за низких доходов населения. С третьей стороны - оба эти кризиса создают предпосылки для плохого сервиса - поскольку сервис развивается там, где решены проблемы производства (пром. и с/х) - оно эффективно и работает без особых проблем.
Аффиляты появляются там, где существует серьезная конкуренция.
Возьмите статистику, к примеру на - http://worldfactbook.com/ или на http://www.cia.gov/cia/publications/factbook/index.html
посмотрите какова процентная занятость в промышленности и сельском хозяйстве и в сфере услуг.
Украина
-----
agriculture: 18.7%
industry: 45.2%
services: 36.1%

Россия
-------
agriculture: 5.4%
industry: 37.1%
services: 57.5% (2005 est.)

США
---------
agriculture: 1%
industry: 20.4%
services: 78.7% (2005 est.)

Вот когда у нас в Украине и России процент занятых в services вплотную приблизится к цифре 70% - Вы увидете как поменяется ситуация. Мне, кстати. кажется, что по России цифры в services завышены на 5-10%.

Жаль, у меня нет своего блога :-) Думаю, нужен он мне или нет. Есть форум и несколько сайтов.

8:42 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Аноним, проблема не в сервисе. В Бауцентре (где я покупал материалы) отличная служба доставки. И если ты покупаешь сверх определенной суммы, то доставка вообще бесплатная. Но проблема в том, что летом, когда все делают ремонт, организовывается очередь и приходиться ждать. Поэтому не проблема в сервисе. Покупать еще одну машину и набирать народ, чтобы зимой их уволить - глупо.
Пост не о том, что сервис надо лучше делать, а о том, что надо выжимать больше денег из того, что ты имеешь.

9:11 AM  
Anonymous Anonymous said...

Идея, конечно, здравая, но увы, не все так просто в нашем славном гусударстве ;(

Первое - никогда не можешь быть уверен в качестве услуг рекомендуемого партнера. Сам регулярно сталкивался с ситуацией, когда отправляешь клиента к партнеру, а он потом возвращается с претензией - куда это вы меня отправили, меня там обслужили плохо.

Второе - сплошь и рядом недоверие между партнерами присутствует. Причем не на пустом месте. Расчеты между партнерами - это отдельная больная тема, всегда мерещится что кто-то кого-то обувает. А иногда и впрямь обувает. Ведь проконтролировать, действительно ли отправленный клиент заказал усулгу сложно, чаще всего приходится полагаться на честность партнера.

Третье - если спрос на партнерскую услугшу невелик, то проще разводить руками, чем иметь геморрой со взаиморасчетами (которые еще нужно как-то по бухгалтерии проводить). А если велик, то проще организовать собственное подразделене, которое будет заниматься оказанием таких услуг.

Резюме - российскому рынку до "колымных" отношений очень и очень далеко. Они возможны только тогда, когда все вокруг джентльмены и все такое.

2:58 AM  
Anonymous Anonymous said...

Оглянитесь вокруг: примеров калыма все больше и больше.

Что есть в нашем маленьком городке:

Кредитные отделы во всех крупных торговых центров.

Владельцы автосалонов предоставляют рабочие места сотрудникам банков, чтобы те выдавали кредиты.

Автосалон договорился с владльцем эвакуатора: на эвакуаторе реклама автосервиса этого салона, а в салоне и аавтосервисе -- визитки с телефоном эвакуатора.

В автосалоне вам подскажут, где и как оформить автомобиль в лизинг.

9:56 PM  
Anonymous Anonymous said...

Иногда таких калымщиков очень не хватает.
И так удобно, когда если у продавца нет какого-то товара, он подсказывает, где можно взять.

3:17 AM  

Post a Comment

<< Home