Wednesday, May 17, 2006

Креатив, Креатив, Креатив.

Дайте мне креатив, надо покреативней, мало креатива, креатив, креатив, креатив. Жопа, жопа, жопа. Простите, сорвалось.

Меня всегда называли креативным. В большей мере не заслуженно, конечно, но, черт побери, приятно. Правда, у меня свое понимание креатива.

Все думают, что креатив – это КАК. Ярко, необычно, шокирующе, вызывающе, смешно, иронично, и так далее. Но я сторонник того, что креатив – это ЧТО.

Я вообще считаю, что ЧТО это и есть главный вопрос рекламы. ЧТО СКАЗАТЬ? Большинство рекламы отстой, что уж тут говорить. Но почему она отстой? Потому что она «скучная, неинтересная, некреативная»? Или потому что реклама обычно ничего не говорит?

Мне кажется, что проблема креатива существует, и проще всего ее сформулировать так – НЕЧЕГО СКАЗАТЬ. Каждый день, когда я вижу рекламу Арсенального, вернее новой пластиковой бутылки, которая называется «кольчуга», я понимаю, что ребятам просто нечего сказать. И Балтике нечего особо говорить. И Толстяку. И Очакову. И Бочкареву.

«Я такой же, как и все. Купи меня». Вот и весь message.

Тут-то Витязь приходит и на распутье. Что должен сделать в ситуации креативщик, когда его просят сделать креативную рекламу для стандартного говна? Есть два варианта – отказаться и сказать, что мы с говном не работаем. Либо начать наряжать говно гирляндами под музыку техно, чтобы было «креативно».

Мне кажется, что есть всего один рекламщик, который правильно работает. Рой Вильямс. В отличие от других рекламщиков, Рой Вильямс понимает, что он не всемогущ. Поэтому он не берет все заказы. Более того, он говорит, что он не придет на совещание, и не будет участвовать в тендерах. Это заказчику придется лететь к нему в Техас. Разговаривать он будет только с главой фирмы и только с одним человеком (Рой ненавидит рекламные комитеты). Удовольствие поговорить с Роем обойдется в $5000. Да, кстати, он еще заранее предупреждает, что отвечает отказом 90% всех заказчиков. То есть, работает с 1 из 10. С тем, кто ему понравится.

Впрочем, забудем о рекламе. У многих людей стоит вопрос – КАК МНЕ … Как мне привлечь народ на сайт, как мне заинтересовать людей семинаром, как мне обратить на себя внимания, как сделать так, чтобы заказывали именно у меня, как стать богатым и знаменитым, и так далее.

Замените КАК МНЕ на ЧТО Я? Что я говорю или делаю или что я собираюсь сказать или сделать, чтобы получить то-то и то-то.

И тут вы с удивлением обнаружите, что у вас в голове пустота. Что на самом деле вы абсолютно не знаете, что вам сказать. Или то, что вы готовы сказать, подпадает под классификацию «ментального пердежа».

Если вам нечего сказать, то чтобы вы не говорили, стопроцентно будет некреативно. Поэтому самое креативное – молчать, пока вы не поняли, о чем стоит говорить.

19 Comments:

Anonymous Anonymous said...

Дмитрий, Respect:-)))

Интересная деталь: если есть всё-таки ЧТО сказать, бывает сделать это даже сложнее, потому что и выделиться хочется (чтобы обратили внимание) и выдумывать креатив, портящий суть послания как-то глупо:-(

Пример из Новосибирска. Есть местный завод, который делает по-настоящему хороший лимонад, однако все покупают предельно вредную для здоровья Coca Cola и прочее дерьмо.

Сказать есть что: "от нашей продукции вы не сдохните, у нас нет вредоносной хероты, мы не говно".

Есть послание, но почти невозможно его как-то донести: прямым текстом слишком примитимно, а ежели это сделать "креативно" - так вообще лажа получится.

Коллеги, приведите пример рекламного креатива (КАК?), когда на самом деле есть ЧТО сказать?

10:16 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Очень креативно поступил хозяин Pizza Domino. Его пицца реально ничем не отличалась. Он мог бы придумывать разные глупости. Но он решил наити, что сказать. И сказал.
Свежая, горячая пицца будет доставлена к вам в течении 30 минут, или она бесплатна. И так он стал миллиардером.
Известная история.

10:26 AM  
Anonymous Anonymous said...

Спасибо, Дмитрий. Отличный пост.

Действительно, маркетологи подчас увлекаются "подачей", не обращая внимание, что подавать-то, в общем-то, и нечего. Именно поэтому реклама так чертовски раздражает.

Если бы в рекламных паузах нам не предлагали одно и то же дерьмо под разными соусами, то, вероятно, реклама была бы чуточку терпимей.

11:43 AM  
Anonymous Anonymous said...

Все бы хорошо если бы не...
Замечу сразу, что полностью согласен со всем что написано. Просто хочу добавить свои пять копеек.
Далеко не всегда виноваты маркетологи в плохой рекламе: я думаю в 50% (а то и больше) российских компаний отдел маркетинга является неким аппендиксом, созданным владельцами/директорами на порыве вдохновения. В такой ситуации от отделов ждут "типа креатива", при этом маркетологи из-за лени или по разумению руководства не получают необходимой информации и вообще далеки от реалий. В итоге реклама делается не для публики (ака целевой аудитории, уж простите что так выражаюсь в приличном обществе), а для руководства компании.
Вообще, я считаю появление профессии маркетолога недоразумением (хотя им то я и работаю). По сути дела, маркетолог в компании должен брать на себя функции, характерные предпринимателю: думать как сделать компанию богаче. Но наемник не может на 100% заменить собственника-предпринимателя, просто потому, что помимо него существует масса народу влияющиего на его действия. В итоге функции маркетолога сводятся к жонглированию никому не нужными цифрами ради прикрытия своего зада или в угоду директору-математику и созданию "креатива".
Людей этой профессии, способных сломать преграды, мешающие качественно делать свое дело можно пересчитать по пальцам. Это единицы, которые по каким-то причинам (и я даже догадываюсь по каким)не ушли в свой собственный бизнес.
Отсюда, становится ясно, почему Рой Вильямс посылает 90% заказчиков в долгое эротическое путешествие. Потому, что коэффициент полезности работы с этими 90% будет крайне мал для одной из сторон (а скорее для обеих).

Дмитрий, спасибо за блог - читаю с удовольствием.

11:02 PM  
Anonymous Anonymous said...

В добавление к последнему коменту о том, что реклама делается для руководства:

В Новосибе есть компания, где шеф рекламного отдела при размещении на доржных щитах руководствуется совершенно охренивающим критерием: чтобы видел директор (он же собственник).

Изучается маршрут его движения (коттедж - головной офис - квартира - любимый ресторан ) и на нём устанавливается наружка:-(

Надо отдать этому рекламисту должное: охват выбранной им "целевой аудитории" тотален:-)

11:41 PM  
Anonymous Anonymous said...

я так понимаю что в сфере шаревары вопрос "КАК говорить" и "ЧТО говорить" стоит так - может ли продукт продавать сам себя или его должен продавать маркетолог?

однако судя по некоторым успешным шареваре-проектам "КАК" может перевешивать "ЧТО" ибо некоторые раскрученные продукты которыми мне к примеру приходится пользоваться такое Г.... однако начальство повелось на "КАК". Итог - не все так однозначно. "КАК" тоже может делать статистику несмотря ни на что (ни на "ЧТО") :)

12:04 AM  
Anonymous Anonymous said...

Простите за офтоп. Давно язык чесался.

Господа шароварщики, вас много тут судя по всему. Если кому не трудно, просветите дремучего сибирского пресс-секретаря (или ссылочку толковую дайте), откуда в шароварении деньги?

КТО, КАК и ЗАЧЕМ платит? Особенно непонятно про шароварные игры. Шаровара - это ведь, насколько можно понять из названия, софт общего пользования (типа Winamp). Неужели нельзя его без лишних затрат просто стибрить?

12:45 AM  
Anonymous Anonymous said...

Дисклаймер: не работаю в компании Кока-Кола, и никоим образом не имею к ней отношения, кроме как потребитель. Но держу глаза и уши открытыми.

ВОПРОС: Почему так сильны старые советские стереотипы насчет "вражеского напитка" Кока-Колы? Лень почитать? Подумать? (см. пример из Новосибирска выше.)

Общеизвестно, что она производится из натурального сырья, прошла сертификацию во всех замороченных на экологичности продуктов европейских странах...

Неизвестно еще, из чего делается тот "хороший местный лимонад", кстати.

Если и в работе такой маркетолог опирается на мифы и стереотипы, остается только его пожалеть... :-(

1:57 AM  
Anonymous Anonymous said...

Аноним, положите кусок маса в Coca Cola на несколько дней, а потом представьте что это была ваша печень и посмотрите:-((

Про местный лимонад. Давайте предположим, что делается он на самом деле из нормального сырья.

Так и самое главное: по существу. Как это сообщение можно донести (предположим, что оно - правда)?

2:07 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Я работал на местном телевидении. И к нам приходило много правдоискателей. У людей были реальные проблемы. Например, в 10-этажном доме канализация не работала. Говном залило весь подвал, а мэрии было плевать. Они пришли к нам за правдой, на телевидении. Редактор с ними поговорил и сказал - мы не поедем. Нам это не интересно. Вы не представляете, сколько человек приходят на ТВ или в ту же Комсомолку, где я подрабатывал. И всем отказываем, если это не интересно. Критерий - "Колокольчик" лучше Кока Колы не есть верный путь. В арсенале маркетолога должен быть выбор вообще никак не рекламировать местный колокольчик, а убедить в необходимости розлива принципиально нового напитка, например витаминизрованной воды, которая сейчас с США самый быстрорастущий сегмент напитков.

2:52 AM  
Anonymous Anonymous said...

Хорошая мысль:-)))

3:28 AM  
Anonymous Anonymous said...

Очень понравилось "Все думают, что креатив – это КАК", так как являюсь постоянный читателем одноименного журнала ;)
www.kak.ru
Хороший каламбур!

5:18 AM  
Anonymous Anonymous said...

Хе-хе... :-)
Положи в ОБЫЧНУЮ ВОДУ мясо на несколько дней, и посмотри, что получится.

Если положить в ГАЗИРОВАННУЮ ВОДУ, то получится быстрее.

Действительно, хороший вопрос - как компании бороться со стереотипами? СС это нафиг не надо, она продает и все, а вот вдруг у компании появилась такая необходимость?

4:31 AM  
Anonymous Anonymous said...

Креатифф для Колокольчика.
Антураж такой же, как и для рекламы чистящих средств, которые типа и микробов наповал. Одну половину унитаза (раковины) заливаете кока-колой (под маркой "обычный импортный напиток"), а другую - колокольчиком. Та половина, которая залита кока-колой замечательно отчистится от ржавчины и известкового налёта. Проверено на практике нашими эмигрантами. Чё будет с половиной залитой колокольчиком я не знаю, но если там нету всякой кока-кольской дряни, то эффект как от воды будет.

1:15 PM  
Anonymous Anonymous said...

АиК, спасибо за свежую мысль:-)

Только вот две сложности здесь: с санузлом ассоциировать колокольчик не хочется и, что тоже важно, не пойдёт эта компания на такой вот агрессивный шаг:-(

3:39 AM  
Anonymous Anonymous said...

2burmistrow: Могу привести пример, на мой взгляд, самой креативной рекламной кампании марки сока на Украине. Два года назад в киевских магазинах появилась новая марка сока. В народе назвали "одесский сок". Это была просто белая пачка с названием завода и названием сока ("томатный","яблочный" и пр.). Соки 100% натуральные. В итоге без дурной рекламы по телеку, в газетах и пр. народ гребет этот сок обеими руками. Уже даже появились подделки с таким же неброским дизайном (только коробка желтоватая и название завода другое).

8:43 AM  
Blogger Serge Ter said...

Вот еще пример креатива:
Одна израильская фирма уже 20 лет успешно продает свой продукт под девизом:
"А вы подмываетесь или подтираетесь?"

Отгадайте с 3-х раз что это за штука?..


P.S.: Кому в облом думать или как бы подсказка: на би... начинается и на ...де заканчивается :)

1:13 PM  
Anonymous Anonymous said...

Прежде всего не надо употреблять английских модных слов типа креатив, VIP, эксклюзивный, элитный, ребрендинг, рестайлинг. Эти самые "креативщики" под такими ничего не значащими словами прячут свою тупость, ограниченность и бесвкусицу. Нет никакого креатива и брендинга-ребрендинга тоже нет. Думать просто надо своей головой.

9:29 PM  
Anonymous Anonymous said...

Неважно как, важно что...

созвучно это мне со мной:)

недавно стал почитывать этот блог и уже приятно, что мысли совпадают

это вот к чему

какое-то количство месяцев назад я сформулировал главный и основной закон ораторского мастрества имени себя:

если тебе есть что сказать - вставай и говори
если тебе нечего сказать - сиди и молчи

гениально черт возьми

добавка: если тебе в принципе никогда никому нечего сказать - значит ты никакой, и тебе пора становиться каким

станешь каким - станешь "оратором":)

7:58 AM  

Post a Comment

<< Home