Sunday, December 13, 2009

"Под Небом Голубым" и Маршал Маклюэн

Спонсор месяца - Нас проверило время. Наши партнеры - довольны нами.

Сайт дня (как попасть) - domik.net



Нашел совершенно великолепную иллюстрацию для темы, о которой хотел написать подробно (medium is the message) Псой Короленко поет "Под небом голубым".

Этот ролик вам надо обязательно надо послушать, а так же, если есть желание, потом сравнить с версией БГ, и версиями трех исполнителей, которые начали петь эту песню ДО Гребенщикова (автор текстов - Анри Волхонский) - Хвост, Е.Камбурова, В. Луферов и таким образом свободны от его влияния. Историю песни, хотя это не принципиально для сегодняшней дискуссии, можно почитать на Вике.

Ценность "варианта" песни Короленко состоит в том, что текст подобран таким образом, что воспринимать ее серьезно, как нечто глубокомысленное и высокодуховное совершенно невозможно. И следущий шаг, которые человек делает - внимательно поразмыслив - это задать себе вопрос, а откуда появляется такое чувство после прослушивания оригинальной версии? Насколько это функции "формы" - то, что это поет БГ (а фанаты БГ, в том числе и я, автоматически исходят из того, что каждая его песня содержит смысл, иногда очень глубинный), что музыка средневековая и классическая, что делаются определенные паузы при исполнении, и что слова подобраны такие обзаром, что поддалкивает нас на мысль, что речь идет о чем-то очень важном?

Я не собираюсь вас грузить музыкой, а попытаюсь развить мысль "medium is the message" вне музыки и вне СМИ. Я думаю, что многие из вас уже знакомы с "эффектром доктора Фокса", а именно той части эксперимента, где нанятый актер изображал университетского профессора и читал совершенно бесмыссленную лекцию (Как математическая теория игры применима к физкультуре), но при этом разные аудитории студентов, аспирантов, психиатров и работников образования, очень высоко отозвались, потому что актера натаскали на то КАК надо читать лекцию (шутки, паузы, фразы, которые кажутся глубокомысленными и так далее).

Почему "Доктор Фокс", так легко обдурил все (а те и не поняли?). Потому что медиа (университетская аудитория и звание профессора) посылает сигнал - здесь говорятся умные вещи. Если вы помните мой недавний пость про иерархии - то тут имеет место точно такой же эффект. "Месседж" иерархии - что если я назвал себя главным (гуру, экспертом) - то вы ниже меня. Я знаю больше вас - вы знаете меньше меня. Если вы будете слушать меня, то может быть вы научитесь, но это так же подразумевает то, что вы относитесь ко мне уважительно, вы платите мне, а не я вам, и вам надо делать то, что я вам сказал, даже если вы с этим не согласны, потому что вы не настолько опытные, как я.

Я думаю, что вы уже успели подзабыть одного из моих любимых лоходоводов Джона Де Рюйтера. Он известен, как "молчащий гуру" и его методы, в некотором смысле более интересны в смысле "чистоты". Приемы гуру ведутся примерно так - приходит ученик и задает интересующий его вопрос. Гуру молчит и ничего не отвечает. Только улыбается. И через несколько минут ученик "получает" свой ответ и говорит, что "он все понял". Зачастую это сопровождается объяснениями, что вопрос мучал человека несколько лет, но благодаря двухминутной аудиенции он разрешился.

Если вы знакомы с психотехниками или хотя бы раз были у психотерапевта, то должны быть знакомы с техникой перезадавания вопроса. Происходит это примерно так. Вы приходите и говорите что-то вроде: "У меня никак не складываются отношения с женщинами. Я даже не знаю почему..." И вам отвечают: "Значит у вас не складываются отношения с женщинами? Как вы думаете, почему это происходит?" "Ну я не знаю, поэтому я к вам и пришел." "Я понимаю, но все-такие какие-то идеи у вас есть?". Эта техника называется feeding the questions back и ей обучают каждого терапевта. Саентологи при одитинге используют чуть другую разновидность техники - они постоянно задают один и тот же вопрос постоянно, игнорируя ваш ответ. У вас начинают сдавать нервы и вы начинаете давать другие варианты ответа.

Результат этой техники заключается в том, что в конце "сеанса" вы начинаете ощущать, что произошло нечто очень важно, что вы покопались в глубине души, нашли ответы на вопросы, которые вас давно мучали и так далее. Если не верите, попробуйте эту технику в следующий раз на друге или подруге - и вы почти наверняка получите именно такую реакцию.

Примеров послания формата можно привести множество. К примеру все западные (и наши) "эксперты о том, как стать экспертом" дают простой совет - издайте книгу, пускай за свой счет. Почему? Потому что книга автоматически посылает сигнал - я знаю, я эксперт. Шарлатаны очень любят становиться "академиками", а свои фирмы называют "институт" или "центр" или "лаборатория"? Почему? Мессадж формата.

Не стоит недооценивать силу этого феномена. Не слишком хорошо образованный, похотливый мошенник Махариши Махеш Йоги стал святейшим человеком и величайшим мудрецом для миллионов. Я знаю массу россиян, которые будут плеваться по поводу патриарха и РПЦ, но вот личность Далай Ламы или другого буддийского учителя для них будет воплощением мудрости. И это при том, что история Тибета достаточно хорошо известна и не сильно отличается от РПЦ. И у тех и у других были крепостные, которым отрубали руки за неповиновение (думаю, что на Тибете гораздо чаще, чем у нас). Или как вам такая традиция - женщина, которая переспала с Далай Ламой вывешивала красную тряпку над своим домом, как знак гордости, и бывали времена, когда тряпка висела над каждым четверным домом в Лхасе.

Тем не менее сам формат - поза лотоса, двусмысленные фразы, которые звучат умно, улыбка на лице и так далее, достаточно успешно "уговаривают" миллионы людей, что человек перед вами святой и знающий, а вы должны его слушать и учиться у него.

Естественно, находятся и те, кто (как и Псой Короленко) пытаются показать абсурдность ситуации. Одно из любимых занятий художника Бэнкси незаметно проникнуть в музей и повесить там свою картину издевательского содержания, и наблюдать, как люди внимательно на нее смотрят и пытаются понять глубинный смысл - ведь музей это то место, где находятся именно такие вещи, не правда ли. Фотограф Синди Шерман специально изменяла свою внешность и делала постановочные фотосессии, которые выдавались за "документальные", чтобы послушать, как зрители воспринимают тот или иной образ, и как много они выдумывают и додумывают за автором.

Я вас не призываю ударяться в искусство, но думаю будет полезным и не лишним, если вы понимаете, как "контекст" влияет на восприятие, и попытаете отделить, насколько это возможно", message медии от самого месседжа. Не слишком заумно?

О торговле и переговорах

Как Макс Крайнов не дал арабским шейхам себя развести.

Я в предатели пойду, пусть меня научат

Аллах сексобар! - 10 самых привлекательных женщин арабского мира

Дурацкие рекорды

Спонсор месяца - Нас проверило время. Наши партнеры - довольны нами.

6 Comments:

Anonymous Anonymous said...

Давыдов, наконец, просрался, что-ли... В последнее время подозрительно много хороших постов... Вот и этот...
Пойду ка я в ванну, обмажусь осмысленной формой и стану дрочить. И мне внемлют даже звезды... Даже Аллах...

5:06 AM  
Anonymous Anonymous said...

кстати да, удивительно. но давыдов снова доставляет

9:09 AM  
Blogger visman said...

а как в данном контексте перевести "medium" на русский - среда, обстановка?

10:09 AM  
Blogger visman said...

А популярность тоже является элементом medium?

1:34 PM  
Blogger Andrey Podgurskiy said...

Привет.

Подскажи, пожалуйста, как одним названием называеться эта вся шняга, про эффект фокса и прочие подобные наблюдения? Хочу почитать про это более полный материал (пару книг наверно) - вот это то, что мне нужно ? http://www.amazon.co.uk/gp/bestsellers/books/13396621/ref=pd_zg_hrsr_b_1_5_last

2:24 AM  
Anonymous Anonymous said...

сам ты похотливый мошенник... трезвон

10:12 AM  

Post a Comment

<< Home