Записки на полях Соломенных Псов
Спонсор месяца - Earn money with your rx pharmacy traffic!
Сайт дня (как попасть) - ntaleb.blogspot.com
Я - НЕКРОФИЛ! ХОТИТЕ ПОСМОТРЕТЬ НА МОЕГО ЛЮБИМОГО МЕРТВЕЦА?
Дочитал тут Straw Dogs Джона Н. Грея, о котором ранее писал. Предгагаю выжимку, вперемешку со своими мыслями.
1. Мемы побеждают не по содержанию правды, а по тому, насколько в них легко поверить. Корреляции между правдивостью мемов и их выживаемости нет.
2. Стратегия лжи и обмана в природе достаточно широко представлена. Есть сороки, которые закапывают свою добычу. Большую часть времени они делают вид, что делают что что-то прячут, чтобы сбить с толку соплеменников. Есть растения, которые выделяют запахи, чтобы на них сели мухи, а те их съели. Есть растения, которые выделяют запах, похожий на феромоны самок шмелей, и шмели занимаются "сексом" с растением, перенося пыльцу. Есть рыбы, у которых отросток похож на безпозвоночных, который привлекает других рыб, которые затем будут съедены. Однако очевидно, что тотальный обман приводит к смерти самого же обманщика. В человеческом обществе есть сильные механизмы наказания обмана тогда, когда обман наносит ущерб для общества, иногда очень жестокие - отрубание рук, к примеру.
Есть ситуации, когда обман чужаков приветствуется, а своих строго наказывается. К примеру, воровать у своих среди воров - крысятничество, жестоко карается. То же самое в некоторых общинах (цыганских и других). То же самое у инвестбанкиров - обмани клиента, и шеф выпишет тебе жирную премию. Обмани шефа - и вылетишь с работы, а то и срок получишь.
Проблема только в том, что если человек понял, что обманывать проще, то ограничивать себя сложно. Ненаказаный обман является сигналом, что данная стратения работает, что привлекает массу других обманщиков и хамелеонов (см. популярность профессий консультантов, инвестбанкиров, псевдо экспертов, гуру и так далее, вплоть до рэкета).
Разумно предполагать, что часть людей будут (по чисто биологическим причинам) намеренно обманывать или маскироваться под тех, кем они не являются. Насколько успешно общество выявляет или не выявляет такие фейки определяет судьбу общества, во что оно верит и так далее. Надежды на то, что люди перестанут обманывать друг друга - тщетны.
3. Человеком, как видом, правят желание размножаться, иметь средства и власть. Это часть биологии. Однако почти во всех обществах почитались "святые", которые обычно давали обет безбрачия, бедности, жили отдельно, и не использовали свой статус в "личных целях". Разумно предположить, что человек, который не мотивирован тем, чтобы набрать побольше жен, денег и рабов или последователей, может думать на другие темы или на другом уровне. Такой человек может думать не конкретно о своих личных интересах, а об интересах всей общины или всего человечества - отсюда его статус и ценность. Он так же может иметь другие интересы и заниматься другими вещами - что опять же объясняет его "отдельный статус" от обычных людей.
Такие люди встречаются не только в религии, но и в науке, искусстве и так далее. Наука была основана такими "святыми". Однако нигде и никогда мы не не видели "общества святых", где все живут именно таким образом - и нет особой надежды, что такое общество может быть построенно или вообще желательно с биологической точки зрения.
Когда выпускник идет в аспиранты, чтобы получить научную степень, с тем, чтобы получить больше денег, избежать необходимости работать на низкооплачиваемой и неинтересной работе, или ради статуса, он ведете себя, как обычный биологический объект. Поэтому наивно предполагать, что люди, которые идут в науку, большей частью святые. Такие есть, но их меньшинство. Отсюда следует, что совершенно разумно ожидать, что часть наук будет разрушаться и некоторые ученые будут вести себя ровно так же, как и священники в средневековье. Это невозможно в физике, где все легко проверить, но постоянно встречается в психологии, социологии, политологии и так далее.
Более того, после того, как наука приняла сакральный статус, и большинство людей воспринимают науку некритично, совершенно закономерно видеть мимикрию антинаучных взглядов под научные - Дианетика и Саентология Хаббарда, НЛП, Нью-Эйдж, все стремились создать видимость научности. Нередко статус доктора психологических наук нужен для того, чтобы безнаказанно навязывать свое мракобесие другим.
Философия большую часть времени занималась не "поиском правды", а поиском оправданий и обоснований уже имеющейся системы верований и ценностей. Поэтому надо понимать, что часть науки уже точно всего лишь маска-науки, а под ней старые верования и предрассудки.
4. Free societies and individuals are exceptions, not the rule. В истории человечества всегда были люди, общины, а иногда и целые государства, которые стремились к свободе. Однако не следует путать недовольство людей на неразумные ограничения и стремление к свободе. Большинство людей с удовольствием принимают несвободу или несовсемсвободу в обмен на защищенность, крышу над головой и обеспеченность. У нас нет биологических причин считать, что человек стремиться к свободе, но есть биологические причины считать, что защита и еда важнее свободы. Большинство людей в мире несвободны, и трагедия может быть совершенно не в этом, а в том, что им пытаются навязать свободу, зачастую с ужасающими результатами.
5. For most people happiness is beyond reach. Счастье недостижимо для большинства людей. Попытки построить счастливые государства или счастливые коммунны потерпели крах. Не сложно заметить, особенно ввиду популярности наркотиков, алкоголя, развлечений, сект и так далее, что большинство людей получают положительные эмоции не от ежедневной деятельности, а от возможности хотя бы на несколько часов от этой ежедневной деятельности и реальности убежать.
6. Футуристы пишут про то, как "все будут делать роботы". Действительно, через несколько поколений такое возможно. Однако, судя по ныняшним тенденциям, это приводит не к "обществу отдыха и удовольствий" и массовой безработицы (в хорошем смысле), а к экономике, где почти все люди работают, чтобы развлекать других людей. В развитых обществах мы видим взрыв психотерапии, "дизайнерских религий" и "духовных бутиков", а так же огромный черный рынок наркотиков и секс-услуг. Человеку становится скучно, что требует новых ощущений - hunger for the deviant and the unexpected. Идея карьеры скорее всего уйдет в прошлое, как средневековая система маркизов, баронов, виконтов и графов.
7. Cult of incessant activity. Есть основания верить в то, что вера в прогресс и то, что человек есть вершитель своей судьбы - форма религии. Раньше было принято считать, что все в руках бога. То, что случилось, случилось по воле бога. Мы могли просить бога о чем-то и вам так же следовало выполнять заветы, чтобы быть богобоязненным и богопослушным человеком. Разумно предположить, что вера в бога и то, что все, что происходит в мире есть "воля божья", есть всего лишь психологическая необходимость объяснить происходящее в мире, где очень многие вещи непредсказуемые и зависят не от нас.
Суть новой религии заключается в том, что мог замещен человеком. Теперь, все, что происходит, происходит не потому, что так захотел бог, а из-за человека. Не надо молиться богу, если вы хотите изменений - составьте план действий. Поэтому в личном плане популярны тайм-менеджемент, а в общественном - "Надо что-то делать". Глобальное потепление? Надо что-то делать! Права человека? Надо что-то делать! Борьба с бедностью? Надо что-то делать! Вымирают виды? Надо что-то делать! The cult of incessant activity. Практика отчетливо показывает, что судьба человека не в руках человека. Да, мы можем действовать, это правда. Мы можем разбомбить Ирак и Афганистан. Однако несложно заметить, что последствия действий НЕ ТАКИЕ, какими планировались. То же самое мы видим и в личной жизни людей, и в общественных начинаниях. Следовательно, если outcome (результат) наших действий не совпадает с теми, что мы запланировали (и ради чего все дейсвтия и предпринимались), то разумно предположить, что "культ действия" это тот же самый психологический механизм. Другими словами, люди, которые строят планы для себя лично или для страны или для всего человечества, таким образом борятся с той же самой непредсказуемостью и рандомоностью мира, и ощущение, что ты контролируешь свою судьбу, а человечество в целом контролирует судьбу человечества, несмотря на то что оно так вопиюще очевидно ложное, важнее истины. Люди готовы поступиться истиной ради ОЩУЩЕНИЯ контроля.
8. Возможно, нам следует проанализировать мифы человечества, и посмотреть от каких мы можем отказаться, а какие почему-то нужны человечеству и попытаться понять, почему мы в них нуждаемся. Нам никогда не удасться сделать из человека полностью рациональное существо - у нас в головном и спинном мозге миллиарды лет предрассудков и стратегий выживания, которые не обязательно рациональны, по-крайней мере с точки зрения человека.
9. Нам кажется, что мир становится секулярным (нерелигиозным). Однако, фундаментализм на подъеме в исламском мире, Нью Эйдж популярен в западном и многие "нерелизиозные" доктрины западного мира, если сорвать с них маску (к примеру, попытки "считать" головной мозг человека полностью, чтобы он потом вечно жил в интернете или компьютере, или криогенное замораживание человека, чтобы его воскресили в будущем, "когда наука сможет это сделать") очевидно религиозные по своей сути, как и многие политические начинания о строительства рая на земле.
Новое интервью с Дмитрием Давыдовым
Гордон и социальная антикризисная политика
Ралли на рынке США - новая надежда или просто вспышка на экране?
Деловой хозяйке на заметку #15. Удовлетворяем менеджмент
Как Burger King помогает раскручивать блокбастеры
Сайт дня (как попасть) - ntaleb.blogspot.com
Я - НЕКРОФИЛ! ХОТИТЕ ПОСМОТРЕТЬ НА МОЕГО ЛЮБИМОГО МЕРТВЕЦА?
Дочитал тут Straw Dogs Джона Н. Грея, о котором ранее писал. Предгагаю выжимку, вперемешку со своими мыслями.
1. Мемы побеждают не по содержанию правды, а по тому, насколько в них легко поверить. Корреляции между правдивостью мемов и их выживаемости нет.
2. Стратегия лжи и обмана в природе достаточно широко представлена. Есть сороки, которые закапывают свою добычу. Большую часть времени они делают вид, что делают что что-то прячут, чтобы сбить с толку соплеменников. Есть растения, которые выделяют запахи, чтобы на них сели мухи, а те их съели. Есть растения, которые выделяют запах, похожий на феромоны самок шмелей, и шмели занимаются "сексом" с растением, перенося пыльцу. Есть рыбы, у которых отросток похож на безпозвоночных, который привлекает других рыб, которые затем будут съедены. Однако очевидно, что тотальный обман приводит к смерти самого же обманщика. В человеческом обществе есть сильные механизмы наказания обмана тогда, когда обман наносит ущерб для общества, иногда очень жестокие - отрубание рук, к примеру.
Есть ситуации, когда обман чужаков приветствуется, а своих строго наказывается. К примеру, воровать у своих среди воров - крысятничество, жестоко карается. То же самое в некоторых общинах (цыганских и других). То же самое у инвестбанкиров - обмани клиента, и шеф выпишет тебе жирную премию. Обмани шефа - и вылетишь с работы, а то и срок получишь.
Проблема только в том, что если человек понял, что обманывать проще, то ограничивать себя сложно. Ненаказаный обман является сигналом, что данная стратения работает, что привлекает массу других обманщиков и хамелеонов (см. популярность профессий консультантов, инвестбанкиров, псевдо экспертов, гуру и так далее, вплоть до рэкета).
Разумно предполагать, что часть людей будут (по чисто биологическим причинам) намеренно обманывать или маскироваться под тех, кем они не являются. Насколько успешно общество выявляет или не выявляет такие фейки определяет судьбу общества, во что оно верит и так далее. Надежды на то, что люди перестанут обманывать друг друга - тщетны.
3. Человеком, как видом, правят желание размножаться, иметь средства и власть. Это часть биологии. Однако почти во всех обществах почитались "святые", которые обычно давали обет безбрачия, бедности, жили отдельно, и не использовали свой статус в "личных целях". Разумно предположить, что человек, который не мотивирован тем, чтобы набрать побольше жен, денег и рабов или последователей, может думать на другие темы или на другом уровне. Такой человек может думать не конкретно о своих личных интересах, а об интересах всей общины или всего человечества - отсюда его статус и ценность. Он так же может иметь другие интересы и заниматься другими вещами - что опять же объясняет его "отдельный статус" от обычных людей.
Такие люди встречаются не только в религии, но и в науке, искусстве и так далее. Наука была основана такими "святыми". Однако нигде и никогда мы не не видели "общества святых", где все живут именно таким образом - и нет особой надежды, что такое общество может быть построенно или вообще желательно с биологической точки зрения.
Когда выпускник идет в аспиранты, чтобы получить научную степень, с тем, чтобы получить больше денег, избежать необходимости работать на низкооплачиваемой и неинтересной работе, или ради статуса, он ведете себя, как обычный биологический объект. Поэтому наивно предполагать, что люди, которые идут в науку, большей частью святые. Такие есть, но их меньшинство. Отсюда следует, что совершенно разумно ожидать, что часть наук будет разрушаться и некоторые ученые будут вести себя ровно так же, как и священники в средневековье. Это невозможно в физике, где все легко проверить, но постоянно встречается в психологии, социологии, политологии и так далее.
Более того, после того, как наука приняла сакральный статус, и большинство людей воспринимают науку некритично, совершенно закономерно видеть мимикрию антинаучных взглядов под научные - Дианетика и Саентология Хаббарда, НЛП, Нью-Эйдж, все стремились создать видимость научности. Нередко статус доктора психологических наук нужен для того, чтобы безнаказанно навязывать свое мракобесие другим.
Философия большую часть времени занималась не "поиском правды", а поиском оправданий и обоснований уже имеющейся системы верований и ценностей. Поэтому надо понимать, что часть науки уже точно всего лишь маска-науки, а под ней старые верования и предрассудки.
4. Free societies and individuals are exceptions, not the rule. В истории человечества всегда были люди, общины, а иногда и целые государства, которые стремились к свободе. Однако не следует путать недовольство людей на неразумные ограничения и стремление к свободе. Большинство людей с удовольствием принимают несвободу или несовсемсвободу в обмен на защищенность, крышу над головой и обеспеченность. У нас нет биологических причин считать, что человек стремиться к свободе, но есть биологические причины считать, что защита и еда важнее свободы. Большинство людей в мире несвободны, и трагедия может быть совершенно не в этом, а в том, что им пытаются навязать свободу, зачастую с ужасающими результатами.
5. For most people happiness is beyond reach. Счастье недостижимо для большинства людей. Попытки построить счастливые государства или счастливые коммунны потерпели крах. Не сложно заметить, особенно ввиду популярности наркотиков, алкоголя, развлечений, сект и так далее, что большинство людей получают положительные эмоции не от ежедневной деятельности, а от возможности хотя бы на несколько часов от этой ежедневной деятельности и реальности убежать.
6. Футуристы пишут про то, как "все будут делать роботы". Действительно, через несколько поколений такое возможно. Однако, судя по ныняшним тенденциям, это приводит не к "обществу отдыха и удовольствий" и массовой безработицы (в хорошем смысле), а к экономике, где почти все люди работают, чтобы развлекать других людей. В развитых обществах мы видим взрыв психотерапии, "дизайнерских религий" и "духовных бутиков", а так же огромный черный рынок наркотиков и секс-услуг. Человеку становится скучно, что требует новых ощущений - hunger for the deviant and the unexpected. Идея карьеры скорее всего уйдет в прошлое, как средневековая система маркизов, баронов, виконтов и графов.
7. Cult of incessant activity. Есть основания верить в то, что вера в прогресс и то, что человек есть вершитель своей судьбы - форма религии. Раньше было принято считать, что все в руках бога. То, что случилось, случилось по воле бога. Мы могли просить бога о чем-то и вам так же следовало выполнять заветы, чтобы быть богобоязненным и богопослушным человеком. Разумно предположить, что вера в бога и то, что все, что происходит в мире есть "воля божья", есть всего лишь психологическая необходимость объяснить происходящее в мире, где очень многие вещи непредсказуемые и зависят не от нас.
Суть новой религии заключается в том, что мог замещен человеком. Теперь, все, что происходит, происходит не потому, что так захотел бог, а из-за человека. Не надо молиться богу, если вы хотите изменений - составьте план действий. Поэтому в личном плане популярны тайм-менеджемент, а в общественном - "Надо что-то делать". Глобальное потепление? Надо что-то делать! Права человека? Надо что-то делать! Борьба с бедностью? Надо что-то делать! Вымирают виды? Надо что-то делать! The cult of incessant activity. Практика отчетливо показывает, что судьба человека не в руках человека. Да, мы можем действовать, это правда. Мы можем разбомбить Ирак и Афганистан. Однако несложно заметить, что последствия действий НЕ ТАКИЕ, какими планировались. То же самое мы видим и в личной жизни людей, и в общественных начинаниях. Следовательно, если outcome (результат) наших действий не совпадает с теми, что мы запланировали (и ради чего все дейсвтия и предпринимались), то разумно предположить, что "культ действия" это тот же самый психологический механизм. Другими словами, люди, которые строят планы для себя лично или для страны или для всего человечества, таким образом борятся с той же самой непредсказуемостью и рандомоностью мира, и ощущение, что ты контролируешь свою судьбу, а человечество в целом контролирует судьбу человечества, несмотря на то что оно так вопиюще очевидно ложное, важнее истины. Люди готовы поступиться истиной ради ОЩУЩЕНИЯ контроля.
8. Возможно, нам следует проанализировать мифы человечества, и посмотреть от каких мы можем отказаться, а какие почему-то нужны человечеству и попытаться понять, почему мы в них нуждаемся. Нам никогда не удасться сделать из человека полностью рациональное существо - у нас в головном и спинном мозге миллиарды лет предрассудков и стратегий выживания, которые не обязательно рациональны, по-крайней мере с точки зрения человека.
9. Нам кажется, что мир становится секулярным (нерелигиозным). Однако, фундаментализм на подъеме в исламском мире, Нью Эйдж популярен в западном и многие "нерелизиозные" доктрины западного мира, если сорвать с них маску (к примеру, попытки "считать" головной мозг человека полностью, чтобы он потом вечно жил в интернете или компьютере, или криогенное замораживание человека, чтобы его воскресили в будущем, "когда наука сможет это сделать") очевидно религиозные по своей сути, как и многие политические начинания о строительства рая на земле.
Новое интервью с Дмитрием Давыдовым
Гордон и социальная антикризисная политика
Ралли на рынке США - новая надежда или просто вспышка на экране?
Деловой хозяйке на заметку #15. Удовлетворяем менеджмент
Как Burger King помогает раскручивать блокбастеры
9 Comments:
"В прометее воставшем" ("Психология эволюции" на русском), попонятнее написано про это
Я читал почти всего Уилсона, почти ничего общего у этих двух авторов нет, там совершенно разные идеи, практически противоположные. Почитайте для начала Грея. У него основная мысль - что мы животные, а идея прогресса человека - абсурд. У Уилсона наоборот идеи Тимоти Лири о разных "контурах" и о том, что человек эволюционирует и скоро может стать чуть ли не полубогом.
Прекрасно, что ты публикуешь выжимки из книги и свои мысли о них. Правда, я даже по-новому взглянул на твой блог.
было бы круто, если бы ты продолжил :)
класс. спасибо :)
именно из-за таких постов я перевариваю десятки постов другой херни, которую ты пишешь :)
Люди - 100% тупые животные!
Слабая надежда на выживание вида :(
Отлично! Только вот жалко что непонятно где твои мысли, а где из книги... Но в любом случае пост очень интересный!
может и животные, но с честью совестью и моралью. По крайней мере некоторые, а это многово стоит.
Был бы рад, если б подобной формат постов книга+мысли по ней, продолжалась регулярно.
Дима, спасибо.
>> с биологической точки зрения.
>> как обычный биологический объект
Вот она - субъективизация. Перекос, дефокусировка, вычленение.
У Талеба, кстати, аналогично, только "со стохастической точки"
Короче - крайность. И это всегда плохо. Крайность в виде МЛМ или НЛП или противоположная ей - субъективизация - всегда плохо.
Тот кто думает, что пошел от обезъяны - тот всегда обезъяничает (иногда мастерски), а тот кто думает, что произошел от Бога - тот склонен быть творческим.
За кем ты обезъяничаешь, Давыдов?
Post a Comment
<< Home