Friday, January 20, 2006

Коэффициент Размножаемости Бизнеса

В среднем, при благоприятных условиях, бактерии размножаются через каждые 20 минут. Другими словами, из одной бактерии через 20 минут произойдут 2, еще через 20 уже 4, еще через 20 уже 8. Для микробиологии это критично и по нескольким причинам.

Есть такое понятие – мутация. Для «средней бактерии» норма мутации – 1 случай из миллиона. Можно взять обычные бактерии, добавить мутагенных агентов (химикаты или ультрафиолет, которые увеличивают мутации), а затем просто дожидаться, пока случиться нужная мутация (так были «выведены» бактерии, которые уничтожают нефтяные пятна). Только быстрота размножения определяет, как быстро будет получен нужный результат.

Или взять пищевую микробиологию – йогурт или пиво. Добавляем нужные микроорганизмы (для йогурта бактерии, для пива – дрожжи), делаем оптимальную температуру и микроорганизмы размножаются как бешенные, производя необходимые нам вещества – молочную кислоту, углекислый газ или этанол - в необходимом количестве.

Теперь, какое отношение это имеет к бизнесу. Самое прямое. Хотя это и глубоко ненаучно (и неверно), но давайте представим, что у бизнеса есть фиксированный процент «шанса на успех». К примеру - 20%. Из 10, кто пытается начать абстрактный бизнес - у двух получается, а у восьми нет. Меня интересуют только те, у кого получилось. Что происходит дальше?

Как правило – ничего. Или почти ничего. Есть даже такое понятие в США - «проклятие малого бизнеса». Хозяин такой успешной фирмы мечется по своему офису или магазину как сраный Рекс, пытается всех обслужить, все сделать правильно и вовремя. Когда я попал на радиостанцию (на пять дней) – я сталкивался с такими владельцами. Они так и говорили – «нам не нужна реклама, у нас и так наплыв клиентов, мы загружены на 100%».

Поэтому я пришел к такому выводу – у каждого вида бизнеса есть свой коэффициент размножаемости, и он зависит исключительно от внутреннего устройства и сути бизнеса.

Бактерия размножается со скоростью раз в 20 минут – при идеальных условиях. Бактерия не может размножаться раз в 3 года в идеальных условиях.

Для бизнеса идеальные условия подразумевают «много заказов». Теоретически, если много заказов, то бизнес должен расти. Но часто это совсем не так! Бизнес может практически не размножаться (расти) даже в самых благоприятных условиях.

Я был завален заказами, у меня была (надеюсь, что и остается) хорошая репутация в СВРУС – но бизнес дорос только до определенной точки – и даже привлечение переводчиков со стороны не сработало.

Я сталкиваюсь с такой ситуацией в оффлайновом бизнесе постоянно. Парикмахерские, салоны красоты, некоторые супермодные ночные клубы, популярные рестораны – не растут и не размножаются, хотя спрос может значительно превышать предложение. Иногда, это имиджевый ход – посмотрите, какая к нам очередь.

Бизнес может расти двумя способами, по аналогии с сайтом. Например мой блог может расти за счет увеличения аудитории – 10 человек, 20, 30, 80 … Так и фирма может начать с 2 работников и дорасти до 200. Второй способ роста – это деление. Большинство людей, с кем мне приходилось работать имели несколько сайтов (как и я), и это их стратегия роста (и моя так же).

Классический пример роста делением – это МакДональдс или сети супермаркетов. Или Сбербанк, филиалы которого есть даже в некоторых деревнях.

Теперь моя основная идея. Только в теории нам кажется, что если будет спрос (идеальные условия), то и наш бизнес будет расти в соответствии с ним. На самом деле это не так. Значительное количество бизнесов имеют крайне низкий коэффициент размножаемости.

И если представить, что шанс на успех в новом деле это фиксированная величина (что не есть абсолютная правда, ибо много зависит от личности и опыта человека), то решение пойти в «плохоразмножаемый бизнес» это самое худшее решение, которое вы можете принять. Ибо даже в случае успеха, ваш бизнес будет расти крайне медленно и все время будет съедаться на решение проблем, которые не имеют никакого влияние на рост бизнеса. Где найти персонал. Как выбить разрешение или лицензию для филиала. И т.д.

Я столкнулся с этим лично на своем опыте, и я постоянно вижу эту проблему у тех, с кем пересекаюсь (например, я знаю фирму, которая предоставляет очень качественные дизайнерские услуги, но абсолютно не растет, ибо размножаемость этого бизнеса ограничена как производительностью дизайнеров, так и трудностью с наймом талантливых специалистов.)

Самая большая ошибка, как мне кажется, это теоретизирование. Задайте вопрос – если мой бизнес уже загружен, что будет, если количество заказов или клиентов удвоиться? И дайте практический ответ. Как правило, удвоение бизнеса не происходит.

Если вы занимаетесь оффшорным программированием – что будет, если количество заказов удвоиться? В теории, вы удвоите оборот, но на практике нет. Надо искать сотрудников, снимать новый офис и т.д. Поэтому многие хорошие аутсорсинговые компании растут очень медленно. Быстро растут индийские корпорации, у которые есть отлаженная система размножения.

Что будет, если удвоиться количество клиентов автосервиса? На практике, вырастет только цена и срок ожидания, а доходы подрастут в меньшей степени. Я живу в частном доме. Напротив меня частный дом, который хозяева превратили с частный детский сад. Что будет, если количество желающих устроить туда своих детей удвоиться? Не пойдут же они с предложением выкупить соседние дома, это абсурдно с экономической точки зрения.

Короче, вот к чему я клоню. Как микробиолог, я могу устроить своим бактериям идеальные условия. Но в бизнесе, как многие сами знают, идеальных условий нет. Нам самим приходится, извините за выражение, «жопу рвать», чтобы найти новых клиентов, продать побольше или с большей надбавкой. Все это ой как непросто.

И если вы никогда не думали о размножаемости своего бизнеса, то ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ часть ваших усилий, времени и денег будет потрачена впустую.

И нефиг лезть в эти отрасли «народного хозяйства».

Я прав или как? (кстати, лично я считаю, что большинство действующих бизнесов по определению плохоразмножаемы на практике)

Следующий выпуск (чуток поменял порядок). Ничегонеделание как фактор успеха, или в чем я не согласен со Стивом Павлиной.

30 Comments:

Anonymous Anonymous said...

Многие программерские стартапы не растут, не потому что у софтверного бизнеса малый коэффициент размножаемости. Просто хороший программист (аудитор, юрист - список можно продолжить до бесконечности) это еще не значит хороший организатор. А на определенном этапе "отцами-основателями" стартапа встает дилемма: или больше время уделять организации и управлению бизнеса или продолжать дальше кодить. в многих блогах можно прочитать, как авторы с сожалением пишут, что им теперь приходится проводить большую часть времени на всяких "митингах" и за написанием "статус-репортов". Те, кто жертвуют программированием, размножаются дальше. И у некоторых это даже хорошо получается. Те, кто продолжают программировать, не растут. Уверен, они продолжают получать кайф, но это дорога в никуда.
Вы, кстати, это сами заметили, упомянув про индийцев.
Дело в людях, а не в коэффициенте размножения данной конкретной отрасли народного хозяйства. Что Вы на это скажете?

6:32 AM  
Anonymous Anonymous said...

2дубов: Что значит дорога в никуда? Я, конечно, понимаю, что выгляжу неопытным юнцом говоря это, но кайф, который они получают вполне достойная замена большим прибылям.

8:37 AM  
Anonymous Anonymous said...

Ну в людях дело всегда, тут речь вот о чем: сколько необходимо приложить усилий X (вложить денег), чтобы, скажем, удвоить свою долю рынка Y (прибыль, обороты). Бизнес, где отношение Y/X меньше единицы, по сути есть ремесленная лавка - сколько матрешек раскрасил, столько и продал. И со временем очень многие бизнесы становятся таковыми, или являются такими изначально. Вообще эту тему есть смысл рассматривать вместе с принципом рычага.

8:42 AM  
Anonymous Anonymous said...

Надо ж так описАться :)

8:43 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Софтовый бизнес по сути абсолютно противоречивый. Ведь это, по большому счету, производство ИП (интеллектуального продукта). Сам софт очень даже размножаем. В два раза больще заргузок = в два раза больше продаж (очень уж упрощенная схема, на деле источник траффика архиважен).
Но вот сам бизнес - трудноразмножаем.
Потом, в большинстве случаев, шаровара это lifestyle business. Не ставятся задачи роста. Что главное - сидеть дома в трусах и чтобы денежка капала.
Алавар, в данном плане, показательный пример, как можно подняться, если занятся организацией.
Но надо быть реалистам - большинство людей в этом бизнесе пришли не за деньгами, просто это удачное приложение своих талантов.

9:13 AM  
Anonymous Anonymous said...

Алавар изначально понял, что деньги живут в продажах, а не в кодировании, и потому приводить его как пример *шаровары* imho некорректно.

WBR, Tapac TEPEXOB

9:35 AM  
Anonymous Anonymous said...

если предыдущи посты были достаточно интересны , то этот бред полный.

9:55 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Я не хочу затевать спор, так как вообще блог я завел, как способ регулярно тренировать свои writing skills. Но так получилось, что старые шароварные связи дают о себе знать.
О шароваре писать достаточно скучно, плюс бесполезно. Большинство шароварщиков никогда не будут занимать организацией бизнеса, я думаю, что это факт. Алавар, с моей точки зрения, вырос из шаровары, и это просто показатель, как толковый человек, который делают упор на правильные вещи, получает в десятки и сотни раз больше денег, чем множество не менее толковых людей, которые не делают упор на правильные вещи. Это ведь не просто филосовский выбор, этим надо ежедневно заниматься.

9:59 AM  
Anonymous Anonymous said...

Все проще некуда. Если фирма подошла к своему максимуму, то нанимаете себе толкового директора и все. Можно начинать новую деятельность.

10:07 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

В теории да. Остается только проблема "толкового директора".
А то ведь так все проблемы можно решить, просто нанять "толкового продавца", "толкового менеджера", "толкового программера".
Я знаю многих толковых бизнесменов которые ВЫНУЖДЕНЫ лично участвовать в бизнесе, ибо это нетривиальная проблема, найти толкового специалиста.

10:18 AM  
Anonymous Anonymous said...

2snaky: кайф - это достойная замена большим прибылям только на первых порах. Потом найдется кто-то другой, который сделает ну хотя бы клон, но продаст лучше, и кайф закончится - придется возвращаться работать на дядю (никакой отрицательной коннотации). Разно или поздно нужно выходить с продуктом в лидеры, а в а идеале становиться великим и ужасным в мире или хотя бы у нас.

2Tapac TEPEXOB: согласен с ответом Дмитрия на Ваш комментария. Где бы взять этих толковых, инициативных, целеустремленных, да побольше?

2Дмитрий: я теперь понимаю, что Вы прежде всего имели шароварный бизнес. Тут я с Вами согласен: никакая оптимальная температура не поможет.

11:45 AM  
Anonymous Anonymous said...

Дмитрий, интересный аспект открыли - размножаемость бизнеса, респект :-) Несколько сумбурно все воспринимается (это касательно writing skills) - может стоит как-то структурировать текст? Несколько тяжело уловить ход мыслей, IMO.

Что касается шароварки - категорически не согласен! Да, большинство приходит сюда обрести именно что заветный программерский lifestyle и... и незаметно для себя вырастают в бизнесмены. Разного масштаба. Но когда человек, который когда-то был способен только идею сгенерировать и код набить, начинает привлекать сторонние сервисы (дизайн, пиар), а то и других людей в команду - это уже скачок в развитии. Уверен, что процент людей, прыгнувших из шаровары в свое дело, гораздо выше, чем в других областях той же IT. И уж тем более - среди микробиологов ;-)

Ну и в конце концов - сидеть дома в трусах, пить пиво, и заниматься любимым делом, тоже неплохая перспектива для страны, в которой большинство от звонка до звонка "дОбычей нефтИ" занимается :-)))

12:05 PM  
Anonymous Anonymous said...

Я считаю, что бизнес останавливается, когда руководитель не признает новые правила игры, ведь управление ЧП из 2х человек это не одно и то же, можно даже сказать абсолютно другое, чем управление серьезной группой людей. Руководитель привык делать все сам, но в более крупных компаниях это неприемлемо, так как руководитель должен думать о общей стратегии развития, а это требует очень много времени, которого не хватает вечно крутящемуся предпринимателю.
Более того, чтобы управлять крупным бизнесом совсем не обязательно уметь управлять малым, совершенно другие правила игры.

12:27 PM  
Blogger UncommonBusiness said...

Я согласен с важностью правильной организации. Но я не могу заниматься профанацие и писать посты типа "семь качеств хорошего управленца". Я не хороший управленец - я вообще не управленец.
Я свой подход называю "reality marketing." Я лично знаю очень многих шароварщиков, которые неплохо зарабатывают. Но они не растут. У них могут расти продажи, но бизнес не растет. Размер многих 3-5 человек, и не менялся годами.
Это заставляет меня задуматься. Либо всем этим людям надо просто пройти организаторский тренинг или прочитать книгу, или реальность такова что большинство бизнесов в этом секторе не растут и расти не будут. Будут только приятные исключения, типа тех, что уже приводились, либо те фирмы, где владельцы обладают навыками роста.

Возможно аноним прав, и я несу полную бурду. Но возможно, что если хорошенько почесать репу, то что я говорю имеет под собой основу - то есть в действительности, в целом ряде бизнесов есть серьезные преграды для роста (не административные) и тогда каждый должен делать выбор - а хочу ли я лезть в этот бизнес? В кайф ли мне будет за год-два подняться, и пять лет не рости или расти медленно?

10:55 PM  
Anonymous Anonymous said...

Дмитрий, спасибо за посты - очень интересно.

А проблемы роста, как мне кажется - это прежде всего проблемы постановки целей. Если касательно шаровары - то тут просто большинство людей уходит на фултайм что бы заниматься любимым делом. А что бы был рост - надо сначало поставить цели, и потом только уже определять пути их достижения. Соот-но - многие щароварщики и расти не будут - ну не стоит у них целей заработать 1 милион в год. Проблема (как обычно) - в головах :), и не надо им никаких тренингов.

Софтверный бизнес вполне себе размножается (пример - ну хотя бы acronis.com), весь вопрос в том, куда человек хочет придти. И большинство бизнесов при правильном развитии тоже размножается, я думаю.

2:09 AM  
Anonymous Anonymous said...

Спасибо, Дмитрий, очень интересная мысль по поводу "размножаемости". Покажу своему знакомому - ему будет тоже интересно.

Еще просьба. Пожалуйста, вставляйте в свою рассылку через subscribe.ru линки на комментирование или хотя бы на блог. А то очень много лишних телодвижений приходится делать чтобы высказать свое мнение.

3:18 AM  
Anonymous Anonymous said...

коэффициент размножения очень зависит от интеллектуальной составляющей малого бизнеса. торговля размножается легко, но с другой стороны легко клонируется и можно получить не размноженный бизнес а конкурента.

4:42 AM  
Anonymous Anonymous said...

1. Не надо путать бизнес с self employment. Пример с пресс-релизами поэтому вычеркиваем.
2. Не надо путать людей с бактериями. Это главная ошибка. Если я в 2005 году задаботал втрое больше чем в 2004 - то бизнес у меня растет, не сомтря на то, что число сотрудников осталось неизменным. Просто эффектвность выросла. Бактерии так не могут.
3. Еще более главное: цель бизнеса - не рост, а зарабатывание денег. А уж как оно достигается - вопрос сугубо вторичный, за счет экстенсиных ли методов, за счет интенсивных ли.

10:05 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Конечно, Игорь, бизнес и self employment это разные вещи. Вопрос в том, может ли бизнес состоять из одного человека и ответ однознначно да.
Есть домейнеры, которые купили по 6000 доменов и имеют по несколько миллионов долларов в год. Есть Milliondollarhomepage.Com
Есть частники (нескольких знал в США), которые инвестируют в недвижимость, есть люди, которые производят ИП и лицензируют его (ведя себя как бизнесы), есть юристы одиночки, которые скупают патенты.
Люди и бактерии разные твари, это я сам сказал.
Цель бизнеса это деньги, спору нет, но говорить что рост выручки есть рост бизнеса, пардон, это полная лажа. Рост доходов это рост доходов. Рост выручки это рост выручки.
Есть огромное количество примеров, когда выпускался програмный продукт и доходы росли, а бизнес нет. В итоге потом продукт устаревал, и бизнес загнивал.
Позвольте такой пример - перед восьмым марта реализация цветов и парфюмерии увеличиватся в несколько раз, соответсвтвенно выручка и доходы тоже. Но это не значит, что растет бизнес. Бизнес остается неизменным.

11:40 AM  
Anonymous Anonymous said...

Так может в таком разрезе для начала определяться с терминами. Что такое, например "рост бизнеса"? На мой взгляд это большее количество сотрудников, большее количество отделений, представительств и т.п. При этом, естественно, должна расти и выручка, а необходимости вашего вмешательства в дела отделений снижаться. Я вижу это так. При этом, когда мы говорим, что бизнем не размножаем мы обрубаем себе дорогу. Я думаю размножаемо всё. Но будет оно (размножение) или нет завист от целей, которые ставит руководитель, и людей, которые его кружают. Я не силён в истории, но сильноподозреваю, что когда бизнес не рос люди просто придумывали новый бизнес, пиарили его и начинали расти. Например всевозможные консалтинговые компании. Или я не прав? А если прав, то кто мешает сделать тоже самое вам?
ЗЫ: Лично мне очень интересно было читать книжку Брэнсона "Теряя невинность". Основной вывод, который я сделал - кадры решают всё. Если бы у Брэнсона в разные моменты не было определённых людей вряд ли бы он добился таких успехов. Хотя и сам Брэнсон личность выдающаяся. Плюс в конце он пишет как строит свои бизнесы. Первое, он не даёт своим фирмам разрастаться до размеров неповоротливых монстров. Второе, директорат каждой фирмы имеет свой процент дохода. Результат этого, я думаю, всем известен. Это, кстати, вполне можно отнести к претензиям Дмитрия к мотивированию и харизматичному лидеру. Там, кстати, ещё какие-то детали про управление есть, но я их не осознал как-то на текущем этапе своего разаития.

8:23 PM  
Anonymous Anonymous said...

Очень верно подмеченно.

Я бы разделил рост компании на вертикальный и горизонтальный. Продали больше цветов - больше денег, это горизонтальный рост. А вот ввод новых услуг - доставка цветов на дом, необычное оформление букетов, etc - уже вертикальный рост. Т.е. привекли новых клиенвто не празником, а расширенным набором услуг. Первое время это будут уникальные услуги на рынке.

3:17 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Однозначно сложно дать чектое определение, что такое рост бизнеса.
Вот цены на нефть взлетели в два-три раза за последние несколько лет.
Но ведь очевидно, что это не равнозначно росту нефтегазового бизнеса.

3:30 AM  
Anonymous Anonymous said...

Дмитрий, читать тебя с каждым разом все любопытнее - не останавливайся :)

Ну и раз уж компанию Алавар упомянули - могу высказать свою точку зрения на "рост бизнеса", которую по мере сил воплощаю в компании Alawar Entertainment, Inc.
Размножение должно быть не просто делением: было два сайта - открыли третий, были три продукта - написали четвертый, были 8 торговых палаток - открыли еще 8 в других местах. Позитивное и увеличивающее бизнес размножение должно быть созданием нового формата (нового бизнес-юнита, если хотите) который использует сильные стороны уже существующих. Есть у вас и вашего бизнеса 10 «скилов», возьмите 3 самых персептивных и надежных и добавьте новую идею - получите новый бизнес-юнит.
Как в "Евросети" - есть точки, куда хотят люди, что бы покупать мобильники, реклама и неплохая система логистики. Начините продавать там другую мелку электронику - телефону, MP3-плееры и так далее.
Такими «скилами» может быть что угодно – посетители, продукт, известность на рынке, обученный сотрудник, отношения с поставщиками и т.д.

Дима, вышеописанное считается «ростом бизнеса» и ли нет? :)

3:40 AM  
Anonymous Anonymous said...

Размножаемость бизнеса можно определить таким образом. Включи воображение и представь через какое время ты станешь миллионером. Если ни когда, то бизнес не размножаем. Если воображение подсказывает, что можно, то все ок. Бизнес размножаем.

Столкнувшись с системными ограничениями 1С бизнеса, я например, решил его оставить. Невозможно в 1С стать миллионером, на мой взгляд (может быть кто то думает по другому)

Решил перейти на ранее дремавший шареваный.

Если есть желающие продать исходные коды флеш игр. Я бы купил.
www.ababasoft.com


Было так же сообщение, что у Индусов есть технология размножения офшорных контор. Хотелось бы побольше узнать.

4:04 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Сложен этот бизнес рост. И как его определять. Допустим есть некая наркоточка. Сидит там один и тот же продавец. Сегодня он продал 10 чеков. Через месяц 30. Через год 300.
Как ты считаешь, растет его бизнес или нет? Мне кажется, что растут продажи, а бизнес нет. То же самое с софтом - если увеличились продажи в 10 раз, то это не значит, что растет бизнес.
Но возьмем к примеру абстрактную фирму, которая лицензирует упаковку (типа Тетрапака). Допустим там всего один человек, больше и не надо. Сейчас фирма заключила лицензионное соглашение с 5 фирмами, через год с 20, через 5 с 100. Работает по прежнему один человек, который подписывает договоры, но есть рост или его нету? Как вообще такая фирма может расти, если есть всего один продукт?
Так что я затрудняюсь ответить, но Алавар точно растет и расширяется.

4:37 AM  
Anonymous Anonymous said...

Оторвусь ненадолго от чтения:

Там ошибки орфографические в тексте.

" что будет, если количество заказов или клиентов удвоиться? " и далее опять это "удвоитЬся" вылезает.

Ушёл дочитывать.

3:19 PM  
Anonymous Anonymous said...

Ошибки? какое это имеет отношение к бизнесу и заработанным деньгам? что денег увеличиться? чтобы понимать текст достаточно вообще правильно попадать в буквы на 50%.
Мое мнение -хорошо размножаются сетевые фирмы (БАДы, косметика)я например поэтому стараюсь переориентироваться с линейного бизнеса на сетевой ( www.nsp.zarva.ru )

10:25 AM  
Anonymous Anonymous said...

рост бизнеса это не одна составляющая, и рост доходов, по-моему, входит в понятие роста бизнеса.

12:59 PM  
Anonymous Anonymous said...

По-моему рост - это и расширение самого бизнеса и рост прибыли.

Если стало больше работников, больше услуг, а прибыль уменьшилась, то это ростом назвать трудно.

Лучше без расширения бизнеса, но с увеличением прибыли. И рост включает в себя более-менее постоянный рост прибыли, поэтому пример с цветами некорректен.

10:40 PM  
Anonymous Anonymous said...

Так, это ж реально. Надо продвигаться... У моего отца был маленький магазин (там продавал одежду). Так вот, когда он заработал больше бабла он купил 3 точно таких магазинчиков. Магазинчики он их забросал по всему городу. Теперь, бизнес вырос. Строит большой магазин.

1:14 AM  

Post a Comment

<< Home