Микробиологическая Лаборатория Против Бизнес Школы
Я должен честно сказать, что не верю в некоторые вещи. Такие, как харизматическое лидерство. Team-Building. Мотивирование персонала. Реинжениринг бизнес процессов. Построение эффективной политики по повышению лояльности клиентов. (Это я специально так заковыристо).
Не верю по простой причине – я микробиолог. Я никогда не мотивировал бактерий, не стремился повысить их лояльность, не разбивал их на команды, не пытался быть харизматическим лаборантом. Я просто знал, что надо делать - какие питательные вещества, какая температура, какая кислотность – и все росло, размножалось, ферментировало и жутко воняло.
Бактерии предсказуемы. А человек – нет. Более того, люди имеют свойство говорить неправду (пусть это будет нейтральный термин). Позвольте пересказать вам жуткую историю из книги Фриканомика.
15 Апреля 1987 года в США пропали 7 миллионов детей. Никто и никогда больше не смог их обнаружить. Страшная история, честное слово. А произошло вот что. Дело в том, что 15 апреля - это последний день, когда американцы могут подать налоговую декларацию. В штатах есть налоговая льгота на детей. Не помню сколько, вроде до 2 штук баксов на дите. Не суть важно.
До 15 Апреля 1987 года можно было просто писать в декларации, сколько у вас детей. Вдруг налоговая служба США (IRS) изменила правила. Tеперь надо было не только писать количество детей, но и их Social Security Number (аналог нашего ИНН), по которому легко отследить любого ребенка. И американцы перестали вписывать несуществующих детей. Оказалось, что 7 миллионов детей были выдуманными.
Когда я работал в американской корпорации, то лично наблюдал схожие процессы. Но вот вам свежий пример из России.
Капитализация сотовых компаний рассчитывается примерно по формуле 300 долларов за активного абонента. Миллион абонентов – компания стоит 300 миллионов. Так же есть некая формула, которая определяет активного абонента - деньги на счету и последний звонок не позднее такого-то месяца. Что сделал менеджмент МТС - они взяли, положили денег на счета неактивных клиентов, чтобы те стали активными. Таким образом они хотели не дать Билайну оторваться. Как только обман вскрылся - падение капитализации на 10% за день.
Теперь сравните эти новости
http://www.gazeta.ru/2005/11/23/last179010.shtml
http://briansk.ru/economy/20051129/1679.html
Теперь давайте о БиЛайне. Помните их полосатый ребрендинг? Между прочим, профессиональное сообщество рекламистов признало это самым успешным рекламным проектом года. Хотите узнать, как обстоят дела на самом деле? (цитирую Михаила Дымшица) :
«Пример с ребрендингом БиЛайна в этом смысле очень показательный: компания потеряла на национальном рынке за год почти четверть доли новых подключений, на второй квартал ребрендинга продемонстрировала рекордный отток клиентов»
Добро пожаловать в год полосатой собаки.
Сам БиЛайн говорит вот это
http://www.sf-online.ru/pressrelease.asp?OID=fd55cf69-f6b0-4631-a425-2035b11b2e13
У меня есть знакомые и в Билайне и в МТС (местном, не московском) и я много слышал, какие отличные эти конторы, в том смысле, что выделяются очень серьезные деньги на обучение, тренинги и выездные сессии. Тем не менее, результат такой, какой он есть. А говорят то, что говорят.
Короче говоря, работая сначала в микробиологической лаборатории, не имея никакого формального бизнес образования (после того, как я несколько раз сам наступил на грабли), я пришел к выводу, что микробы научили меня более важным бизнес принципам, нежели то, что я прочел в книгах. Я сформулировал их так:
- Коэффициент размножаемости бизнеса
- Закон вымирания бизнеса
- Ничегонеделание как фактор успеха или в чем я не согласен со Стивом Павлиной.
В принципе, каждая тема тянет на отдельный пост, так что следующей будет та, за которую выскажется больше всего комментирующих.
28 Comments:
все три по очереди! ждем-с.
Я занимался в студенческие годы молекулярно-биологическими опытами в НИИ (ДНК и ПЦРы), а с бактериями встречался только на нескольких лабораторных по микробиологии. Поэтому было бы интересно почитать, чему бактерии учат при более тесном знакомстве =)
"Коэффициент размножаемости бизнеса" для начала, плз.
Вторую, пожалуйста.
На счет несогласия со Стивом Павлиной заинтриговали, если честно. Расшифруйте, пожалуйста.
На счет верю-не верю есть такая знаменитая байка про физика. Кажется, Нильса Бора. Однажды его спросили: "Что делает у вас дома железная подкова - ведь вы не верите в приметы?". Знаменитый физик ответил просто: "Знаете, говорят, они приносят счастье даже тем, кто в них не верит".
Это я в контексте "харизматичных лидеров все".
Поддерживаю maxon'а.
Даёшь все три по очереди!
да лучше наверное все.
по порядку.
Согласен. Все три по очереди. Это будет логично.
.... но сначала третью.
Тотально не согласен, даже не знаю с чего бы начать :)
Скажу только, что встречал и харизматичных лидеров и успешно перестроенные бизнес-процессы и примерно представляю, что происходит внутри московских офисов сотовых операторов. Их основная проблема - быстрый рост (в недавнем будущем) и кумовство. Завелось слишком много бездельников, что отчасти спровоцировало общее снижение эффективности бизнеса. Ну а Дымшиц, он вообще неоднозначный персонаж.
давай по порядку
Это все хитрый трюк по мотивам прошлых записей с целью собрать наши адреса и персчитать! :)
PS. Я за третью. Потом остальные две, конечно :)
Дима, интересно тебя читать.
Статьи ты ведь пронумеровал (1,2,3), наверное, что-то имел в виду :)
Давай по порядку - спешить нам некуда.
Короче большинство хотят все по порядку 1-2-3, я правильно понял?
Третью. Очень интересно.
В тему микробиологии... Дмитрий! Пожалуйста, клонируйте себя. Будет кому писать замечательные описания для программных продуктов и пресс-релизы, так волнующие сердца и разумы редакторов СМИ и просто потенциальных пользователей :)
В тему порядка раскрытия тем...
Соглашусь с вышеотметившимися ораторами - в любом порядке, главное все три :)
Следующий будет, очевидно, о том, как написать названия тем таким образом, чтобы большинство выбрали третью.
Дмитрий, а можно сначала третью? )
Давай, пожалуйста, все 3 по порядку, в котором ты их расставил :)
Противоречивые чувства вызвал пост. В частности я лично знаком с харизматичным лидером и участвовал в команде, которую он сделал. Точнее даже не делал, она вокруг выросла сама. Более того, после его ухода осталась жить и ведёт успешную деятельность. Вот это меня поразило. Ну и мотивирование причём не всегда денежное, тоже хорошая вещь. В том смысле что оно работает.
Причём моя попытка повторить те шаги, которые делал харизматичный лидер, и построить свою команду к успеху не привели. Т.к. в рецепте не хватало основного компонента - харизматичного лидера. С другой стороны их не так много, может поэтому и стоит искать более простые рецепты?
А на счёт порядка мне всё равно. Куда спешить? А интересен, ядумаю, будет любой.
То Igor Green - и я думаю это не единственная цель блога в целом :)
три по очереди
история про американских детей порадовала. значит не такие уж они (американцы) тупые :)
обязательно буту читать дальше. а проголосую за... 3. а потом пусть будет 1 и 2.
Поскольку в первых двух темах я ничего не понял, то третью, пожалуйста :)
ниасилил патамушта про микробав!
:)
Третью давай!
Дима, 5 баллов, ты гений маркетинга :-)
Готов поспорить что текст (или тезисы) для терьей уже готовы, или просто написать ее тебе наиболее интересно - иначе зачем писать темы так, что и слону понятно какую народ захочет в первую очередь :-)
Если я стану долларовым миллионером к 30 (жене постоянно это говорю, когда она жалуется), может быть и поверю в свою гениальность, но пока же это просто нескучное повествование.
Маркетинг оценивается по результату (бабкам), а не по тому, насколько интересно читать.
Короче, первую тему я почти написал, а вторым постом пущю про ничегонеделании и Павлину.
Это всё, конечно, хорошо. Но говорить о неэффективности ребрэндинга Билайн - это популизм.
Понятно, что первоначальные результаты были именно такие - резкая смена имиджа, противоречие между старым представлением об операторе и новой коммункацией привели к сокращению новых подключений. Однако цифры по результатам года говорят совершено обратное (по крайней мере в С-З регионе).
Например, у вас в Калининграде кол-во абонентов Билан выросло по сравнению с началом года на 12%. Также очень велики показатели лояльности.
В общем, ребрэндинг был действительно успешным, хотя, как мне кажется, реально его результаты можно будет получить, сравнивая данные в 2006 году.
PS. МегаФон - форева!
Очень обидно, что об этом блоге узнал из почта Манашева в ISDEF только сегодня :(
Что касается статей, давай треью для начала :)
Я не говорю об неэффективности ребрэндинга, об этом говорит Дымшиц (и я ему доверяю).Я говорю о другом - о натуре человека. И о том, что должно быть, и как есть на самом деле.
Билайн завышает количество абонентов. И МТС тоже. Специально для повышения капитализации. И это не исключение. Это постоянно происходит. Этот фактор нельзя игнорировать.
Давай все три :)
P.S. Я верю в харизматичных лидеров - встречал нескольких таких. Успешность (долларовая :) этих людей и вера в них сотрудников и партнеров не объяхсняеться только их деловыми качествами - это именно харизма.
Post a Comment
<< Home