Thursday, January 19, 2006

Микробиологическая Лаборатория Против Бизнес Школы

Я должен честно сказать, что не верю в некоторые вещи. Такие, как харизматическое лидерство. Team-Building. Мотивирование персонала. Реинжениринг бизнес процессов. Построение эффективной политики по повышению лояльности клиентов. (Это я специально так заковыристо).

Не верю по простой причине – я микробиолог. Я никогда не мотивировал бактерий, не стремился повысить их лояльность, не разбивал их на команды, не пытался быть харизматическим лаборантом. Я просто знал, что надо делать - какие питательные вещества, какая температура, какая кислотность – и все росло, размножалось, ферментировало и жутко воняло.

Бактерии предсказуемы. А человек – нет. Более того, люди имеют свойство говорить неправду (пусть это будет нейтральный термин). Позвольте пересказать вам жуткую историю из книги Фриканомика.

15 Апреля 1987 года в США пропали 7 миллионов детей. Никто и никогда больше не смог их обнаружить. Страшная история, честное слово. А произошло вот что. Дело в том, что 15 апреля - это последний день, когда американцы могут подать налоговую декларацию. В штатах есть налоговая льгота на детей. Не помню сколько, вроде до 2 штук баксов на дите. Не суть важно.

До 15 Апреля 1987 года можно было просто писать в декларации, сколько у вас детей. Вдруг налоговая служба США (IRS) изменила правила. Tеперь надо было не только писать количество детей, но и их Social Security Number (аналог нашего ИНН), по которому легко отследить любого ребенка. И американцы перестали вписывать несуществующих детей. Оказалось, что 7 миллионов детей были выдуманными.

Когда я работал в американской корпорации, то лично наблюдал схожие процессы. Но вот вам свежий пример из России.

Капитализация сотовых компаний рассчитывается примерно по формуле 300 долларов за активного абонента. Миллион абонентов – компания стоит 300 миллионов. Так же есть некая формула, которая определяет активного абонента - деньги на счету и последний звонок не позднее такого-то месяца. Что сделал менеджмент МТС - они взяли, положили денег на счета неактивных клиентов, чтобы те стали активными. Таким образом они хотели не дать Билайну оторваться. Как только обман вскрылся - падение капитализации на 10% за день.

Теперь сравните эти новости

http://www.gazeta.ru/2005/11/23/last179010.shtml

http://briansk.ru/economy/20051129/1679.html

Теперь давайте о БиЛайне. Помните их полосатый ребрендинг? Между прочим, профессиональное сообщество рекламистов признало это самым успешным рекламным проектом года. Хотите узнать, как обстоят дела на самом деле? (цитирую Михаила Дымшица) :

«Пример с ребрендингом БиЛайна в этом смысле очень показательный: компания потеряла на национальном рынке за год почти четверть доли новых подключений, на второй квартал ребрендинга продемонстрировала рекордный отток клиентов»

Добро пожаловать в год полосатой собаки.

Сам БиЛайн говорит вот это

http://www.sf-online.ru/pressrelease.asp?OID=fd55cf69-f6b0-4631-a425-2035b11b2e13

У меня есть знакомые и в Билайне и в МТС (местном, не московском) и я много слышал, какие отличные эти конторы, в том смысле, что выделяются очень серьезные деньги на обучение, тренинги и выездные сессии. Тем не менее, результат такой, какой он есть. А говорят то, что говорят.

Короче говоря, работая сначала в микробиологической лаборатории, не имея никакого формального бизнес образования (после того, как я несколько раз сам наступил на грабли), я пришел к выводу, что микробы научили меня более важным бизнес принципам, нежели то, что я прочел в книгах. Я сформулировал их так:

  1. Коэффициент размножаемости бизнеса
  2. Закон вымирания бизнеса
  3. Ничегонеделание как фактор успеха или в чем я не согласен со Стивом Павлиной.

В принципе, каждая тема тянет на отдельный пост, так что следующей будет та, за которую выскажется больше всего комментирующих.

28 Comments:

Anonymous maxon said...

все три по очереди! ждем-с.
Я занимался в студенческие годы молекулярно-биологическими опытами в НИИ (ДНК и ПЦРы), а с бактериями встречался только на нескольких лабораторных по микробиологии. Поэтому было бы интересно почитать, чему бактерии учат при более тесном знакомстве =)
"Коэффициент размножаемости бизнеса" для начала, плз.

4:06 AM  
Anonymous Smash said...

Вторую, пожалуйста.

4:13 AM  
Anonymous baluev said...

На счет несогласия со Стивом Павлиной заинтриговали, если честно. Расшифруйте, пожалуйста.
На счет верю-не верю есть такая знаменитая байка про физика. Кажется, Нильса Бора. Однажды его спросили: "Что делает у вас дома железная подкова - ведь вы не верите в приметы?". Знаменитый физик ответил просто: "Знаете, говорят, они приносят счастье даже тем, кто в них не верит".
Это я в контексте "харизматичных лидеров все".

4:27 AM  
Anonymous Doc said...

Поддерживаю maxon'а.
Даёшь все три по очереди!

4:29 AM  
Anonymous Anonymous said...

да лучше наверное все.
по порядку.

5:20 AM  
Anonymous Anonymous said...

Согласен. Все три по очереди. Это будет логично.

5:41 AM  
Anonymous Anonymous said...

.... но сначала третью.

5:58 AM  
Anonymous Роман said...

Тотально не согласен, даже не знаю с чего бы начать :)

Скажу только, что встречал и харизматичных лидеров и успешно перестроенные бизнес-процессы и примерно представляю, что происходит внутри московских офисов сотовых операторов. Их основная проблема - быстрый рост (в недавнем будущем) и кумовство. Завелось слишком много бездельников, что отчасти спровоцировало общее снижение эффективности бизнеса. Ну а Дымшиц, он вообще неоднозначный персонаж.

6:20 AM  
Blogger crea7or said...

давай по порядку

6:59 AM  
Anonymous Igor Green said...

Это все хитрый трюк по мотивам прошлых записей с целью собрать наши адреса и персчитать! :)

PS. Я за третью. Потом остальные две, конечно :)

7:27 AM  
Anonymous Kozyr said...

Дима, интересно тебя читать.

Статьи ты ведь пронумеровал (1,2,3), наверное, что-то имел в виду :)
Давай по порядку - спешить нам некуда.

7:57 AM  
Blogger Dmitry Davydov said...

Короче большинство хотят все по порядку 1-2-3, я правильно понял?

10:09 AM  
Anonymous fireton said...

Третью. Очень интересно.

11:24 AM  
Anonymous Dmitry said...

В тему микробиологии... Дмитрий! Пожалуйста, клонируйте себя. Будет кому писать замечательные описания для программных продуктов и пресс-релизы, так волнующие сердца и разумы редакторов СМИ и просто потенциальных пользователей :)

В тему порядка раскрытия тем...
Соглашусь с вышеотметившимися ораторами - в любом порядке, главное все три :)

11:26 AM  
Anonymous Гагин said...

Следующий будет, очевидно, о том, как написать названия тем таким образом, чтобы большинство выбрали третью.

3:44 PM  
Anonymous Anonymous said...

Дмитрий, а можно сначала третью? )

3:58 PM  
Anonymous HitMan said...

Давай, пожалуйста, все 3 по порядку, в котором ты их расставил :)

7:20 PM  
Anonymous rust said...

Противоречивые чувства вызвал пост. В частности я лично знаком с харизматичным лидером и участвовал в команде, которую он сделал. Точнее даже не делал, она вокруг выросла сама. Более того, после его ухода осталась жить и ведёт успешную деятельность. Вот это меня поразило. Ну и мотивирование причём не всегда денежное, тоже хорошая вещь. В том смысле что оно работает.
Причём моя попытка повторить те шаги, которые делал харизматичный лидер, и построить свою команду к успеху не привели. Т.к. в рецепте не хватало основного компонента - харизматичного лидера. С другой стороны их не так много, может поэтому и стоит искать более простые рецепты?
А на счёт порядка мне всё равно. Куда спешить? А интересен, ядумаю, будет любой.
То Igor Green - и я думаю это не единственная цель блога в целом :)

8:23 PM  
Anonymous Гофман said...

три по очереди

11:04 PM  
Blogger Asmody said...

история про американских детей порадовала. значит не такие уж они (американцы) тупые :)
обязательно буту читать дальше. а проголосую за... 3. а потом пусть будет 1 и 2.

11:51 PM  
Anonymous sushko said...

Поскольку в первых двух темах я ничего не понял, то третью, пожалуйста :)

12:24 AM  
Anonymous server said...

ниасилил патамушта про микробав!

:)

Третью давай!

1:37 AM  
Anonymous Kasyanenko said...

Дима, 5 баллов, ты гений маркетинга :-)

Готов поспорить что текст (или тезисы) для терьей уже готовы, или просто написать ее тебе наиболее интересно - иначе зачем писать темы так, что и слону понятно какую народ захочет в первую очередь :-)

3:26 AM  
Blogger Dmitry Davydov said...

Если я стану долларовым миллионером к 30 (жене постоянно это говорю, когда она жалуется), может быть и поверю в свою гениальность, но пока же это просто нескучное повествование.
Маркетинг оценивается по результату (бабкам), а не по тому, насколько интересно читать.

Короче, первую тему я почти написал, а вторым постом пущю про ничегонеделании и Павлину.

4:25 AM  
Anonymous VN said...

Это всё, конечно, хорошо. Но говорить о неэффективности ребрэндинга Билайн - это популизм.

Понятно, что первоначальные результаты были именно такие - резкая смена имиджа, противоречие между старым представлением об операторе и новой коммункацией привели к сокращению новых подключений. Однако цифры по результатам года говорят совершено обратное (по крайней мере в С-З регионе).

Например, у вас в Калининграде кол-во абонентов Билан выросло по сравнению с началом года на 12%. Также очень велики показатели лояльности.

В общем, ребрэндинг был действительно успешным, хотя, как мне кажется, реально его результаты можно будет получить, сравнивая данные в 2006 году.

PS. МегаФон - форева!

6:43 AM  
Anonymous Maniac said...

Очень обидно, что об этом блоге узнал из почта Манашева в ISDEF только сегодня :(

Что касается статей, давай треью для начала :)

7:19 AM  
Blogger Dmitry Davydov said...

Я не говорю об неэффективности ребрэндинга, об этом говорит Дымшиц (и я ему доверяю).Я говорю о другом - о натуре человека. И о том, что должно быть, и как есть на самом деле.
Билайн завышает количество абонентов. И МТС тоже. Специально для повышения капитализации. И это не исключение. Это постоянно происходит. Этот фактор нельзя игнорировать.

7:23 AM  
Anonymous Alexander Lyskovsky said...

Давай все три :)

P.S. Я верю в харизматичных лидеров - встречал нескольких таких. Успешность (долларовая :) этих людей и вера в них сотрудников и партнеров не объяхсняеться только их деловыми качествами - это именно харизма.

7:26 AM  

Post a Comment

<< Home