Чалидзе 7
Пути проявления воли
Поведение человека в волевой ситуации определяется, помимо личных качеств, оценкой ситуации и тем, какими путями проявления воли он располагает. Для конкретных ситуаций могут вырабатываться особые пути проявления, однако, вообще говоря, накопление испытанных путей проявления проводится человеком впрок, посредством накопления суррогатов, прежде всего дисциплинарного, информационного и волевого.
Успех в накоплении информационного суррогата часто обусловлен достаточной развитостью познавательного автоматизма. Этот успех не обязательно коррелирует с индивидуальным объемом собственно воли, но богатство путей проявления воли у человека, обусловливающее успех в экономии воли, ставит его в более выгодные иерархические условия по сравнению с другими людьми, у которых объем собственно воли может быть несравнимо выше. Большой объем информационного суррогата обусловливает иерархический успех и иерархическое обособление: интеллигенция образует свои иерархии, в которых объем собственно воли или другие традиционные ранее признаки, например, объем материального суррогата, почти несущественны в оценках. Женщины, обладая в среднем меньшим объемом собственно воли по сравнению с мужчинами, т.е. будучи физически слабее мужчин, подчас имеют достаточно сильный автоматизм увеличения объема воли и преуспевают в его удовлетворении благодаря поиску и накоплению обходных путей проявления воли и накоплению волевого суррогата. В этом смысле женщины были всегда более интеллигентной частью человечества, если под интеллигентностью понимать предпочтение обходных путей проявления воли и отказ от силовых методов.
В накоплении волевого суррогата у людей выработаны традиционные приемы, обеспечивающие возможность экономии воли посредством затрат чужой воли. Таковы (помимо прямого волевого обмена) приемы возбуждения автоматизма доброты (например, помещение себя в такие условия, что у других людей возникает желание помочь, а также симуляция, притворство). Широко используются приемы возбуждения иных автоматизмов, и знание таких приемов весьма ценится людьми. Дети по мере своей изобретательности научаются возбуждать в нужные им моменты автоматизм доброты у взрослых; девушки отрабатывают приемы использования своей сексуальной привлекательности и ее усиления с помощью косметики, портняжного искусства и тренировки манер не только для прямого возбуждения мужчин, но и с целью разнообразного использования их воли в качестве суррогата; юноши проявляют особый интерес к изучению приемов возбуждения женщин. Люди очень ценят умение вежливо и дипломатично себя вести, то есть возбуждать автоматизм корпоративности в ситуациях, где более уместным было бы прямое соперничество. Эффективность приемов получения волевого суррогата исследуется, в частности, в инженерной психологии.
При воздействия на волю людей с целью частичного использования ее как волевого суррогата прибегают к созданию комфортной ситуации, возбуждающей автоматизм отдыха с уменьшением активности нежелательных волепроявлений (например, сажают в удобное кресло возбужденного посетителя, когда тот пришел с претензиями). Распространено удовлетворение иных гомеостатических автоматизмов (сытный обед располагает к удачным переговорам). Некоторые из таких воздействий со временем стали символическими, утратив былое реальное значение, скажем, встреча «хлебом-солью», завтрак при дипломатической встрече, обычай «трубки мира». Впрочем, не следует преувеличивать символичность таких испытанных средств даже в цивилизованном обществе, ибо наше поведение по-прежнему во многом направляется автоматизмами.
Изучены и применяются доныне методы музыкального воздействия на людей. Таково использование армейских маршей, комсомольских песен, похоронных мелодий — в каждом случае музыка возбуждает соответствующие автоматизмы и вводит людей в состояние, угодное инициатору воздействия и дающее ему большее количество волевого суррогата.
Применяются и совсем бесцеремонные методы приобретения волевого суррогата — регулирование поведения человека посредством избиений или угроз, пыток, помещения в состояние неудовлетворенности других автоматизмов (ограничение выдачи пищи в местах заключения, отлучения от ложа в семье, лишение сладкого за непослушание ребенка).
Воспитание детей среди прочего имеет целью снабдить их информацией о принятых в данном сообществе и данной иерархии путях проявления воли и, в частности, содействовать увеличению сознательной воли, способной подавлять автоматизмы, удовлетворение которых в данном сообществе или иерархическом слое считается нежелательным или непервоочередным. С этой целью используют тренировку подавления автоматизмов, ограничивают воздействие возбуждающих факторов и информацию о путях проявления воли, приводящих к удовлетворению подавляемого автоматизма, используют ложную информацию. Примером особенно активного подавления автоматизма у воспитуемых служит традиционное антисексуальное воспитание, особенно девушек, ибо их сексуальная привлекательность ценна для приобретения волевого суррогата и обеспечения основных в данной иерархии автоматизмов.
Особые приемы разработаны для побуждения сильной воли к корпоративности. Все они основаны на демонстрации признания иерархической значимости контрагента, однако не следует полагать, что такая демонстрация всегда искусственна и порождена расчетом. Напомню, что естественной реакцией человека и животного на присутствие сильной воли является во всяком случае внимание и настороженность, что исключает продолжение обычных занятий. Можно и сейчас наблюдать, как инстинктивно замолкают говорящие, если в комнату входит некто значительный. (Воздержание от пищи и сексуального общения, как часть демонстрации покорности, известно и у других стадных млекопитающих.)
В прежние времена большое распространение имели приемы, быть может, иллюзорного накопления волевого суррогата за счет гипотетических воль, построенных экстраполяцией или дедуктивно, исходя из принципа волевого детерминизма. Боги, духи, души умерших и тому подобные гипотетические воли активно участвовали в иерархической жизни людей. Конкретный характер приемов зависит от предполагаемых свойств таким образом моделируемой воли. В простейших и наиболее распространенных случаях свойства таких гипотетических воль мало отличаются от свойств сильной воли, познанной на примере сильных мира сего. Главным в отношениях с гипотетической сильной волей является возбуждение автоматизма доброты посредством демонстрации покорности (следование строго регламентированным ритуалам, позы покорности, часто отказ от удовлетворения естественных потребностей или временное воздержание). Применялись и попытки различными средствами «ублажить» такую гипотетическую волю и удовлетворить различные ее автоматизмы (жертвоприношения, воскурение ценных веществ, дарение ценностей) и возбудить автоматизм доброты (подчас прямым обращением-заклинанием, молитвой). При этом религиозные действия и ощущения приносят людям много радостей как благодаря удовлетворению автоматизмов покорности и увеличению объема воли (вера в факт общения с сильной волей), так и благодаря прямой волевой разрядке (особенно в религиях, допускающих ритуальные оргии с бурными волепроявлениями).
Принцип волевого детерминизма обусловливает попытки людей входить в контакт с гипотетическими волями, ответственными за различные явления природы. В простейших случаях свойства этих воль также подобны сильным человеческим, что и определяет методы воздействия на эти воли. По-видимому, всегда предполагается, что соответствующим подбором возбудителей можно побудить гипотетическую волю проявляться в желаемом направлении. Подбор возбудителей изучается различными системами колдовства. Существующие теории подчас столь усложнены, что трудно понять истоки происхождения того или иного приема. Во многих случаях подражательный автоматизм считается наиболее уязвимым местом гипотетических воль, что и используется для воздействия. Примером колдовства этим методом является распространенный у многих народов обычай соития на только что засеянной пашне. В подобных приемах исследователи склонны усматривать символизм. Думаю, что символизм — явление более позднего происхождения, а приемы эти — суть следствие человекоподобного моделирования воль, на которые пытаются воздействовать.
Поведение человека в волевой ситуации определяется, помимо личных качеств, оценкой ситуации и тем, какими путями проявления воли он располагает. Для конкретных ситуаций могут вырабатываться особые пути проявления, однако, вообще говоря, накопление испытанных путей проявления проводится человеком впрок, посредством накопления суррогатов, прежде всего дисциплинарного, информационного и волевого.
Успех в накоплении информационного суррогата часто обусловлен достаточной развитостью познавательного автоматизма. Этот успех не обязательно коррелирует с индивидуальным объемом собственно воли, но богатство путей проявления воли у человека, обусловливающее успех в экономии воли, ставит его в более выгодные иерархические условия по сравнению с другими людьми, у которых объем собственно воли может быть несравнимо выше. Большой объем информационного суррогата обусловливает иерархический успех и иерархическое обособление: интеллигенция образует свои иерархии, в которых объем собственно воли или другие традиционные ранее признаки, например, объем материального суррогата, почти несущественны в оценках. Женщины, обладая в среднем меньшим объемом собственно воли по сравнению с мужчинами, т.е. будучи физически слабее мужчин, подчас имеют достаточно сильный автоматизм увеличения объема воли и преуспевают в его удовлетворении благодаря поиску и накоплению обходных путей проявления воли и накоплению волевого суррогата. В этом смысле женщины были всегда более интеллигентной частью человечества, если под интеллигентностью понимать предпочтение обходных путей проявления воли и отказ от силовых методов.
В накоплении волевого суррогата у людей выработаны традиционные приемы, обеспечивающие возможность экономии воли посредством затрат чужой воли. Таковы (помимо прямого волевого обмена) приемы возбуждения автоматизма доброты (например, помещение себя в такие условия, что у других людей возникает желание помочь, а также симуляция, притворство). Широко используются приемы возбуждения иных автоматизмов, и знание таких приемов весьма ценится людьми. Дети по мере своей изобретательности научаются возбуждать в нужные им моменты автоматизм доброты у взрослых; девушки отрабатывают приемы использования своей сексуальной привлекательности и ее усиления с помощью косметики, портняжного искусства и тренировки манер не только для прямого возбуждения мужчин, но и с целью разнообразного использования их воли в качестве суррогата; юноши проявляют особый интерес к изучению приемов возбуждения женщин. Люди очень ценят умение вежливо и дипломатично себя вести, то есть возбуждать автоматизм корпоративности в ситуациях, где более уместным было бы прямое соперничество. Эффективность приемов получения волевого суррогата исследуется, в частности, в инженерной психологии.
При воздействия на волю людей с целью частичного использования ее как волевого суррогата прибегают к созданию комфортной ситуации, возбуждающей автоматизм отдыха с уменьшением активности нежелательных волепроявлений (например, сажают в удобное кресло возбужденного посетителя, когда тот пришел с претензиями). Распространено удовлетворение иных гомеостатических автоматизмов (сытный обед располагает к удачным переговорам). Некоторые из таких воздействий со временем стали символическими, утратив былое реальное значение, скажем, встреча «хлебом-солью», завтрак при дипломатической встрече, обычай «трубки мира». Впрочем, не следует преувеличивать символичность таких испытанных средств даже в цивилизованном обществе, ибо наше поведение по-прежнему во многом направляется автоматизмами.
Изучены и применяются доныне методы музыкального воздействия на людей. Таково использование армейских маршей, комсомольских песен, похоронных мелодий — в каждом случае музыка возбуждает соответствующие автоматизмы и вводит людей в состояние, угодное инициатору воздействия и дающее ему большее количество волевого суррогата.
Применяются и совсем бесцеремонные методы приобретения волевого суррогата — регулирование поведения человека посредством избиений или угроз, пыток, помещения в состояние неудовлетворенности других автоматизмов (ограничение выдачи пищи в местах заключения, отлучения от ложа в семье, лишение сладкого за непослушание ребенка).
Воспитание детей среди прочего имеет целью снабдить их информацией о принятых в данном сообществе и данной иерархии путях проявления воли и, в частности, содействовать увеличению сознательной воли, способной подавлять автоматизмы, удовлетворение которых в данном сообществе или иерархическом слое считается нежелательным или непервоочередным. С этой целью используют тренировку подавления автоматизмов, ограничивают воздействие возбуждающих факторов и информацию о путях проявления воли, приводящих к удовлетворению подавляемого автоматизма, используют ложную информацию. Примером особенно активного подавления автоматизма у воспитуемых служит традиционное антисексуальное воспитание, особенно девушек, ибо их сексуальная привлекательность ценна для приобретения волевого суррогата и обеспечения основных в данной иерархии автоматизмов.
Особые приемы разработаны для побуждения сильной воли к корпоративности. Все они основаны на демонстрации признания иерархической значимости контрагента, однако не следует полагать, что такая демонстрация всегда искусственна и порождена расчетом. Напомню, что естественной реакцией человека и животного на присутствие сильной воли является во всяком случае внимание и настороженность, что исключает продолжение обычных занятий. Можно и сейчас наблюдать, как инстинктивно замолкают говорящие, если в комнату входит некто значительный. (Воздержание от пищи и сексуального общения, как часть демонстрации покорности, известно и у других стадных млекопитающих.)
В прежние времена большое распространение имели приемы, быть может, иллюзорного накопления волевого суррогата за счет гипотетических воль, построенных экстраполяцией или дедуктивно, исходя из принципа волевого детерминизма. Боги, духи, души умерших и тому подобные гипотетические воли активно участвовали в иерархической жизни людей. Конкретный характер приемов зависит от предполагаемых свойств таким образом моделируемой воли. В простейших и наиболее распространенных случаях свойства таких гипотетических воль мало отличаются от свойств сильной воли, познанной на примере сильных мира сего. Главным в отношениях с гипотетической сильной волей является возбуждение автоматизма доброты посредством демонстрации покорности (следование строго регламентированным ритуалам, позы покорности, часто отказ от удовлетворения естественных потребностей или временное воздержание). Применялись и попытки различными средствами «ублажить» такую гипотетическую волю и удовлетворить различные ее автоматизмы (жертвоприношения, воскурение ценных веществ, дарение ценностей) и возбудить автоматизм доброты (подчас прямым обращением-заклинанием, молитвой). При этом религиозные действия и ощущения приносят людям много радостей как благодаря удовлетворению автоматизмов покорности и увеличению объема воли (вера в факт общения с сильной волей), так и благодаря прямой волевой разрядке (особенно в религиях, допускающих ритуальные оргии с бурными волепроявлениями).
Принцип волевого детерминизма обусловливает попытки людей входить в контакт с гипотетическими волями, ответственными за различные явления природы. В простейших случаях свойства этих воль также подобны сильным человеческим, что и определяет методы воздействия на эти воли. По-видимому, всегда предполагается, что соответствующим подбором возбудителей можно побудить гипотетическую волю проявляться в желаемом направлении. Подбор возбудителей изучается различными системами колдовства. Существующие теории подчас столь усложнены, что трудно понять истоки происхождения того или иного приема. Во многих случаях подражательный автоматизм считается наиболее уязвимым местом гипотетических воль, что и используется для воздействия. Примером колдовства этим методом является распространенный у многих народов обычай соития на только что засеянной пашне. В подобных приемах исследователи склонны усматривать символизм. Думаю, что символизм — явление более позднего происхождения, а приемы эти — суть следствие человекоподобного моделирования воль, на которые пытаются воздействовать.
Labels: чалидзе
0 Comments:
Post a Comment
<< Home