Friday, June 12, 2009

Пособие По Одиночеству - О Чтении Книг

Спонсор месяца - Вылечи свои финансы. GlavMed поможет.

Сайт дня (как попасть) - alexrabbit.ru


Я обожаю читать книги. Любил с самого детства. За это время мои интересы постепенно менялись, как и modus operandi относительно что читать или не читать, но думаю, что более-менее будет точным сказать, что я не читаю так, как другие. Позвольте поделиться некоторыми соображениями.

1. Мне кажется абсурдными все вопросы относительно 5 самых важных, нужных и так далее книг, как вообще, так и по конкретно по теме. К примеру, мне постоянно задают вопрос - "Какие книги по маркетингу вы рекомендуете". Люди на самом деле верят в то, что они прочитают книгу или книги, просветятся и наступит счастье. Так это или нет, способны ли книги менять жизнь человека? И да, и нет. На индивидуальном уровне статистически точный ответ будет - нет. То есть жизнь большинства людей никак не изменится серьезно, какую бы книгу они не прочитали. Но на общем уровне ответ обратный - да, книги могут оказывать серьезное влияние на жизнь. За примерами далеко ходить не надо. Библия. Коран. Капитал Маркса. Об этих книгах все слышали. Но есть и менее известные книги. К примеру - Записки Тернера (The Turner Diaries). Этот роман был написан известным идеологом скинхэдов, и книга всплывала достаточно часто в различных террорестических актах, устроенных белыми экстримистами - к примеру, взрыву в Оклахоме Тимоти МакВеем огромного здания. Однако если поделить тираж издания (500.000+ копий начиная с 1978 года) на известное количество терактов, устроенных читателями книги, то можно четко сказать, что 99% читателей книги никогда не совершали никаких терактов, хотя наверняка и придерживаются определенной идеологии.

Второй момент, который ускользает почти у всех, кто спрашивает про "топ-книги" это то, что книги, которые имеют влияние на общество и произвели определенные изменения - почти всегда либо ПОЛНАЯ ФИКЦИЯ, либо содержат огромное количество искажений. Более того, я берусь утверждать, что существует связь между фиктивностью излагаемой картины и влиятельностью книги. Книги вроде Майн Кампфа повлияли на историю не потому, что данный труд наиболее фактически точно описывает евреев, а потому что наиболее умело манипулирует людьми и приводит к нужным выводам. Библия и Коран это фикция. Майн Кампф - фикция. Как насчет чего-то нерелигиозного. Какие книги были самыми влиятельными в психологии? Фрейд. Труды Фрейда - фикция. Кто еще? Юнг. Фикция. Как насчет маркетинга? Траут. Фикция. Как насчет брендинга? Томас Гэд. Фикция. Как насчет разного рода экономических теорий? Маркс, Кейнс, Фридман и так далее - огромное количество постулатов оказалось дефакто ошибочными.
Найти фактические книги, которые сильно повлияли на человечество вам будет НАМНОГО сложнее. Так как я биолог - то я могу вспомнить труды Грегора Менделя и записки Чарлза Дарвина. Средневековые работы о солнечной системе могут попасть сюда. Попробуйте подумать самостоятельно и вы придете к тому же выводу - в голову лезут Кастанеды, Фукуямы и так далее, а вот фактически точную книгу вспомнить гораздо сложнее.

Поэтому урок первый, который я выучил, "влиятельные" книги чаще извращают реальность, чем объясняют ее.

2. Расфокусирование. Когда-то я обожал разного рода эзотерическую мукулатуру. Потом я обожал маркетинговую макулатуру. А потом я понял, что я - идиот. Одним из моих увлечений много много лет назад были "астральные путешествия". Разумеется, я ни разу никуда не полетел. Но говна по теме начитался. Когда ты читаешь несколько книг по абсолютно надуманной теме (типа астральных путешествий), то происходит интересная штука. Сначала в одной, а потом в другой книге, ты наталкиваешься на "факт". Ну, к примеру, что при "астральных путешествиях", твое реальное тело и астральное соединино серебрянной ниточкой. А если эту ниточку коснуться, то астральное тело тут же запрыгнет в реальное. По мере того, как ты одно и то же читаешь в 5-6 разных книг, ты приходишь к выводу, что так оно и есть. Та же самая ботва, к примеру, в книгах про "ведение переговоров". Ты вычитываешь в разных книгах одни и те же идеи, и поэтому автоматически это тебе кажется фактической информацией. Ложь, повторенная многократно, становится правдой. Сами знаете (или должны), кто сказал.

Я видел неоднократно, когда чтение всей (или значительной части) литературы по определенной теме не приближает людей к знаниям, а наоборот - делает их более тупыми и менее критичными. Разумеется, это правило не универсально. Если вы занимаетесь исследованиями, то вы просто обязаны читать, все, что пишется по этой теме. Есть примеры, когда эрудированность в определенной нише дает значительное превосходство. Просто держите в голове мысль, что прочтение всех книг в определенной нише может иметь обратный эффект самозомбирования.

3. Читайте, чего никогда не читали. Несколько лет назад, мои "предпочтения читателя" сильно изменились. Я сделал сознательное усилие "рандомизировать" то, что я читаю, и читать книги по темам, которые меня раньше не интересовали. Благодаря этому я обнаружил новые темы, которые меня колоссально интересуют - от фокусов, до биографий комиков. К примеру, в списке на "купить" у меня сейчас следующие книги - Off the Books: The Underground Economy of the Urban Poor (книга о теневой экономике в негритянских гетто в Чикаго), Deviant Desires: Incredibly Strange Sex (книга о самых необычных сексуальных фетишах), The Philosophy of Andy Warhol : (From A to B and Back Again) (идеи отца поп-арта Энди Уорхолла), When Technology Fails (Revised & Expanded): A Manual for Self-Reliance, Sustainability, and Surviving the Long Emergency (параноидальная книга о том, что делать, когда придет окончательный пиздец), To-Do List: From Buying Milk to Finding a Soul Mate, What Our Lists Reveal About Us (книга о списках "что сделать", которые составляют разные люди). До этого я покупал книги о ранних текстах Библии, о проституции на диком западе, о директ-мейл кампаниях, которые принесли более миллиона долларов каждая, о написании комедийных сериалах и так далее.
Я обнаружил, что чтение подобного рода литературы дает мне намного больше информации. Если я куплю книгу о маркетинге, я знаю, что там будет. Я хочу купить Off The Books, потому что я не знаю, что там будет. Я читал другую книгу этого же автора - Gang Leader For A Day, это первая в мире книга (и пока единственная) об экономике банд. Там очень много о "маркетинге" наркотиков и построении иерархических организаций. 99% людей, которые интересуются маркетингом или экономикой, никогда не прочитают эту книгу. Поэтому я значительно рекомендую рандомозировать выбор книг. Естественно, это не значит, хватать, что попало. Это просто значить читать хорошие книги из других ниш. И еще маленькое наблюдение. Большинство людей свято верят в "концентрированное знание". Другими словами, кто-то делает выжимку и классификацию чего-то (к примеру, знаний о маркетинге), выкладывает это в виде одной книги, и делает великое благо. Я тоже так одно время думал, пока не заметил, что чтение биографии Гари Гудини (мастера самопиара) дает намного более лучшее и четкое понимание вопроса, чем чтение любой книге по модной сейчас теме (и очередной фикции) "построения личного бренда". Опять же, очень многие вещи, в природе (то есть в естественной среде) в концентрированном виде не встречаются. Поэтому "концентрат" может и многое делает понятным, по крайней мере, так кажется, пока человек не обаруживает, что в жизни все по другому. Учиться на конкретных жизненных примерах мне представляется наиболее разумным, хотя это кажется не таким эффективным, быстрым и так далее.

4. О профессиональных писателях. Не думаю, что для вас это будет откровением, но профессиональный писатель профессиональному рознь. У меня есть несколько любимых писателей, у которых я читаю почти все (разумеется, говно тоже попадается). Роджер Ловенстайн, Майкл Люис, Мальком Гладвелл и так далее. Я куплю любую книгу Нассима Талеба, хотя причислять его к профессиональным писателем пока рановато. Но есть профессиональные писатели, которых я никогда не буду покупать. К примеру, Брайан Трейси (который успел наклепать аж 40 книг). Или Томас Фридман. Или Джэк Траут (впрочем, поздняк метаться, ибо почти все что можно прочитать, я прочитал).

Это тоже достаточно очевидная вещь, но стоит ее сказать. Писательство - это ремесло (не будем касаться вопроса таланта сейчас). И писатель достаточно быстро овладевает трюками, как вовлечь читателя, как сделать книгу интересной, как произвести необходимое впечатление. И потом происходит интересное расслоение. Для одних писателей интересней story. Они выискивают что-то необычное, или даже обыденное, но с необычным ингридиентом, который люди по этого "просматривали" и не замечали. Для других story не принципиальна. Они знают, что у них техника хорошо поставлена. Поэтому они спрашивают - какая ниша имеет потенциал хорошо продаваться? Под каким соусом я все это буду подавать, чтобы это привлекало и производило нужный эффект? Как следствие, что у Траута, что у Трейси, что у Фридмана продаются набор старых идей в новой обертке или чуть другим позиционированием. Контент при таком подходе выхолащивается. Читать такие книги (кроме как с точки зрения изучения писательских техник написания популярной литературы), как мне кажется, смысла особого нет.

5. Вы не представляете себе, какую колоссальную разницу делает тот факт, владеете ли вы иностранным языком или нет (пояснений не требует).

P.S. Небольшое дополнение к написаному. Когда мне задают вопросы по книгам, то в тоне вопроса зачастую проскакивает вера в то, что у меня есть некий секрет или что я разбираюсь в этом вопросе лучше, чем другие, поэтому меня надо слушать с предыханием. Это все чушь, поэтому читайте мои советы с пониманием того, что я не считаю, что как только вы начнете читать книги "по-давыдовски", на вас свалиться некое счастье. Не свалится. То, что я читаю "по другому" означает именно это в буквальном смысле - это не значит, что я читаю "лучше" или оптимально. Более того, большинство книг (95%) я читаю на английском - что недоступно для 95% читателей этого блога. Но это не значит, что ваша жизнь без этого будет сера и убога. Ничего подобного.

Второй момент. Большое количество книг я поглащаю в видеоформате, что экономит мне деньги. Есть масса видеоресурсов, где можно послушать авторов книг. Authors@Google, Fora.Tv, BookTV и так далее. Иногда я узнаю о книге из видео и потом покупаю книгу, иногда наоборот - я читаю про книгу и потом нахожу видео с автором (зачастую информации по видео достаточно, чтобы не покупать книгу). Свежий пример, сегодня я наткнулся на книгу McMafia (теневая экономика и экономика преступности мой другой старый интерес). Проверка по ГуглВидео без проблем нашла часовое видео с автором, которое я смотрю прямо сейчас)

Взгляд из-за угла на ситуацию в России

Торрент-треккеры – бизнес или нет?

Чудаки и безумцы

Конкурс: К черту все, берись и переделай!

Спонсор месяца - Вылечи свои финансы. GlavMed поможет.

Labels:

28 Comments:

Anonymous Anonymous said...

прочитай книгу :
Мендельсон К. "На пути к абсолютному нулю." Теоретическая физика. М., 1973г.

4:16 AM  
Anonymous Anonymous said...

Как ты выучил английский язык? Знал ли ты его до Америки или научился там?

5:10 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

И до, и после. Занимался с репетитором с 4-го класса. Естественно, жизнь в Америке почти 6 лет помогла овладеть английским как родным - я думал на английском, когда там жил.

5:12 AM  
Anonymous Anonymous said...

является ли овладение иностранным языком личностным развитием? или нет разницы владеешь ли ты иностранным языком или нет...

5:22 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Не является. Личностного роста вообще нет - это выдумка. Читайте архивы, именно про английский язык в контексте личностного роста я писал не раз, не два и не три.

5:24 AM  
Anonymous stanislav said...

А потом я понял, что я - идиот.


Очень важно, чтобы это был периодический процесс понимания. Тогда есть теоретическая возможность перейти к концу жизни в зону аттракции.

5:51 AM  
Blogger alexsmail said...

Цитата:

Но есть профессиональные писатели, которых я никогда не буду покупать. К примеру...Томас Фридман.


Для других story не принципиальна. Они знают, что у них техника хорошо поставлена. Поэтому они спрашивают - какая ниша имеет потенциал хорошо продаваться? Под каким соусом я все это буду подавать, чтобы это привлекало и производило нужный эффект? Как следствие... у Фридмана продаются набор старых идей в новой обертке или чуть другим позиционированием. Контент при таком подходе выхолащивается. Читать такие книги (кроме как с точки зрения изучения писательских техник написания популярной литературы), как мне кажется, смысла особого нет.

Конец цитаты.

В свою защиту я скажу, что я прочитал ровно одну книгу Фридмана. Здесь http://alexsmail.blogspot.com/2009/06/blog-post_11.html я поделился своими впечатлениями об этой книге. Если интересно, можешь глянуть.

6:43 AM  
Anonymous Grin said...

acaУра!!! Давыдов наконец-то выдал интересный пост за столь длительное время "молчания", по крайней мере для меня ) А то среди этих Левитасов, нерусских документалок стало как-то совсем скучно.

А какая судьба сейчас у твоей первой книги? Свет увидит ее бумажный вариант?

7:06 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Контракт подписан, черновик отрпавлен, первую правку мне прислали месяц назад, я ее в начале мая отослал обратно. Потом должен быть финальный набор, финальная правка и в бумажном виде книга выйдет самое скорое в конце года.

7:08 AM  
Blogger Unknown said...

Для меня в чтении книг особенно американских авторов главная проблема в большом количестве воды, которой они разбавляют свои важные мысли. Мне влом, честно говоря, читать 600 страниц, если вся суть книжки, все главные идеи запроста помещаются на 50-ти. Эти 50 я бы с удовольствием читал медленно и вдумчиво. А так приходится нестись галопом по европам чтобы осилить 600 страниц за какое-то адекватное время... чтобы просто не забыть первой мысли книги, пока дочитал до последней страницы.

Видишь ли ты в этом проблему? Может применяешь какие-то способы ее обойти?

7:15 AM  
Blogger alexsmail said...

Есть такой мужик, Стэнли Фишер. Работал он во Всемирном банке и имел дело с Россией в начале 90-ых. Недавно он дал интервью. Само интервью довольно длинное, но в своём блоге я остановился на двух вещах, что он сказал. Первая, эта кто и как влияет на хозяйство страны, а вторая это что будет долларом, Йеной и индийской рупией.

Думаю, это интересно
Cтенли Фишер: кто и как влияет на хозяйство страны

8:45 AM  
Anonymous Anonymous said...

Спасибо за пост.

Прислали вот DHLом Аллана Вебера. Попса. Но все таки первая книга на английском) Что оч радует.

9:49 AM  
Anonymous Anonymous said...

Есть и другая мысль: возможно я просто неудачник, поэтому у меня нихрена не работает? Ни маркетинг, ни психология, ни эзотерика.

И главное. Каким именно образом делаються выводы об эффективности информации?

Вот например можно поставить эксперемент. Купить книгу Трейси и использовать его советы. Получить обратную связь. Потом раздать ещё 100 таких книг людям и поговорить с ними через месяц, узнать что они делали, какие результаты.

Это уже даст пищу для ума, можно хотя бы начать думать на эту тему, а не просто мешать слова и эмоции в голове и на бумаге.

P.S. Астральная проекция работает.

Андрей aka netslacker

2:14 PM  
Anonymous Max said...

Сколько сейчас автор подобных бизнес книг получает? Если не ты именно, то народ из этой ниши.

3:16 PM  
Anonymous Anonymous said...

Хороший пост, но попробую к нему подойти критически. (1) я (говорю о себе, хотя таких как я много) НЕ люблю читать, мне гораздо удобнее усваивать звуковую и/или визуальную информацию (музыка, картинка). (2) после 11 лет занятия наукой я читаю быстро и по-диагонали, поэтому осмысливается только 40% текста (иногда меньше) - остальное вода. Тоже самое в отношении англоязычных текстов. По своему опыту могу сказать, что великое множество литературы малополезно или бесполезно, поэтому кое-что я не дочитываю или пролистываю. (3) книга НИКОГДА и НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ не заменит личный житейский опыт. (4) книги сами по себе ещё никого не сделали добрее. Это не возражения, а просто мысли вдогонку, типа "как это может быть у других".

12:57 AM  
Anonymous maximus said...

Спасибо за идею читать о 'других' предметных областях. Это как вырваться из круга или сходить налево.
Кстати недавно прочитал книгу 'Дзэн и искусство стрельбы из лука' (Херригель).

1:23 AM  
Anonymous Antonim said...

«Более того, я берусь утверждать, что существует связь между фиктивностью излагаемой картины и влиятельностью книги».

Если связь есть, то она не линейная.

Полная брехня вычисляется быстро, т.к. план действий дан, усилия приложены, а вот толку ноль. Толика полезной инфы в книге -бестселлере должна присутствовать.

По-моему, есть линейная связь с набором решений, предлагамых в книге. Чем шире спектр затрагиваемых проблем, тем больше влияние изложенной информации.

Библия, Коран - вроде как закрывает воообще все вопросы.

Женщины с Венеры - половой вопрос.
Ну и т.д.
Наверняка в топе амазона сейчас толпятся книги а-ля "Как пережить кризис, имея в кармане $20 и швейцарский нож".

2:05 AM  
Anonymous Antonim said...

А нет, в топе Амазона 2 книги с наездом на правительство и одна с вопросом "Есть ли Бог в этом жестоком мире?"

Дмитрий, художественную литературу не читаешь?

2:45 AM  
Anonymous CoB said...

Книгу "Атлант расправил плечи" называли более значимой и более популярной, чем библия в сша. Не нахожу того, что бы можно было в ней назвать фикцией.

9:44 AM  
Blogger Shebnik said...

по владение иностранным - очень верно. Часто получается что материала по интересующим вопросам на русском просто не найти. Ни в вебе, ни в печатном виде. Особенно wikipedia - многие статьи (даже про такую универсальную тему как армия) просто не имеют аналогов на русском. Но зачастую уже переведены на польский, корейский, и более экзотические языки :-)

к тому-же мне кажется что в первосальных тематических блогах на английском чаще чувствуется что в колледжах людей заставляли писать :-)

6:59 PM  
Blogger Shebnik said...

кстати, насчет языка еще. в школе учить не получалось - и через нехочу, и почти все годы был учитель при котором нельзя ошибаться - мы занимались грамматикой, а не языком. В вузе тоже не очень. Но появился интернет, и все что мне нужно было по IT и фотографии я читал на иностранных ресурсах. В результате, я все еще не знаю грамматику совершенно. Пишу и говорю не свободно. Но свободно читаю книги, журналы, смотрю фильмы, передачи и новости. Слушаю радио. И тащусь от ощущения что это так легко. Могу отличить хороший английский от плохого, язык носителя от академического - бывает видно сильно.

7:04 PM  
Blogger Shebnik said...

Дмитрий, у меня вопрос для "вопросов", наверное.

пробовал ли ты играть на бирже или просто инвестировать в акции? Получалось ли? Создавало ли дополнительные психологические проблемы?

я почти год пробую на российском фр. Делал много ошибок, сидел в убытке. В конце концов выбрал одну акцию под идею и остался в ней - но нервы тратились - следил, жалел что на взлете не продал. Забыл что делаю ошибки. Две недели назад начал дергаться и день за днем ошибаться. Хуже - решал что так и так делать не нужно, и на след день повторял ошибку многократно... В итоге - если бы не дергался, было 200% прибыли. Сейчас - 30% убытков - в ситуации когда все дико выросло :-) представляешь как это бьет по мозгам :-)

Но тут пришла мысль - рост был не потому что я умею, а потому что накачивали баблом. Потери - потому что нет дисциплины - знаю про ошибки, но повторяю. Но главное - много дней потеряно - мог потратить на обновление знаний в профессии и хобби. В том, что я могу делать руками, реальный труд в обмен на реальные деньги.

7:08 PM  
Blogger Anna Volkova said...

Помню лет семь назад, читая очередную книгу про достижение успеха «Ключ к лучшей жизни» (написал Ог Мандино), запнулась о жалостливую историю про Альбрехта Дюрера, его брата Альберта и картину "Мольба": в истории говорилось о двух братьях, у обоих был дар к рисованию, но не было денег, чтобы учиться.

"После долгих ночных дискуссий в постели мальчики наконец пришли к соглашению. Они решили бросить монету. Проигравший отправится работать в ближайшие рудники и Своим заработком будет поддерживать брата во время его учебы в Академии. Затем, когда победитель закончит учебу, он в течение четырех лет должен будет помогать другому брату, либо продавая свои полотна, либо, если это будет необходимо, тоже трудясь на руднике."

В общем, Альбрехт выиграл, поехал учиться, стал великим художником, вернулся в родную деревню. Сказал: спасибо, брат - теперь твоя очередь. А тот показывает ему руки, убитые на рудниках...

И Альбрех Дюрер в благодарность своему брату нарисовал картину: «Руки», более известную как «Мольба».

К чему это я. Так меня это тронуло, что полезла я искать биографию Дюрера. И как оказалось НИЧЕГО ЭТОГО НЕБЫЛО! ВСЕ ВРАНЬЕ!
Среди доживших до совершеннолетия братьев Альбрехта Дюрера даже не было никакого Альберта! Одного из его братьев звали Эрнест и он унаследовал ремесло отца (ювелира), второго звали Ганс и он стал помощником Альбрехта, а затем работал как живописец в Польше и Германии!

После этого Мандино даже в руки не брала, да и вообще перестала верить такого рода литературе...

7:01 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Ог Мандино был алкоголиком с довольно сложной судьбой. Пиздеть и манипулировать людьми для него (как и других людей этого сорта) вполне нормально. Они всегда рационализируют это "что плохого, что я соврал, если людям это поможет".

7:04 AM  
Blogger Anna Volkova said...

И "Астральные путешествия для начинающих" Ричарда Вебстера уже лет 10 пылятся на самой нижней полке. Тоже никуда не улетела:)

1:13 PM  
Anonymous Anonymous said...

А что можешь о Б. Трейси сказать? Вроде бы ты касался его личности еще у себя в блоге. Чувак довольно реалистично расписывают свою карьеры - от самого низа до успешного продавца и топ-менеджера.

1:50 AM  
Blogger Unknown said...

Да, я недавно понял, что если немного потрудиться и разработать свой английский, выученый с горем пополам в школе, при общении с иностранцами и работе с английскими интерфейсами разных программ и ОС, и дотянуться до уровня, когда можно более-менее читать книги на английском, то перед тобой открывается новый огромный мир. Популярные книги, которые до ходят до перевода на русский ты читаешь за год до того как их прочитают все твои друзья и плюс к этому получаешь доступ просто к уйме пиздатейших книг. Как если бы ты всегда был в маленькой деревенской библиотеке, и тут бах! - тебе дают ключ от библиотеки МГУ, типо того. Короче труды стоят того!

2:18 AM  
Blogger angeleena said...

This comment has been removed by the author.

5:41 AM  

Post a Comment

<< Home