Wednesday, January 28, 2009

Зачем люди рассказывают друг другу истории

Спонсор месяца - Вылечи свои финансы. GlavMed поможет.

Сайт дня (как попасть) - niggaslife.ru


Как-то мой профессор английского языка Яркая Веревка (Brightrope - сам он Чероки) рассказывал, что у индейцев были специальные люди – storytellers – рассказчики, то бишь. Они кочевали от одной стоянки к другой, рассказывали там истории, а их за это кормили. Это была примитивная форма развлечения и психотерапии, ибо истории надо было рассказывать «правильные».

Совсем недавно я вспомнил про это, когда слушал лекцию одного культуролога или антрополога. Этот человек критиковал идею «уникальности культур», что, мол европейцам не понять папуасов или индусов, а индусам и папуасам не понять европейцев. Он говорил достаточно убедительно и приводил примеры, когда аборигенов спрашивали, какие маски они считают самыми красивыми, он получал те же ответы, что и среди представителей других культур, которые эти маски никогда не изготовляли.

У него было достаточно интересное объяснение, он назвал это «инстинктом искусства», которое объясняется эволюцией человека. Дело в том, что мышление человека сильно отличается от других животных, и речь дает нам серьезные преимущества. Можно понять, что тигр опасен для человека, если увидеть, как тигр его поедает. Но гораздо эффективней, когда ту же самую мысль можно просто передать словами, в виде сказки или предания. Ведь смысл сказок, пословиц, песен – это обучение. Что можно делать, что нельзя, что хорошо, что плохо, и так далее.

Дядька был интересный, говорил много про музыку и живопись, и при этом он делал много важных оговорок, в частности, что не считает, что есть некий «эталон» красоты – есть действительно случаи, когда красота вещь весьма условная. Если странные случаи, когда картина считается гениальной, ей восторгаются, но как только оказывается, что это подделка, то все перестают ее любить, она считается не такой ценной – хотя сама картина-то не изменилось.

Произведения искусства так же попадают под «психологию излишеств». Ненужные излишества доказано являются привлекательными для противоположного пола – от петушиного хвоста (который не несет никакой функции, кроме привлекания, но при этом сильно мешает) до нового мерседеса или золотых цепей, обладатели которых опять же больше в фаворе у самок. Произведения искусства стоят дорого по той же причине – wasteful spending. Именно поэтому картины за миллионы долларов считаются высоким искусством, и ровно те же самые картины при жизни автора – говном собачьим, которое никому не нужно.

Но мне больше запомнилась именно идея того, что творить – это естественный инстинкт человека. Человек, который творит, не занимается ничем таким высокопарным. Он просто познает мир. Сначала пытается понять его сам, а потом пытается показать или объяснить другим. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже, кому-то это вообще не особо надо. Но те, кому «надо» часто получают от этого бонусы. Какого рода?

По себе могу сказать, что развивается наблюдательность. Не то, чтобы приходилось долго и сильно вглядываться, просто какая-то деталь вдруг тебе бросается в глаза. Чем чаще ты замечаешь что-то, чем чаще это начинает происходить. Это просто обычная тренировка естественного процесса.

Второй интересный бонус – это присваивание нового смысла старым объектам. Когда мозг впервые сталкивается с тем, что вещи могут быть не только тем, чем они обычно считаются, то естественным образом возникает желание «переосмыслить» объекты. Придумать новое слово или изменить старое, чтобы у него появился другой акцент. «Переставить» контекст.

Человеку творческому (опять – тут не высокопарное значение, а нейрологическое) становится очевидно, что по дефолту мышление людей отдано на аутсорсинг. Как китайцы клепают свое пластиковое дерьмо на фабриках Шеньцзена, так и смысл обычно изготавливается вне человека, а потом передается ему «на потребление». Когда тебя перестает устраивать качество этого смысла, ты понимаешь, что только самостоятельно можешь заниматься тем же самым, главное, чтобы результат был лучше. Естественно, как существа социальные, полностью отказаться от «аутсорса» мы не можем, потому что не может один человек «надумать» все то, что пришло в голову миллиардам людям за тысячи лет, и что прошло достаточно жесткий культурный отбор, который очень схож с биологическим. Но необходимость разрывать старые паттерны и создавать новые очевидна любому творческому человеку.

Кстати, читал сегодня немного про нейрологию шуток – точной теории ни у кого нет, но самая вероятная теория состоит в том, что для шутки это создания новых связей, особенно между абсолютно несвязными (или абсурдными) частями. Именно поэтому для шутки надо сначала пустить человека сначала по ложному следу (в первой части), чтобы разорвать паттерн и установить связь. И именно поэтому шутка смешна больше всего именно в первый раз, как только связь установилась – реакция на шутку уже не такая бурная.

Последнее наблюдение – творчество на самом деле меняет жизнь человека. Если ты намеренно эксплуатируешь этот самый творческий инстинкт, то ты перестраиваешь свой мозг. Грубо говоря, ты ему говоришь – придумал новое, увидел необычное, присвоил новый смысл – отлично, продолжай в том же духе. И мозг продолжает. Естественно, так как его ресурсы не безграничны, то что-то выдавливается. Многие вещи становятся неинтересными, интеллектуально не стимулирующими, и человек перестает этим заниматься. Плохо это или хорошо – это уже оценочная составляющая, но это действительно так.

С другой стороны – почему тогда такие люди востребованы, начиная с примитивных культур? Потому что они могут передать за относительно короткое время мысль, которую человек сам бы понял намного медленнее (если бы понял вообще). И заодно показать, на что способен человеческий мозг.

Так что марш все творить! Вдруг понравится?

Как я увеличил продажи на 70% за 90 дней

Моя Вторая Жизнь.

Дело случая, часть 3

Кризис в Америке (часть I) или что искал Ромеро в мусоропроводе

Спонсор месяца - Вылечи свои финансы. GlavMed поможет.

16 Comments:

Blogger Унунсептий said...

+1

2:40 AM  
Blogger Nomad said...

Творить хорошо, конечно. Только получается большей частью графомания :) Но мне, например, пофиг - я удовольствие от самого процеса получаю.
PS Понравилась очень статья. И главное не злая, как у вас обычно? Дмитрий :D

2:55 AM  
Blogger Dmitry Davydov said...

Не злая, говоришь - да пошел ты нахуй мудак :)

2:57 AM  
Blogger Dmitry Davydov said...

А вообще из всего опубликованного сегодня самое толковое - это новый альбом Васи Шумова. Слушайте, блядь, это реальная иллюстрация того о чем я пишу. Вася очень мощный человек.

2:58 AM  
Anonymous DimoninG said...

Не по теме: слишком много опечаток в последних постах. Уже некрасиво, чес слово.

3:38 AM  
Anonymous Дмитрий Недавыдов said...

Вася - туфта. Ни текста, ни музыки, ни голоса.

4:04 AM  
Anonymous Anonymous said...

Веллер даже такое специальное призвание придумал -- "пониматель".

5:08 AM  
Blogger Oleg said...

по поводу откуда взялись эталоны красоты почитай "Лезвие бритнвы" Ефремова...там очень показательные примеры есть как "чувство прекрасного" у нас диктуется еще со времен когда человек бегал на четвереньках...

5:28 AM  
Anonymous Anonymous said...

о*уенно, отличный пост
+1

8:50 AM  
Anonymous Anonymous said...

Забавно, как об очевидных вещах несется какой- то откровенный детский лепет.
Сразу видно- недостаток гуманитарного образования -)

9:55 AM  
Anonymous wareza said...

Дмитрий, а почему в загловке этого поста не все слова с заглавной буквы?

12:45 PM  
Anonymous Executor said...

Вася не может быть мощнее Пети-супермена это аксиома :)

5:11 PM  
Anonymous cgtr said...

Мне кажется что подобные рассказчики есть во всех культурах

7:48 PM  
Anonymous Тимур said...

Интересная статья, это вы сами научились так писать, или скопировано откуда то?

11:52 PM  
Anonymous Anonymous said...

"Человеку творческому (опять – тут не высокопарное значение, а нейрологическое) становится очевидно, что по дефолту мышление людей отдано на аутсорсинг. Как китайцы клепают свое пластиковое дерьмо на фабриках Шеньцзена, так и смысл обычно изготавливается вне человека, а потом передается ему «на потребление». Когда тебя перестает устраивать качество этого смысла, ты понимаешь, что только самостоятельно можешь заниматься тем же самым, главное, чтобы результат был лучше. "

+1. со временем тоже начинаю понимать, что многие вещи не то, чем кажуться. и тогда дефолтные определения уже не катят, да))

9:06 AM  
Blogger Nomad said...

Фу как пошло... Незлобность статьи компенсируете комментариями? Если прям вас так зацепило, могли бы не пропустить модерацию... Вот уж честно не ожидал от вас такого :(
Совершенно неадекватно.

12:09 PM  

Post a Comment

<< Home