Monday, September 04, 2006

Дефицитная Экономика?

Хотите, я вам покажу миллион долларов? Серьезно? Ну, смотрите.

Реальная средняя зарплата в России где-то около 500 долларов. Итого $6000 в год. Округлим до пяти. Разделим миллион на пять тысяч, получим двести. Короче, все, что вам нужно сделать это выйти на улицу, посмотреть на 200 человек и все – вы только что увидели миллион.

Что, не впечатляет?

Между тем, это именно так, как экономика работает. Почти все деньги, которые люди зарабатывают – они тратят. У людей нет выбора, кроме как потратить то, что они заработали.

Откладывают или инвестируют лишь очень небольшое количество людей. А в США, например, savings rate в этом году отрицательный, минус 0.2%. То есть на каждую заработанную тысячу американец тратит тысячу два доллара.

Но это еще не все.

Умные бизнесмены понимают, что, несмотря на все изобилие, (средний гипермаркет имеет 50000 наименований) российская экономика, как и мировая, по своему принципу остается дефицитной.

Как это, дефицитной?

А вот так.

В супермаркетах огромное количество пива (я вчера специально пересчитал – 42 разных марок), но попробуйте купить хорошее словацкое или баварское пиво – и вас постигнет разочарование. У вас будет широкий выбор «чешского» пива, сваренного в Калуге или в Питере (питерский Гиннес это вообще издевательство над здравым смыслом), но вот кроме Крушовице ничего родного в магазине я не нашел.

Откройте справочник и посмотрите, сколько рекламных агентств там. Даже в нашем небольшом Калининграде их более сорока. А в Москве тысячи. Но попробуйте найти ХОТЬ ОДНО рекламное агентство, которое знает, как следует продвигать кетчуп, чтобы его продажи увеличились. Или йогурт. Или пиво. Или марку нижнего белья. Или книги. Успехов. Вас прокатят по обычной схеме – ЦА, фокус группы, УТП и так далее.

Не подумайте, что я жужжу. Я просто утверждаю что-то, что идет вразрез с мнением большинства.

Большинство людей считают, что все ниши давно заняты. Всего много. Конкуренция огромна. Короче, не влезай – убьет.

Но это бред.

Есть переизбыток фигни. И дефицит хорошего.

А это значит, что если вы отличаетесь от остальных, то у вас есть все шансы преуспеть.

Вот такой урок экономики от Дмитрия Давыдова.

27 Comments:

Anonymous Anonymous said...

Согласен, хорошее всегда в дефиците, в отличии от фигни.

12:23 AM  
Anonymous Anonymous said...

К тому же, люди, которые реально могут делать хороший продукт, очень редко возьмутся за его реализацию, просто потому что "ниша занята" и они просто боятся конкуренции. И следуя логике одного из ваших предыдущих постов, большие деньги делаются только быстро, а вот хорошее надо делать долго :-)

12:28 AM  
Anonymous Anonymous said...

мало знать, как продвигать кетчуп. надо донести это до производителей кетчупа. на фоне огромного количества пусть фиговых, но конкурентов, эта задача сравнима по сложности с самим знанием в области продвижения кетчупа.

но даже успешно продвинув один кетчуп, со вторым кетчупом можно обломаться. тот же метод уже не сработает, а на какое количество кетчупов хватит фантазии? в итоге опять же скатишься на стандартную схему.

возможно, в итоге, сам придешь к тому, что с фигней проще :)

бесспорно, производить хорошие товары или оказывать хорошие услуги кажется более выгодным, однако при встрече с реальностью это не всегда так. правильно, я думаю, будет: производить хорошее в нужном месте и в нужное время (читай - в незанятой области).

вот.

12:36 AM  
Anonymous Anonymous said...

Терпение и труд всё перетрут!

1:08 AM  
Anonymous Anonymous said...

Зачастую люди все делят на дорого и дешево.. Особенно услугу, которую они потребляют первый раз или в которой не разбираются.
На хорошо и плохо начинают делить далеко не сразу, к сожалению.

Как пример - евросеть или эльдорадо

1:17 AM  
Anonymous Anonymous said...

Я немного запоздал с этой мыслью, но просто физически небыло времени, а вообще это относится к рекламе.

Итак, несколько дней назад я по наведению знакомых шёл смотреть блог/форум на тему книжки "Компьютер для женщин" Евгении Пастернак. Например тут http://www.italia-ru.it/7833.shtml
Я шёл туда поржать, без всякой задней мысли, мысль пришла потом, вам она должна прийти сразу. В двух словах: тётка написала книгу дурным языком о копьютерах для блондинок.
Почитал вырезки ведущей блога с комментариями, поулыбался. Почитал ответы читателей. И вот тут я задумался. Во-первых, мне стало самому немного интересно, что там за лабуда написана, я подумал, что если попадётся, я её куплю и почитаю "умные мысли из космо", во-вторых, так же где-почём купить спрашивали 2-3 человека,.. проскочила фраза "пойду попиарю..".

Так вот, что я подумал. А может это товар ради рекламы? Смотрите: пиарство хорошо идёт в сетях, "интересные" вещи просто за сутки расходятся по всему миру. Соответсвенно, надо создать нечто, имеющее отношение к компьютерам. Потом, нужно чтобы товар получил большую реакцию на себя, для этого достаточно сделать полную лабуду со словами: "Вот так вот делать правильно! Остальные - лохи неразумные!". И наконец, раскрасить это всё в серо-буро-малиновый цвет, чтоб в глаза бросалось в магазине, и если ты и забыл, зачем пришёл, то сразу вспомнил. Получим ровно эту розовую книжку ровно с такой лабудой внутри.

Зато продажи, я думаю, будут большие, и без особой затраты труда/ума/сил.

Что думаете?

1:20 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Ну и что? Дешевые товары может быть еще более дефицитные, чем дорогие

1:21 AM  
Anonymous Anonymous said...

дешевые и качественные - да, особенно услуги. Но максимально дешевым будет некачественный товар.
А люди ищут максимально дешевый..

1:25 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Сemb, я думаю, что вы правы

1:32 AM  
Anonymous Anonymous said...

Дима, ты сам говорил про геморой в оффлайн бизнесе, зачем же рассказывать как его правильно вести? Ты знаком с условиями лицензирования тех же немецких и чешских марок? Так вот не будет рядом никогда настоящего импортируемого пива.

2:01 AM  
Blogger Ganin said...

определять незанятую нишу, на мой взгляд, нужно не из принципа "есть/нет в продаже" а из принципа "есть/нет на полке магазина где он должен быть и его ищут достаточное колличество покупателей".
какой смысл продавать элитные сигары и коньяки в спальном районе?
какой смысл ставить розливное пиво по 30р. в торговом центре класса А?
а в дефиците у нас только одно - мозги. но их ни кто не ценит пока сам их не продаш. но чаще их просто поиспользуют и выкинут засрав предварительно. по этому все воруют.
производитель кетчупа ворует мысли у РА, РА ворует деньги у клиента на фокус-группы. и т.д.

2:04 AM  
Anonymous Anonymous said...

>А в США, например, savings rate в этом году отрицательный, минус 0.2%.

А где такое можно узнать?

2:11 AM  
Anonymous Anonymous said...

Парень Кавасаки, на которого ты давал отличную ссылку, но, похоже внимательно не прочитал, в одном из своих постов высказал несколько весьма дельных вещей.

Во первых, утверждения типа "Рынок на эту хрень будет в размере 50 млрд. баксов в год" и "Все что нам нужно -- это взять 1% рынка" -- это эфемерные мечты и глупость одновременно. То, что ты видишь вокруг себя 1 млн.$ еще не означает, что ты можешь взять с него хотя бы 1%. Не говоря уже о ста.

И потом, хорошая мысль от Кавасаки номер два, "Можно планировать сверху вниз в стиле: в Америке 150 миллионов автомобилей, мы верняк возьмем 1% для установки нашей сверхмодного автомобильного спутникового радио. Но такой стиль планирования приводит к разбитому корыту: штаты раздуты, денег нет. А можно планировать снизу вверх: в этом году мы откроем 10 инсталяционных центров, каждый центр сможет делать в среднем 10 установок в день. За месяц 25*10*10=2500, за год 30 тысяч. Вот от этой цифры и начнем строит бизнес".

Умная мысль номер три. "Никто не делает то же, что и мы" -- что означает либо отсутствие потребности, либо просто тупость и неумение пользоваться открытыми источниками, чтобы таки найти до начала бизнеса, а кто же является твоим конкурентом.

Теперь поближе к твоему примеру. Пива чешского в супермаркетах нет? А сколько оно стоить будет и кто его будет покупать? В барах-то ни с немецким, ни с чешским пивом (причем по приличной цене) проблем почему-то нет. А в магазинах есть. Наверное это жу-жу неспроста?

И неспроста наверное существует сеть Патерсон, лозунг которой "нехер продавать всякую херню. Надо продавать то, что продается". В результате чего ассортимент сети вместо обычных 20-30 тысяч позиций составляет всего 7-8 тысяч.

И неспроста сегодня _производители_ платят сетям, чтобы войти на их полки. Сетям похер что продвать (ну почти похер). И так купят.

И так далее, и так далее.

2:42 AM  
Anonymous Anonymous said...

В Питере в некоторых магазинах есть чешское пиво. Например, Старопрамен. Видимо у них такой хитрый рекламный ход - местный и чешский разлив стоят рядом. Разница в цене - в два раза. После первой разница во вкусе уже не ощущается. Вопрос: зачем платить в два раза больше?

4:30 AM  
Anonymous Anonymous said...

Dragon, а почему бы не подумать так:
150 миллионов автомобилей, мы верняк возьмем 1%, т.е. 1.5 миллиона.

Один инсталляционный центр ставит в год 30 тысяч, следовательно нужно как минимум 50 центров.

Дальше уже думаешь, что сделать ЧТОБЫ ОТКРЫТЬ 50 центров(а лучше 100) и обеспечить их заказами, а не "взять абстрактный 1% рынка".

Понятно, что имея маленький сервис в мухосранске 1% рынка не осилить, как ни строй бизнес от этого.

Заметили как изменились приоритеты в сторону "сделать что то осязаемое"? :)

И шаги придется делать широкие и смелые. Дилеров там искать или партнера или банк грабить, но делать конретные шаги для открытия конкретных 50 контор и наращивания оборотов роста, потому что темпы развития окажутся недостаточными чтобы успеть до 50.

4:36 AM  
Anonymous Anonymous said...

>И неспроста наверное существует сеть Патерсон, лозунг которой "нехер продавать всякую херню. Надо продавать то, что продается".

У нас в городе они действуют наоборот, я даже не знаю названий фруктов, которые они продают. Чего тока стоит `крансый банан` за 120 рублей/килограмм. А сухариков там 2 вида всего.

4:43 AM  
Blogger Амвросий Матвеевич said...

да, как-то в этот раз начали за упокой, а кончили за здравие. :)

---
http://scgq.blogspot.com/

6:06 AM  
Anonymous Anonymous said...

Просто каждый должен заниматься своим делом, хотя я не утверждаю, что нет исключений, которые порой лучше работают, чем "каждому свое". К тому же действительно хорошему специалисту, к сожалению не всегда хватает смелости вынести свой продукт на суд, т.к. все время кажется: "еще не готово" (поэтому очень согласен со статьей "Деньги Любят Скорость..." - самого подстегнула)
Пример: Российский Государственный Медицинский Университет (бывший 2-ой мед.) - ведущий медицинский ВУЗ страны только год назад осознал, что научное исследование - это продукт, который можно и нужно продавать. И вот уже сейчас создан специальный отдел "реализации" (спасибо здравому руководству, которое никогда не создает дебильных преград, как это у нас часто бывает), который ищет клиентов и работает с ними, а ученые продолжают заниматься наукой, получая при этом бОльшие деньги.

Олег
www.aroup.com/en/

6:55 AM  
Anonymous Anonymous said...

100% поддерживаю автора. Ещё лет 5 назад встретил в "Коммерсанте" выражение, которое мне очень понравилось: "В наших магазинах хороший выбор плохих галстуков"

8:08 AM  
Anonymous Anonymous said...

2Серегй Рогожкин: мыслите вы конечно в правильном направлении. Только к мыслям неплохо было бы еще сделать расчеты. И сразу вместе с расчетами вспыла бы огромная куча проблем: помещения надо купить, персонал нанять, обучить. И поставщик, зараза, больше 10 тысяч комплектов в месяц все равно отпускать не может. А новый поставщик будет готов шпарить нужный нам продукт только через 9 месяцев. И так далее. Так далее.

Опять же, вы невнимательно читали Кавасаки. В одной из его статей (в той же, где и пример с сателитными инсталяциями в авто) первым пунктом идет "концентрируйтесь на деньгах, а не доходности". Другими словами, получить разрыв в кэш-фло на масштабной деятельности -- как два пальца об асфальт. Это конечно совсем не проблема, если у тебя на веревочке вагон денег с маленькой тележкой в придачу. Но когда хотя бы такой тележки нет, то первое, что нужно сделать до приступания к масштабности -- обеспечить положительный денежный поток.

9:01 AM  
Anonymous Anonymous said...

А не думали, что действительно хорошее мало кто предлагает именно потому, что спроса на него почти нет за образовывающуюся в результате затрат цену? Раз работают те фирмы, которые предлагают стандартное барахло, значит превалирующее большинство народа это устраивает.

6:56 PM  
Blogger UncommonBusiness said...

Анононим, ДЕФИЦИТ по определению, это не то, ЧЕГО МАЛО, а то СПРОС НА ЧТО НАМНОГО ПРЕВЫШАЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Именно поэтому вязанная кофточка или резной ларец не являются дефицитом, хотя их не так много.
Сермяжная правда в том, что ДЕФИЦИТНЫХ ТОВАРОВ ОЧЕНЬ МНОГО. Более того, на многих рынках, например на рынке труда, существует ДВОЙНОЙ ДЕФИЦИТ. Например отделочник не может устроиться на работу, потому что платят мало, а работодатели говорят - хороших работников нет, сколько не плати.

Дефицит не значит дорого. Например есть дефицит ДЕШЕВЫХ КВАРТИР. Если кто сможет решить эту проблему - обварится не по детски.

11:15 PM  
Anonymous Anonymous said...

Как почитать Вас так все плохо, хорошо начали от макроэкономики стремительно перешли в маркетинг, браво. Но вот на этом пути вы сбили пару тройку столбов вместе с указательными знаками.
Я сильно удивился когда вы писали что все в дефиците, у вас все в куче кони люди. Про Америку согласен, только вот бедна, Вы не увидели, как финансовый рынок отреагировал на этот дефицит, доллар то падает, господа спешите видеть ;) Далее прежде чем смотреть на Америку посмотрите на Вашу страну, у Вас профицинт госбюджета, у вас стоит вопрос не где брать а куда девать, и… и правильно рубль «крепнет». Так что не надо котлеты отдельно мухи отдельно. Про неумелую политику гос мужей так, что ж кого избрали то и имейте. Хотя врядле Вы или мы когда либо увидим правительство, которое заботиться о народе.
Теперь про 42 сорта пива, господа так сотворите лучшее, сделайте и продайте, вам кто либо мешает. Да вы просто критикуете все что вам попадается на глаза все. А сами, а сами и способны что и критиковать.
По поводу рекламных агентств, разогнал бы всех, ну а если они работают значит делают деньги. Я вот был в одном из них заказывал маркетинговое исследование, запросили такую сумму, что афигеть, а когда я начал с ними беседовать на равных (разбираю.сь в маркетинге), то понял что это замыливание глаз. Они работают не на заказчика, а против него

1:06 AM  
Blogger Pasha said...

Дмитрия вы читали Богатый и бедный оте , а Фанки бизнес?

10:22 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Читал и то и то.

1:26 AM  
Anonymous Anonymous said...

С автором нужно согласиться, что "есть ещё место в этом мире для совершества" - но причём здесь дефицит я не совсем понял :) (Сергей Шульгин)

2:44 PM  
Blogger Unknown said...

2Reindeer: Хотелось бы также напомнить о том, что укрепление валюты приводит к стабилизации экономики и, как следствие, к прекращению ее роста. Про переход от макроэкономики к маркетингу согласен, но и Вы насчет макроэкономики лопухнулись...
Префицит бюджета не указывает на то, что все успешно в нашей экономике, это говорит лишь о том, что во время кризиса мы приучились тратить мало, это хорошо в момент экономического рывка, он позволяет отправлять деньги на развитие с целью увеличения оборотов для дальнейшего получения большей прибыли.
Префицит бюджета != хорошая жисть.
Префицит бюджета != укрепление валюты.
Префицит = рост, нестабильность, риски.
Но этот самый рост в свою очередь может привести к лучшей жизни, если не наступит черный понедельник.

5:19 AM  

Post a Comment

<< Home