Wednesday, February 04, 2009

Мотивация помогает, мотивация разрушает – нахуй мотивацию.

Спонсор месяца - Вебмастер! А ты обеспечил буржуя виагрой? GlavMed.com

Сайт дня (как попасть) - zakupator.ru

Наткнулся тут случайно на Ленте вот на эту статейку. Так как я работал в научной среде и знаком со всей кухней публикаций и грантов, то меня это совершенно не удивляет. И подтасовка данных, и сотрудничество между членами редколлегий журналов (ты публикуешь моего аспиранта у себя, а я твоего у себя), все это более-менее норма. Мне запомнился момент, когда мой научный руководитель читал лекцию по учебнику, где была трехнитевая модель рекомбинации РНК. Он сказал – игнорируйте эту картинку, она неверная, мы это доказали, но нас пока не опубликовали. Идея, что в учебники биохимии может быть опубликована ошибочная информация, тогда меня шокировала. Потом я где-то (у Талеба?) прочитал, что от 30 до 70% научных публикаций содержат неверную информацию. Естественно, некоторые ошибки ненамеренные и никак с ними бороться нельзя. Но огромное количество ошибок в принципе избегаемы. Потому что они из-за мотивации человека.

Деньги – один из известных мотиваторов. Почему ученые врут и прививают? Чтобы получить денег на грант, чтобы получить tenure, чтобы открыть свою лабораторию. Классический пример «порчи через деньги» - НЛП. Если вы откроете словарь, то увидите там «НЛП-мастер=пиздун, Пиздун=НЛП-мастер». Я знаю немало классных психотерапевтов, которые в свое время изучили НЛП, но полностью отказались от его использования. Причина – НЛП не работает. Вернее работает, но ООООЧЕНЬ чуть-чуть, совсем не в заявленных создателями масштабах.

А как могло быть иначе? Поставьте себя на место Гриндера и Бэндлера. Допустим, вы заметили определенные закономерности в поведении человека. Если вы решили честно все изучить – то это одно. Но что, если вам приходит в голову другая идея – вы станете богатым и знаменитым, потому что вы обнаружили СУПЕРТЕХНОЛОГИЮ влияния на людей. Вы сможете управлять другими людьми, лечить их болезни и фобии, помогать становиться суперлюдьми, увеличивать продажи и так далее. Что вы будете делать с любыми данными, что нейро-лингвистический пиздеж этого не может? Правильно, игнорировать.

Естественно, деньги совершенно не единственный мотиватор и НЛП не единственная жертва. Как насчет банальной гордыни и желании «оставить свой след в истории»? Как насчет нежелания не признавать свою неправоту? Как насчет желания получить внимание женщин? Или уважение коллег? Или просто внимание?

Я считаю, что мотивация несет в себе огромную угрозу, потому что мотивация = потенциальное искажение. Единственный тип мотивации, в котором я не вижу угрозы – это обычное человеческое любопытство и желание понять, а как оно все работает. С такой мотивацией и желанием принять любой результат, даже если он не нравится, вроде никаких проблем не должно быть. Со всем остальным – жди подвоха.

Возьмите такую отрасль народного хозяйства, как «личностный рост». Я думаю, что тут со мной согласятся все (а не согласитесь, так буду рад). С момента зарождения human potential movement на западе в 60-х прошло уже три поколения людей, и у нас нет НИКАКИХ оснований говорить, что люди хоть как-то серьезно изменились и «продвинулись». Это утверждение кажется лично мне совершенно справедливым как по отношению к аудитории, которая никогда не интересовалось этой темой, так и тем, кто уже 20 лет прыгает от Хари Кришны, к Шричинмою, к «лохотропному дыханию», к НЛП, к «пути дурака», к GTD, к транссерферу Зеланду, к турбо-суслику, к … (вставьте последнюю модную фенечку тут).

Вместе с тем, если вы спросите любого человека, который подсел на «личностный рост» (даже если он пока еще и не стал счастливым обладателем личности, которая теоретически должна расти), то почти в 100% вам взахлеб будут рассказывать, как они выросли из прежних себя, после того, как прониклись идеями Грофа или Нурбекова. ОК, если вы согласны с моим посылом, что никакого реального массового личностного роста нет, но вместе с тем каждый в душе себя считает человеком-небоскребом, то что происходит? Правильно, самообман.

Если у человека мотивация личностный рост – то он может заниматься чем угодно, и будет называть плоды своего поведения ростом. Он может отказаться от секса вообще и отрезать себе яйца – и это будет личностным ростом, потому что он круче, чем все вы – тупое быдло. Он победил животные инстинкты.

Он может жить только с одной женой и трахать ее только в одобренных церковью позах. И это тоже личностный рост – потому что вы быдло, а я бога нашел. Наконец, человек может прийти к выводу, что надо трахать все, что движется, а уж это пиздец какой личностный рост – потому что вы быдло, которое живет общественными предрассудками и самоограничениями, а я альфа-самец, срущий на вас с самой высокой пальмы.

Абсолютно любой поступок, от решения собирать лохов на семинарах и стричь с них бабло, до переезда в деревню, чтобы писать там стихи о колорадском жуке, можно представить в виде личностного роста и искренне радоваться этому. Потому что нет в природе никакого личностного роста.

Вот живете вы, живу я, жизнь происходит, в ней происходят события, иногда очень драматичные в масштабах одного человека. И каждый день человек учиться чему-то новому. И учеба эта не равномерная, иногда годами ничего толкового не учишь, а иногда прет сразу дохрена. И заблуждений на этом пути море, и избавлений от иллюзий, так же как нередки и сожаления о том, чем ты занимался раньше. Причем совершенно, по большому счету – вы можете быть босяком, который пробился в миллионеры, и сожалеть «какой же я дурак, что раньше не пошел в бизнес», так и наоборот, отказаться от бизнеса, стать пасечником, дико кайфовать и поражаться «как же я мог 20 лет хуйней с дензнаками заниматься».

Не сможете вы ни расти, ни не расти – человек постоянно меняется, а мотивация просто будет вам поддакивать в выбранном вами же направлении.

Попробуйте как-нибудь честно себе поотвечать – а почему я это делаю, какая у меня настоящая мотивация, и посмотрите, понравится ли вам ответ. Изучайте мотивацию так беспристрастно, насколько возможно. Можете обращать внимания на самые банальные мелочи. Ну не знаю, комменты к блогу, примеру. Посмотрите на комментарии к своему блогу (а еще лучше, на очень известные блоги, типа Темы Лебедева). Посмотрите, если вы найдете распространенные паттерны. Есть такой к примеру – «да, ты прав, это гениально». Ну а раз это гениально, а я с этим еще и согласился, то и я гений, а не такое быдло, как все. Есть обратный паттерн – «Тема полную хуйню пишет, и вообще он никто». Раз Тема типа авторитет, а я с ним не согласен, так я, Ваня Говнонимов из Новоопизделово, круче Лебедева получаюсь? Охуеть, а всего-то делов сделать – найти человека, который сделал намного больше, чем ты, и тут же с ним не согласиться. А еще лучше – обосрать. Есть «Да, но…» комментаторы, которые играют в игру «я на равных веду беседу с тобой, засранец».

Попробуйте, проанализируйте, только не скатывайтесь в полную шизофрению, ища скрытые мотивы везде и всегда, потому что есть совершенно естественные, без скрытых причин, примеры, когда люди соглашаются, не соглашаются или поправляют. Не стоит пытаться понять, что же такое имела девушка, когда спросила «Вы будете с этим картошку фри?» Нет, это не было заваулированное послание «Я хочу, чтобы ты меня сегодня вечером трахнул в попку».

В общем, почитайте статейку на Ленте про ученых-фальсифицизаторов. Подумайте, почему умные люди врут себе и другим.

Идеальная попка Шакиры

Рассказываю друзьям о форексе

Как оставить банки частными?

Как сделать миллионы на YouTube рекламе

Как обогащается уран?

Не все читатели адекватны #1

Спонсор месяца - Вебмастер! А ты обеспечил буржуя виагрой? GlavMed.com

18 Comments:

Blogger Alexei Ghertescu | Алексей Герцеску said...

Можно я как раз в стиле "Да, но..." выскажусь?

Да, Дмитрий, Вы правы, говоря про всех эти псевдо-гуру мотивации. Понятно, что нельзя серьезно глядеть на их почитателей-сектантов.

Но с другой стороны. Есть некий Вася Пупкин. И ничего такого сверхестественного он не представляет. Но есть у него какие-то мечты, стремления, желание чего-то другого в этой жизни. Но для того, чтобы получить это, он ни хрена не делает. Вообще. Лежит тупо на печи, и говорит о том, что вот дескать, кому-то хорошо, кто-то имеет то-то и то-то. А у меня нет ни черта. Почему все так несправедливо?

И есть какой-нибудь Петя Васечкин. Который тоже простой такой середнячок. Но понимает, что надо что-то делать, если чего-то он хочет. И берет он себя за задницу. И начинает больше работать, книжки какие-то читать, языки иностранные изучать, новыми навыками овладевает. И потихоньку так, незаметно, но жизнь его так или иначе меняется. Может к лучшему, может нет. Но тем не менее, меняется он сам, т.к. если ты хоть самостоятельно что-то делаешь осознанное, то ты не можешь не меняться.

Да, вполне возможно, что впоследствии он скажет, что все то, чего я хотел, не стоит всех этих усилий. Что я ошибался. Что на самом деле я заблуждался относительно своих истинных целей. Есть в жизни гораздо более важные вещи. Но тем не менее он пришел к этому сам, а не просто по привычке говорил, что все вокруг схвачено, и шансов у меня никаких.

Это ли не личностный рост?

1:53 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Конечно, личностный рост, если вы таким его хотите видеть. Можно ничего не делать, сидеть в бочке, как Диоген, или в Индии нищенствовать. И упиваться этим личностным ростом, ибо нихуя ты не покупаешься на видимость реальности, какова жизнь. Можно наоборот - пойти, научиться фотошопу и "аглицкому языку", работать в конторе, и тоже говорить, что это охуеть какой личностный рост - ибо больше ты на печи не лежишь, а картинки рисуешь, а тебе бабло за это платят.

Пожалуйста - ради бога, растите дальше. Мне лично непонятно, зачем вещи, которые не являются личностным ростом, называть личностным ростом. Выучил английский? Ну и заябись. Это называется ВЫУЧИЛ АНГЛИЙСКИЙ - реально круто, по себе знаю. Людям хочется экстра бонуса - я выучил английски И ЕЩЕ ЛИЧНОСТНО ВЫРОС?

А нахуя? Все равно вы не сможете избежать того, что ваше мировоззрение будет меняться, вы будете умнеть, заблуждаться и так далее. Лично мне этот лишний ярлык стал ненужен и я отнего отказался, потому что (лично меня, но я подозреваю, что и других) "личностный рост" подталкивает на эгодрочку и самообман.

2:02 AM  
Blogger Unknown said...

Может стоит дать определение личностному росту?
Что такое "выучил язык"?
Это значит, что человек (личность) обрёл некие новые знания и умение этими знаниями распоряжаться. Это рост? Или самообман?
У меня такая теория: по-настоящему крутые себя так не называют (я крутой), ибо они мыслят другими категориями и понимают, что эгодрочка - пустое и бесполезное занятие, причём, может быть и вредное (если человек начинает верить своим эгодрочным мыслям, он может расслабиться и скатиться вниз). А человек, который действительно что-то новое начал уметь и очень рад этому, до такой степени, что стал называть себя крутым - он как раз таковым и не является на самом деле.
Т.е. суть в том, как ты сам относишся к своему росту (несомненно осознавая, что ты вырос).

2:44 AM  
Anonymous Anonymous said...

А явлется ли личностным ростом такое поведение, когда целенаправленно разбираешся в себе? Ищешь мотивы своего поведения, выявляешь страхи и обдумываешь новые способы отношения к себе, к процессу, к миру, чтобы какие-то вещи, которые тебе интересны, получались естественным путем. Например сначала женщин боишся как огня, потом практикуешся, тренируешся, разбираешся в том, чего боишся, что неправильно делаешь, корректируешь своё поведение, и постепенно добиваешся хороших результатов, потом переносишь положительный опыт на смежную территорию, например просто общение с людьми, и вот ты уже хороший продажник. И так далее...
Мне вот реально интересно разобраться в том, как я принимаю решения, из чего я исхожу, почему одно действие, хоть и великолепно исполненое мне не нравится, а от другого простого и со средними результатами меня прёт.
Да, сначала я увлекался Норбековым, Свияшем и другими. Почитал одного, походил на тренинги, потом понял, чего-то не хватает, не вытягиваю, переключился на другого, потом на третьего, в итоге понял, что никто, кроме меня, во мне лучше не разберется и стал целенаправленно решать внутренние диллемы, искать страхи и противоречия, и, постепенно, обретаю самостоятельность принятия решений, спокойствие при решении трудных задач, интерес к движению вперед, а не поддержанию какого-то уровня...
Правда по тому, что уже понаразбирал в себе можно самому книгу написать, но это реально интересно и мне, действительно кажется, что я расту над собой, становлюсь эффективней в целедостижении, спокойнее внутренне, научился отделять зёрна от плевел, так сказать. При этом я не стараюсь и не стремлюсь научить кого-то этому или заработать на этом денег. Мне достаточно того, что я познаю себя, узнаю как приятнее и эффективнее достигать материальные цели, при этом оставаясь спокойным и радостным в душе. Всё, конечно, идёт не так быстро, как хотелось бы. И есть множество проблем, приходится во многом себе отказывать - в каких-то развлечениях, в деньгах, потому что реально много времени уходит чтобы понять что-то, но оказывается, что это и не надо, что когда ответ на очередной вопрос найден, что когда паззл складывается больше ничего и не надо.
Так вот. Как, по вашему, Дмитрий, можно ли назвать это личностным ростом?

2:47 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Давайте определение, я за, потому что ничего не получится - личностный рост это категория выдуманная. Есть в нашей стране миллионы людей, которые владеют английским языком. Учителя, переводчики и так далее. Никакой связи с владением английским и личностным ростом я не вижу. Есть естественно двуязычные люди - украинцы, татары, армяне, азербайджанцы, грузины и т.д. советского розлива. Являются ли эти люди более "личностно развитые" по сравнению с русскими, которые не владеют этими языками (и вообще никакими) - сомневаюсь.

Я лично обоими руками за владение английским и любым - ради бога. Швейцарцы говорят на четырех языках. Голландцы владеют английским, как вторым родным. Я знаю многих голландцев, они не являются дико личностно развитыми по сравнению с немцами, особенно старыми, которые английский принципиально не учат.

Мешает незнание языка на бытовом уровне? Мешает. Помогает знание? Еще как. Какая связь с личностным ростом? Никакой.

Был такой старый софистский агрумент про религию. Мол, религия хороша, ибо если в Бога не верить, то народ пойдет грабить, насиловать и убивать. Но аргумент липовый, ибо атеисты не являются аморальными и никого особо не убивают и не насилуют. Достаточно сравнить данные о преступности в религиозной США и нерелигиозной Европе.

То же самое с личностным ростом. Можно утверждать, что если человек не стремиться к личностному росту, то он будет лежать на печи и нихуя не делать. Хуй там было, полежишь на этой печи. Все равно будешь учиться, пробовать, постигать жизнь, умнеть, творить и так далее, без всякой хуйни про личностный рост.

Ну не верю я ни в какой личностный рост, и никак на мне это не сказывается в творческом плане. Каждый вечер мыслишки, идеи, сомнения, записки, наброски, тексты и так далее.

2:57 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Аноним, я считаю, что стремление разобраться в себе - это естественная потребность человека, которая естественно же возникает. Как пописать-покакать. Личностный рост, не личностный рост, а задумываться об этом суждено всем, ибо это нормальная часть развития человека. Как у человека в определенном возрасте возникают мысли о сексе или о смерти.

3:00 AM  
Anonymous Anonymous said...

Вроде тема интересная, а подобрать слова трудно.)
Попробую.)
Слышал ли кто-либо из великих прошлых и сегодняшних лет про личностный рост?) Посещал ли кто-нибудь из них занятия гуру, интересно?)
Личностный рост-имхо, обычный ярлык, красивое название...для обычных людей, живущих обычными проблемами... работа,кухня,тв, туалет,кровать.. такой бесконечный цикл. Скажите, где здесь Личность? В чем проявляется её индивидуальность? А каком росте может идти речь? И можно ли вообще оценить рост настоящей личности, в какой системе координат и по каким критериям? Мне непонятно.) Есть постоянный процесс познания мира,если ли он есть, то имхо хорошо, а если нет...то надо пойти на тренинги и там тебе нарисуют реальность такие же люди как ты, с такими же житейскими проблемами, просто они лучше играют свою роль на время тренинга.
В общем я не стал бы личностно оценивать кого-либо. каждому своё.Важно наличие процесса, стремится ли человек познавать новое или нет.

5:35 AM  
Anonymous Anonymous said...

Давыдов, зачем ты расчесываешь всех тренеров под одну гребенку? У людей есть потребность разобраться в себе, что-то изменить в своем отношении к жизни и в поведении, но далеко не каждый поймет как это делать и куда вообще направлять свои усилия. Есть различные тренера, с различными программамии, которые помогают в этом, и естсественно присовокупляют к бренду "личностный рост" свои техники, потому что пользуясь этим аттрактором можно более успешно продать свои тренинги (а кто говорил, что деньги им не нужны?..).
Может быть ты лучше ходил на тренинги и критиковал их как ресторанный критик - детально и, будучи в курсе событий?..
Например, сходил на тренинг, описал свои ощущения сразу после, потом через месяц, потом сухой остаток через полгода...
Например:
1. Вот в этой части тренинга - несут мотивационную хуйню.
2. Вот эти упражнения натолкнули меня на эти мысли и изменения.
3. А вот эта часть курса вообще манипулирование...
4. А тут он говорит прописные истины (надо при этом понимать, что, если для одного человека что-то прописные истины, то для другого - это открытие)...
Охарактеризовав таким образом тренинг будет видно, что ты, хотя бы, его пощупал.
А то получается "не ходил, но осуждаю, причем всех"...

7:18 AM  
Anonymous Anonymous said...

Бывают разные личностные тренера.
Есть пидарасы, которые только манипулируют и окучивают по возможности более широкие народные массы. Сами же не стараются даже поднятся над своим уровнем. А есть те, которые работают над собой, делают новые программы, анализируют сами себя, и, растут над собой, как это ни глупо звучит. И что самое главное - со своим ростом стараются развивать и свои тренинги, что очень важно, потому что большинству людей не свойствено целенаправленно анализировать свои мысли.
Это как в теме твоих любимых комиков. Можно вечно критиковать Петросяна. А можно посмотреть вокруг и увидеть, что оказывается есть еще Задорнов и камеди клаб. Потом увидеть, что Задорнов повторяется и его куда-то не туда уводит, а камеди клаб быстро скурвился на волне успеха. Тогда можно посмотреть еще более широко и увидеть, что в мире есть SNL и Дэйв Бэрри и много кого еще...

7:36 AM  
Anonymous Anonymous said...

Дмитрий, очень интересная тема, актуальная для меня. Я сейчас в буквальном смысле лежу на печи, ну то есть просто я ничего не делаю. Потому как не знаю что дальше делать. А идти на новый виток "работа-дом" не хочу. Но всё равно я что-то делаю, например я записываю свои сны, сам не знаю зачем, просто я стал лучше их запоминать, а пишу я их уже не один год. Что это такое? Рост или не рост-чёрт его знает. Или мысли записываю, когда они не дают мне заснуть.
Я занимаюсь в одной из школ личностного роста уже около 3-ёх лет, но такое впечатление, что я где был, там и остался. А иногда кажусь себе крутым, так было недавно. И даже собирался учить человека, т.е. делиться с ним своим опытом.
Но правда я узнал кучу практик, большинством из которых не пользуюсь. И когда меня как-то спросили что значит личностный рост, я с трудом что-то ответил, уже не помню что.
Anonymous, вы молодец что так занимаетесь собой, но мне кажется мало кто так делает, без поддержки это трудно, а тем более что-то менять, а не просто докапываться до сути своего поведения.

9:11 AM  
Blogger Stils said...

"Никому нельзя верить, а Мюллеру можно."
Чисто научно продлевая вашу мысль, ваш пост тоже надо занести в говноленту ;)

7:26 PM  
Blogger Anton S. Kraievoy said...

Я вот тоже метну какашку в стиле "да, но" - первый комментатор, похоже, как-то промахнулся.

Тут вообще аппендиксом к измышлению автора относительно ученых и мотивации за уши притянуты какие-то невнятно объемные массивы текста относительно личностного роста (скорее всего в целях SEO, в особенности лохотроптое дыхание улыбнуло).

Это все выражается проще: меряться прогрессом по личностному росту невозможно, ибо дело это сугубо личностное/личное/субъективное. Ну и уже отсюдова следует что можно делать/не делать что угодно и найти потом некий личностный рост.

Я бы что-то в защиту отдельных практик сказал, да меня тоже закидают всякими штуками - тут народ (автор тоже) мысли формулирует коряво и долго, потому воевать неохота.
Но в целом - есть кое-что, не особо связанное с мотивацией как таковой, я об этом писал.

11:28 PM  
Anonymous Anonymous said...

можешь меня отнести к четвертой категории, к тем кто срет в каментах.

Даже не знаю как ты сподобился на сию статью, но должен заметить отсутствие конкретики(какието ошибки ученых мало кого ебут, в моей магистерской тоже мало правды,и это не из-за мотивации а из-за того что в моей теме хер чего нового придумаешь)и много воды в виде высеров в сторону НЛП и Личностного Роста.

Если ты заставил себя выучить пару слов английского то как минимум ты вырос над своей ленью, а кто и как это называет по моему не имеет значения.

10:39 AM  
Blogger Alex said...

Дима. Я давно тебя читаю, люблю и уважаю. Не ерничаю. Но научись, наконец, пользоваться мягким знаком. Уже и книгу свою пишешь, а все никак не поймешь разницу между "учИться" и "Учится".

2:14 PM  
Anonymous Anonymous said...

Скорее "личностный рост" - это стремление понравиться окружающим и самому себе.
Лучше просто стать умнее, ради каких-то других целей.

5:17 PM  
Anonymous Anonymous said...

Ярко! Давно так не смеялась, хотя смешного мало. Что есть мотивация – это вопрос, но зачем он? Так и до шизы недалеко:) Я в таких случаях говорю: «Поймёшь, когда станешь» («Сквозь кризис»).

1:51 AM  
Blogger Unknown said...

Привет!
Нелюблю блогспот, я написал коммент страницы на две, а он потерся (((((

Ладно, я уже не помню, что писал. Только в кратце отпишусь - Есть много здравомыслящих людей, для которых проблемы духовного мира и ЛИЧНОСТНОГО РОСТА - не важны. Им важна реальная МАТЕРИАЛЬНАЯ сторона мира. Деньги. Просто на деньги можно съездить в другую страну, отдохнуть, купить еды, купить дом.
Такие люди находяться в состоянии "Я - БОГ". И, даже психологи утверждают, что это самое здоровое состояние - состояние 8-летнего ребенка.
Тебя, Дмитрий, я думаю, слишком волнует вопрос внутреннего самовосприятия, оценки себя, ты уделяешь много внимания бизнес-тренерам и т. п.
Ты противопостовляешь их и себя, но не думаешь реально о деньгах.
Возможно, просто у тебя достаточно денег, и ты вполне доволен сложившейся ситуацией.
Я читаю иногда твой блог, но вижу здесь только людей слова. А я - человек слова + дела. Именно про таких людей, как я, ты и писал в своих постах. Я бизнесмен, и при этом неважно, что сейчас у меня может быть немного денег.
P. S. А теперь о делах. Интересует ли тебя участие в венчурном инвестировании?
То есть, ты вкладываешь деньги и о бизнес проблемах можешь не думать. Бизнесом занимаются другие люди (я с командой, в частности), по истичении времени получаем прибыль.
Ты рассмотришь все за и против для себя - это нормально.
Если ты решишь сходу нет - возможно, твоя внутренняя мотивация - безопасность и стабильность, и ты просто не готов вложить деньги. Ведь инвестирование - тоже бизнес.
Тренеров от бизнесменов отличает как раз готовность браться за дело. А мотивация обычно рождается или может умереть довольно быстро - достаточно поверить в успех или увидеть проблему в его достижении, соответсвенно.
Если интересно, отпишись, поговорим детальнее.
Я серьезно пишу, хотя и много букв.

10:17 AM  
Blogger Ден said...

Что такое личностный рост в понимании психологии?

«Личностный рост» — понятие психологии, изначально было сформулировано в рамках гуманистической концепции К.Роджерса и А.Маслоу, однако в настоящее время широко используется и другими психологическими направлениями. Представление о личностном росте основывается на позитивном видении изначальной природы человека и возможности развития внутреннего потенциала.
Ключевые слова - "позитивное видение" и "развитие потенциала".
Все верно - человек растет в том направлении, которое выберет сам и мы не можем судить этот выбор. Если голландцы знают английский, то для них английский - не личностный рост, ибо любая мотивация нужна для достижения цели.
Таким образом получается, что не всякий личностный рост эффективен, если он не служит определенной цели.

Что такое личностный рост? Если у человека становится больше: — интересов, а с тем и стимулов жить — смыслового наполнения жизни, — возможности анализировать — отличать одно от другого, — возможности синтезировать — видеть связи событий и явлений, — понимания людей (себя в том числе), а с тем и возможности прощать, — внутренней свободы и независимости, — ответственности, взятой на себя добровольно, — любви к миру и людям (к себе в том числе), то это и значит, что человек растет личностно. Синонимы: душевно, духовно. (В.Леви из книги «Куда жить. Человек в цепях свободы.»)

Следует вывод, что как рост физический, так есть и духовный рост, который мы и называем "личностным".

1:32 AM  

Post a Comment

<< Home