Wednesday, September 17, 2008

Про индексы и индикаторы, а так же русских и американцев.

Спонсор месяца - GlavMed - довольны все! 16,6% реферальских!

Сайт дня (как попасть) - 12oz-mouse.ru

Вчера был веселый день, согласитесь? Индекс ММВБ рухнул на 17%. Американские банки мрут, как мухи. Все те, кто прикалывался над моими советами «купить риса», и постоянными повторениями America is pizdets и pizdets is coming куда-то пропали. Не то, чтобы у меня была хорошая прогнозистика – я ожидал бакс на уровне 20 рублей на конец лето, а бакс пополз вверх, а не вниз. Это просто показывает, что моя точность ничуть не лучше людей, которых я критикую.

Однако пост не о том. Пост про то – что людям не стоит слепо верить индикаторам, когда дело касается экономики. Возьмите и сравните падение наших индексов и американских. Наши падают стремительным домкратом. Американские падают гораздо медленнее (говорят, что это работа PPT, но мы не будем вдаваться в теории заговора).

Между тем наша экономика, коррупционная, кривая и убогая, по большому счету работает. А в Америке, где рисуют красивые показатели GDP и искусственно тормозят падение индексов, экономика, по большому счету, пропала много лет назад. А теперь, с пропавшей экономикой, беднеют люди, теряют дома и пропадают рабочие места.

Вообще нам, русским, попроще. Мы привыкли к тому, что спидометр не работает, и стрелка бензобака сломана, поэтому мы научились «на ощуп» по «вторичным половым признакам» определять, с какой скоростью мы едем и когда надо заправляться.

А американцы в этом плане вообще идиоты полные. К примеру, есть у них система рейтинговых агентств – Moody’s, Fitch, S&P. Эти клоуны (наверняка с большим количеством MBA, докторов экономических наук, и специалистов по многофакторному моделированию) убедительно продемонстрировали, что их «спидометр» явно не работает. Они давали высочайшие рейтинги облигациям сабпрайма и ныне умершим инвестбанкам. К примеру, у Лемана, за день до банкротства, был рейтинг А, а в день банкротства – Д (дефолт).

Казалось бы, любой человек должен понять, что нужно делать с рейтингами аналитиков «большой тройки» - ИГНОРИРОВАТЬ. Согласитесь, если стрелка бензобака показывает FULL, а машина «попердела и заглохла», то бензин кончился, что бы индикатор не говорил. Однако весь день сегодня западные аналитики обсуждают, что лишь бы вот этой компании избежать даунгрейда, и каким-то магическим образом проблему удастся избежать. Some people never learn, как любят повторять американцы

Вообще, американские финансовые (якобы) эксперты – все больше и больше начинают походить на наших коммунистов-идеологов. Наши готовы были закрыть глаза на то, что в магазинах ничего нет, а народ в жопе, просто на основании того, что мы производили больше всего соляной кислоты в мире (считалось, что производство соляной кислоты есть индикатор индустриальной развитости государства).

Американским аналитикам, я так подозреваю, глубоко похеру, как на самом деле растут цены, сколько людей на самом деле не имеет работы, и как много американцев всего в одном шаге от бездомности. Если им дать нужную цифру по инфляции или ВВП или еще какой «ключевой индикатор» - они начнут петь старую идеологическую песню о величии американской экономики, и временных трудностях, которые обязательно будут преодолены ударниками капиталистического труда.

Короче, если вы будете заниматься разного рода садомазохизмом (а если точнее – трейдингом в этих условиях), мой вам совет – вспомните советское прошлое и принимайте решения основываясь на том, что происходит вокруг вас, а не цифирькам индикаторов.

Да, и риса купите! Pizdets is coming.

Что такое Mozilla?

Мифы бизнеса: клиенты, сотрудники и лидеры

История Mattel: как рождалась Barbie

Такое вот кино

Самые безумные рестораны мира

Спонсор месяца - GlavMed - довольны все! 16,6% реферальских!

31 Comments:

Anonymous Anonymous said...

Фьючерс! Фьючерс на рис покупать надо :))

1:12 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Пробовал я ваш фьючерс - не вкусный он.

1:13 AM  
Anonymous Anonymous said...

Да реально мало кто мог прогнозировать падение рубля. Я тоже думал что он еще укрепиться :)
А вот вчера реально был "черный" вторник.

1:31 AM  
Blogger Apple's man said...

"западные аналитики обсуждают" - слабовата логика. Это скорее не они тупые, а вы повелись. Делают они это специально!, а не как казалось бы, случайно. Не надо пологать, что русские умные, а американцы тупые. В массе может и так, но тот, кто весь это цирк устраивает в Америке...Да, а вдруг он живет в России?

З,Ы,
Задавайте себе вопросы и смотрите шире... а чтобы успешно играть на бирже надо развивать интуицию и тренинги проходить, вот эти(да, ссылки нет, реклама же, неположенно)

Будте здоровы!

1:35 AM  
Anonymous Anonymous said...

Офигенный пост! Просто приятно читать. Спасибо, Давыдов. Ты лучший.

1:35 AM  
Blogger Наиль said...

Перед прочтением поста как раз читал фразы Баффета на википедии http://ru.wikiquote.org/wiki/Баффет,_Уоррен

Интересные фразы в тему:

Вам не следует выходить на рынок акций до тех пор, пока вы не сможете наблюдать за падением своих акций на 50% без паники.

Самая глупая и бессмысленная причина в мире для покупки акций - это исходить из того, что она повышается.

Большинство людей проявляют интерес к акциям в те периоды, когда это делают еще очень многие. А между тем время действовать наступает в тот момент, когда этого не делает никто другой.

Вы не можете покупать то, что популярно, и при этом преуспевать.

Я никогда не пытаюсь делать деньги на самой фондовой бирже. Я покупаю исходя из предположения, что они могут закрыть биржу на следующий день и потом не открывать ее больше в течение пяти лет.

2:04 AM  
Anonymous Anonymous said...

Давыдов, вот ты умный, скажи, что делать с долларывыми депозитами? Купить на все риса?

2:40 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Алексей, я уже писал, что я не верю, что "можно спасти деньги". Грубо говоря, то, что у тебя сейчас есть в физическом наличии, то и останется.

2:45 AM  
Anonymous Anonymous said...

Наверное, продублирую описанное Давыдовым у себя в блоге. Только с поправкой на то, что жопа-кеды, это не пиздец, а временная коррекция рынка, за которой следует процветание. Кстати, об экономических делах Украины пишу именно в этом духе. Надоела мода на слово "кризис".

2:59 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Моя личная точка зрения состоит в том, что взгляд на Россию, как на "растущую экономику" является ложным. Я не ожидаю супержопы в России, но мне кажется что этот год был последним годом роста. Ну максимум следующий. Потом будет топтание на месте. Все рынки исходят из того, что как Россия росла с 1999 по 2008, так она и будет рости. Но что если никакого разумного роста не будет? Это значит, что все модели надо выкинуть на свалку. Да, в России будет возможно заниматься прибыльным бизнесом, но про мегарост надо забыть.

Такова моя точка зрения. Я фишка с запрещением торгов до "особого распоряжения" - это мне понравилось. Пока такое только в Пакистане было в этом году.

3:04 AM  
Anonymous Anonymous said...

Добрый день.
Давыдов, читаю тебя периодически, мне по большей части нравится, со многим согласен. У меня высшее экономическое образование (которое я считаю полной лажей), опыт работы в высшем руководстве 2 московских крупных торговых сетей (знаком со всеми проявлениями корпоративного ментального кала). Сейчас я занимаюсь своим делом. Итак, себя похвалил. :)
Мой вопрос в следующем. Я тоже слежу за Американской экономикой и тоже давно жду, когда у них все наебнется. С тобой по этому вопросу согласен. Но в последнее время я в замешательстве: или ты, я и несколько людей - умные, а остальные кретины, или же происходит что-то мне не понятное.
Смотри: начинается пиздец, все паникуют. Американское правительство "разруливает" с Фани Мэем и Фреди Маком - и хуяк! Во всем мире всерьез начинают говорить, что экономическая позиция Америки снова сильна. Это не так, разумеется, и все становится еще более очевидным, когда наебывается Леман Бразерс. Все снова паникуют, индексы страдают, бла-бла-бла. Американское правительство снова говорит: "Мы все исправим, не знаем как, но исправим". И снова по всему экономическому миру вздох облегчения - Америка снова рулит, у нее все хорошо. Потом наябывается главная страховая компания, все уже привычно паникуют. Но американцы снова говорят: "Мы сейчас все исправим. Мы национализируем и эту контору и все ее долги перевесим на себя. Хотя у нас их и так до хуя и мы не знаем, как их выплатить, мы снова все разрулили." И все, блядь, на полном серьезе снова начинают рассуждать, что в Америке-то все заебись! Пару часов назад по Евроньюзу видел. Блядь, что это за болезненная хуйня? Я уже чуть не плачу... Это же эксперты, еб их мать, по экономическим вопросам!

3:21 AM  
Blogger Наиль said...

Дима, интересно твое мнение на счет нашей банковской системы. Я работаю в банковской сфере (IT) и, конечно же интересует, как кризис скажется на наших банках

3:24 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Игорян, моя теория такая. У них явный системный кризис. Поэтому обязательно грохнется система. Когда, при каких условиях, с какими последсвтиями - тут все прогнозы будут неточны, поэтому что это все равно что послать пьяного драчуна на улицу. Нельзя точно сказать, с кем он подерется, побьют ли его, или он, будет ли летальный исход, и так далее.

Поэтому признают ли американцы наличие системного кризиса или нет - это не принципиально. Если он есть, то он есть.

Они не хотят в это верить. У них своя идеология в величие капитализма и американской экономики. Значит для них это будет большим сюрпризом.

3:27 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Наиль, мой взгляд на российскую банковскую систему такой - система расти больше не будет. Кредитов давать будут меньше. Доходы ужмуться. Невозвратов будет больше и больше. Но краха я особо не жду.

У нас странная система - российская экономика больше российской банковской системы. Вернее так - наша банковская система по своим размерам не способна обеспечивать российскую экономику самостоятельно. Поэтому у нас все занимают забугром из крупняка, включая самих банков.

Такой дисбаланс долго продолжаться не может.

Но краха русских банков я не жду, хотя ситуация с Кит-Финансом - тревожная.

3:33 AM  
Anonymous Anonymous said...

Я не о американцах, с ними все понятно. Они, возможно, и не идиоты, но им же надо как-то делать вид, что все хорошо. Так что я не про Америку и несколько стран с плотно завязанной с америкой экономикой.
Я про экспертов остального мира. Про европейских, российских, азиатских (хотя эти более-менее адекватно реагируют, не знаю, не могу судить). Ну ведь ясно же, что америкосы не смогут исправить положение своими силами. Такое чувство, что америку специально вытягивают. То есть, я понимаю, что некоторым странам это выгодно, но не всем же подряд.
Не удивлюсь, если скоро все страны будут баблом скидываться, только чтобы не нарушить статус-кво. Как в той притче про людей на острове, где американец нужен для того, чтобы остальных иметь.

3:34 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Экспертов в экономике нет. Экономика слишком сложна и рандомна, чтобы человеческий мозг мог ее понимать и тем более удовлетворять. Именно поэтому нет ни одного человека, кто может точно предсказать, что и когда будет. Можно только более менее точно предсказать, что "то что не может вечно продолжаться, не будет вечно продолжаться".

Это первая идея. Вторая идея - а современная "научная" экономика - это наука или религия. Есть такой термин - модельтеизм (modeltheism). Это когда человек создает модель, начинает религиозно верить в нее и бороться с теми, кто использует другие модели.

Но что если экономика фундаментально немоделируема?

Возьмите рейнинги Фитча или Мудис. Они верят, что умеют предсказывать стабильность компаний и их возможность выполнить кредитные обязательства. Поэтому они дают кому то ААА, кому-то АА, и так далее.

Это наука или религия? Что если рейтинг ААА вообще невозможен в природе? Что внемодельные риски, которые никто не контролирует и не может измерить (даже если бы очень хотелось), насколько велики, что нет ни одной компании или страны в мире, которая может иметь такой рейтинг?

Почему тогда инвесткомпании следуют за рейтингами? Потому что рейтинги доказали свою жизнеспособность, или потому что управляющие - члены той же религии, которая утверждает что ААА=абсолютная безопасность или наиболее близкое к ней состояние?

Надо понимать, Игорян, что если экономика сейчас - это религия, то люди и действуют, как религиозные фанатики. Пока не произодет крах, который разрушит эту систему верований, люди не станут переоценивать свои взгляды.

3:45 AM  
Anonymous Anonymous said...

Не знаю, возможно. Но это, опять же,касаемо иностранных экспертов. Но России-то, казалось бы, знакома подобная схема. И обломы уже были. Я помню, как мы в свое время с продажей квартиры влетели. Хотели загнать подороже, ждали. Была возможность скинуть за меньшую цену, но накануне дефолта даже Ельцин лично говорил, что, как президент, гарантирует, что все будет ништяк. :)
А так посмотреть - и все русские спецы рассуждают, что кризиса в Америке не будет. Как будто их в 90 в стране не было.
Не знаю, короче. Спасибо за беседу, удачи. :)

4:03 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Вот именно. Потому что в России были обломы, мы более критично к этому относимся. Но что касается экономики - в Российских университетах проподают ту же чушь, что и в американских. Поэтому средний российский экономист будет думать так же, как американский экономист.

4:08 AM  
Anonymous Anonymous said...

Конечно, описание текущей ситуации интересно почитать, но интересней и полезней было бы узнать как сохранить накопленное. Т.е. скажем человек набрал некоторую сумму (ну например откладывал по правилу "4 конвертов"), скажем тысяч 300 рублей. Теперь в предверии кризиса что ему желательно сделать, чтобы не только было что кушать и где жить, но и чтобы накопленное сохранить и приумножить.

Ну например:
1. Купить золото
2. Купить землю
3. Купить акции. Купленные акции некоторых компаний(тот же газпром или сбер) в 98 году принесли очень даже неплохую прибыль через 8-9 лет. Как я понимаю стоимость акции - отнюдь не показатель прибыльности бизнеса в ситуациях пессиместичности рынка.
4...

Дима, может пост на эту тему?

4:09 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Аноним, а что если сохранить накопленное невозможно? Повторяюсь, есть физические вещи. И есть масса бумажек и нулей. Физические вещи никуда не пропадут. А вот с бумажками и нулями - другая история.

4:12 AM  
Anonymous Anonymous said...

Дима, а с чего ты решил, что Российская экономика работает? Ты сам говоришь, что у нас экономика банков. Сберу и ВТБ наше правительство предложило денег дать, для ликвидности. Чем это отличается от штатов? А то, что в штатах ничего не производится... Я бы не согласился. Во первых производство у них есть, хотя и сильно поредевшее и что самое главное было. В случае чего они опять его смогут восстановить. А у нас не было (не считая ВПК) и нет. Посему считаю, что у нас то как раз вся эта шняга произойдёт с гораздо худшими последствиями. Ну и плюс долбоебизм нашего правительства ИМХО на порядок выше ихнего.

6:16 AM  
Blogger Unknown said...

Дим,

с интересом читаю твои заметки про '3.14ц америке', подписался на Мизес Инститьют Дейли Артикл (спасибо за ссылки)

Думал набрался ума и даже поверил что америке и вправду очень и очень плохо :)

Сегодня имел возможность пообедать с инвестором из Тройки и в неформальной части разговора спросил его про '3.14 америке и доллару'. Услышал примерно следующее:

- да, говорит, среди обывателей бытует мнение, что если страна имеет 500Б дефицит, 500Б выплат процентов по долгам и 1000чи Б в долгах, то кроме как обесценить доллар выхода нет... Типа такие долги выплатить не возможно...

НО у тех, кто, типа, в "Теме" взгляд другой: америка раздала доллары арабам, китайцам и русским примерно в пропорции 40 и 40 и 20 процентов (за что купил за то и продаю). И теперь у этих кредиторов должна болеть голова как бы доллар не обесценился. Товарищ говорит, что америка и кредиторы будут долго и нудно договариваться как и курс поддержать и интересы кредиторов (среди которых не самый последний долларовая стабильность!) поддержать.

Я говорю: ну сколько не договаривайся, если долг большой и деньги не обеспечены, отдавать что-то надо реальное, или доллару конец...

Он мне: а ты про авианосцы забыл? Захочет Аравия весь Кювейт или Израиль в море сбросить, в нужное время Кювейт отдадут и Израиль сольют. Ну а арабы за это про часть долгов забудут....


Короче: т.н. честные экономисты зашорены экономикой и, возможно, недооценивают геополитических активов США. Что думаешь?

Интересно было бы сформулировать это четче и узнать мнение того же Орлова.

Извини, если длинно. Но для меня неожиданно :)

7:50 AM  
Anonymous Anonymous said...

"Физические вещи никуда не пропадут. А вот с бумажками и нулями - другая история" - А вот это в точку. Я на сегодняшний день влетел на 30% от 300к, на которые покупал паи в марте, в Альфа-Капиталовском пифе "Акции Роста",акции предприятий второго эшелона.

1:14 PM  
Blogger Иван А. Ильин said...

Не покупайте рису! Ел я как-то его месяцев так 8 - очень истощает организм. Покупайте квашенной капустки и картошки! Репки ещё можно. Рису много не надо!

7:50 PM  
Anonymous Anonymous said...

A.... Давыдов, спасай, кризис по ходу начался!!!

з.ы.
ушел закупаться продуктами для набора начинающего параоника!

8:24 PM  
Blogger Unknown said...

Вот сохраненный мной прогноз, скачанный на одном из сайтов еще в 2007 г., практически все сбывается. Смотрим шоу дальше...
"Фаза 1. Спекулятивный кризис (весна 2007 - начало 2008) Первая фаза падения ФР и рынка недвижимости, бегство из акций и недвижимости в товарные фьючерсы и золото. Девальвация бакса, замедление инфляции.

Фаза 2. Экономический спад (начало 2008 - середина 2008). Продолжение падения рынков, стагнация производства, начало снижения товарных рынков, движение баксов в ГКО, снижение доходности ГКО, ревальвация бакса, нулевая инфляция.

Фаза 3. Потребительский кризис (середина 2008-конец 2008). Массовые дефолты и банкротства населения, резкое сокращение расходов, схлопывание потребительского рынка, дефляция, ускорение ревальвации бакса.

Фаза 4. Кризис производства (начало 2009-середина 2009). Промышленный кризис, инвестиционный кризис, массовые банкротства, массовые увольнения и сокращения зарплат, усиление потребительского кризиса. Продолжение падения всех рынков - фондовых, товарных, недвижимости. Ускорение дефляции, ускорение ревальвации бакса.

Фаза 5. Бюджетный кризис (середина 2009-начало 2010). Попытка остановить экономический коллапс и компенсировать резкое падение налогов за счет стремительного роста гос. расходов на основе пирамидальных внешних займов, некоторое оживление экономики, некотрое торможение дефляции, стабилизация курса бакса.

Фаза 6. Гиперинфляционный шок. Начало геополитического конфликта (второй кв. 2010-начало 2011). Искусственная раскрутка гиперинфляции. Обесценивание прямого государственного долга, обесценивание пенсионных обязательств, значительное сокращение реальных бюджетных расходов, значительное снижение долгового бремени населения, снижение стоимости персонала и повышение рентабельности бизнеса, концентрация всей национальной собственности в руках финансовой элиты. Обвал американских ГКО. Временный рост фондовых и товарных рынков, рынка недвижимости. Гиперинфляция, многократная девальвация бакса.

Фаза 7. Глобальный экономический коллапс. Развитие глобального геополитического конфликта. (середина 2011 - 2013-14) Коллапс национальных экономик, обвал или физическая остановка всех рынков (Доу - 2500-3600, если доживет), разрушение международных экономических связей, крах ямайской валютной системы, региональные и гражданские войны, Третья Мировая."

10:27 PM  
Anonymous Anonymous said...

я бы не стал покупать сейчас рис
http://www.cbot.com/cbot/pub/page/0,,1410+chart,00.html?symb=RR&month=all&year=08&period=D&varminutes=&study=&study0=&study1=&study2=&study3=&bartype=BAR&bardensity=HIGH

12:39 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Аноним, я имею ввиду физический рис. И не в мега количествах, а просто мешок риса. В момент кризиса опционами и фьючерсами можно будет жопу подтирать. И невкусный плов с фьючерсами, говорю тебе по опыту.

1:01 AM  
Anonymous Anonymous said...

Невероятно наивные люди считают, что Америка просто откинет копыта.

ОК, представим такую ситуацию. У вас есть атомная бомба, а врач вам сказал: "тебе осталось жить три дня, ты умрешь от рака". И предположим, что вы всю жизнь смотрели американские боевики. Что вы будете делать? 90% населения воспользуются атомной бомбой - "хоть повеселимся перед смертью" или "я умираю, а эти @#$% будут жить дальше? Нет!!!"

Вот это и есть агония Америки. Перед тем, как пойти на дно, она потратит весь оруженый потенциал, который сейчас обходится в триллион баксов в год - а это больше, чем оборонные бюджеты ВСЕХ остальных стран, включая Россию и Китай. Логично?

Это так называемая третья мировая война. И рис вам не поможет - после применения водородной бомбы рис будет немножко радиоактивен, а ваш желудок сгорит от ядерного взрыва. К тому же, из-за сейсмического оружия многие страны будут смыты цунами, а все города разрушены 10-бальными землетрясениями (см. zabl.net/apokalipsis-16.php ).

3:42 PM  
Anonymous Anonymous said...

Мировой эк.кризис и Россия
М.Хазин. 18.09.08. Для журнала "Профиль"

При рассмотрении любого кризиса необходимо четко понимать, что у него есть базовые, фундаментальные причины, есть причины локальные, а есть поводы, которые, подчас, вообще являются случайными событиями, совершенно не связанными с проходящими процессами.

Сегодняшний кризис на рынках, как мировых, так и российских, дает возможность достаточно точно описать все эти виды процессов.

Если говорить о фундаментальных причинах кризиса на американских (читай – мировых) фондовых рынках, то связан он со структурным кризисом экономики США, который начал развиваться в начале 80-х годов прошлого века, с началом так называемой «рейганомики».

В особо бурную стадию он вошел в период правления демократической администрации Клинтона, которая стимулировала всех делать долги, с которыми не могут разобраться до сих пор.

Необходимость поддерживать структурные диспропорции вызывала избыточную эмиссию, которая, в свою очередь, выливалась на финансовые рынки, что приводило к их непропорциональному росту. В частности, возникали «фиктивные» активы, фиктивные в том смысле, что на них не было реального спроса.

Ясно было, что рано или поздно такой путь «развития» должен закончиться плохо. Финансовые «пузыри», разумеется, лопались и раньше (1987 г. – фондовый рынок, 2000 г. – крах «дот-комов» и т.д.), однако запас прочности системы давал возможность выйти из ситуации.

Но в ноябре этого года в США должны состояться президентские выборы. Вот он, повод! И именно он потребовал от республиканской администрации Буша резких мер, поскольку некоторые ее, администрации, деяния, вроде 11 сентября 2001 года, агрессии в Ираке, финансирование компании «Халлибертон» и так далее, ставили некоторых ее членов под серьезную угрозу в случае прихода к власти Демократической партии. И кое-что республиканские стратеги придумали.

Часть из их задумок мы вычислили, например, снижение цены на нефть за несколько месяцев до выборов. Тут все было понятно: цена на бензин один из самых ярких индикаторов экономических успехов Белого Дома для американских граждан. Ее снижение – показатель высокого качества государственного управления. А то, что до того, как ее несколько опустили, ее загнали на недосягаемую высоту – так это уже никто не помнит.

Кое-что можно было вычислить, но вычислено не было. Это, в частности, рост доллара относительно других валют. Дело в том, что рост доллара в среднесрочной перспективе американской экономике, в которой и без того импорт сильно превышает экспорт, не очень выгоден.

Фокус тут в том, что локально он снижает цену импортных товаров, то есть тоже демонстрирует избирателям эффективность действующей власти.

Отметим, что снижение цен на нефть и без того стимулирует рост доллара, а ведь летом еще была поездка министра финансов Полсена, который уговаривал ведущие центробанки мира, что называется, «прикупить доллар».

Когда доллар стал расти, многие комментаторы этому обстоятельству крайне удивлялись. Дело в том, что обычно валюта растет, когда ее покупают. А для чего покупали доллар? Все активы, номинированные в долларах, акции, нефтяные фьючерсы, другие ценные бумаги последние недели падали и аналитики никак не могли понять, под какие активы кто-то «затаривается» долларами. А ответ был очень простой – Центробанки, которые эти доллары никуда не тратили, а просто хранят их на своих счетах.

Но вот здесь вышел конфуз, который никто не ожидал. Дело в том, что отток долларов из финансовой системы вызвал достаточно острый кризис ликвидности, который даже виден на графике расширенной долларовой денежной массы М3.

В некоторое оправдание денежным властям США отметим, что потеря ликвидности – для них явление новое и неожиданное. Не то, что для наших, но к ним мы еще вернемся.

Итак, начался кризис ликвидности, которые многие американские финансовые институты, уже достаточно давно пребывающие в не самом лучшем состоянии, пережить не смогли.

Это оказалось крайне неприятным ударом для американских властей, поскольку шум от падения фондового рынка, судя по всему, уже превысил позитив от падения цен на нефть.

Впрочем, это мы еще все увидим по рейтингам Маккейна. Отметим, что он еще имеет некоторые «внеэкономические бонусы», например, распиаренная в США как «агрессия России» неудачная война Саакашвили против Южной Осетии и Абхазии.

Сегодня уже почти очевидно, что провоцировали грузинского президента на эту авантюру как раз республиканские политтехнологи.

В любом случае, сегодня ситуация в экономике США аховая. Преодолеть кризис ликвидности не удается, главным образом из-за того, что количество обанкротившихся крупных финансовых структур достигло критического уровня – уже почти невозможно понять, можно ли верить хоть кому-либо, поскольку на практически любой цепочке долгов можно встретить банкрота.

А если еще учесть, что среди потенциальных банкротов появились страховые компании, которые страховали риски дефолтов, если учесть, что система рейтингов надежности уже вообще не стоит ломаного гроша, то становится понятно, что вся конструкция мировых финансов трещит по всем швам.

Во вторник ФРС США должна была принять ключевое решение по учетной ставке: повышать нельзя понижать (запятая, как понятно, не поставлена умышленно).

Руководство этой достойной организации поступило как обычно в последнее время, то есть решение не приняло. Вполне понятный поступок, который и вызвал дальнейший обвал рынков уже на следующий день.

Отметим, что принятие решения было действительно трудным делом. Поскольку, с одной стороны, инфляция явно зашкаливает за двузначные значения, по некоторым данным приближаясь к 20% в год, что категорически требует ставку срочно поднимать. С другой – имеет место явная депрессия (ну, в официальной статистике ее, конечно, до выборов и не будет, но все же все понимают), которая требует, в соответствии с монетаристскими канонами, ставку опустить. Так что куда поставить запятую – большой вопрос.

Отметим, что читатели нашего журнала, знакомые со статьей «Теория кризиса» из 33 номера, могут смело сказать, что любое движение ставки не приведет к позитивному результату до тех пор, пока не будут скомпенсированы структурные диспропорции в американской экономике, что сегодня требует ее сокращения как минимум на треть.

В общем, как говорят медики, «прогноз тяжелый» и самое время перейти к нашим проблемам. Они тоже имеют место. Поскольку в процессе своего уже упомянутого выше вояжа Полсен посещал и Москву, есть основания считать, что наши денежные власти, которые и вели с ним переговоры, знали о его планах понижения цены на нефть и повышения доллара.

Может быть, даже дали ресурсы на его реализацию. И вот здесь они дали маху. Поскольку наша экономика, которой они же много лет не давали рублевых кредитов, все больше и больше садилась за это время на «нефтяную иглу».

Как следствие, любое падение мировых нефтяных цен (а они упали за два месяца в полтора раза!) вызывало серьезные вопросы у иностранных инвесторов, которые и без того пребывали в несколько нервическом состоянии, из-за собственных проблем.

И, в конце концов, начался отток их средств из страны в целом и фондового рынка в частности.

Дополнительным фактором стало падение рубля (на фоне роста доллара на мировых рынках), поскольку ликвидность нашей банковской системы, усилиями тех же денежных властей сидящей на голодном пайке, поддерживалась, в основном, за счет кредитных линий иностранных банков.

Поскольку в условиях падений рубля, риски невозвратов этих кредитов сильно выросли (отметим, что к этому были и другие, чисто внутренние причины, например, невозврат выданных потребительских и ипотечных кредитов), кредитные линии были закрыты – и банковская система вновь, уже который раз, оказалась в состоянии жесткого кризиса ликвидности.

И что будет дальше пока не ясно. Сейчас ситуацию будут быстро разгребать, вполне себе революционными методами, но кто останется под обломками, насколько вырастет инфляция, и, главное, кто и как будет обеспечивать системную ликвидность всей банковской системы пока совершенно не ясно.

В общем, на общемировой кризисный фон мы наложили собственную, кризисную составляющую, которую можно было бы назвать дуростью, если бы она один в один не повторяла политику 1996-98 годов.

Опять же, большой вопрос, почему, зная о предстоящих изменениях на мировых рынках, наши денежные власти не приняли упреждающих мер, хотя бы по поддержке ликвидности? Ей-Богу, проблем было бы на порядок меньше.

В заключение вернемся к прогнозу. Для России его пока делать рано – посмотрим, что придумают денежные власти.

Что касается мира ... Нет у меня уверенности, что из сложившегося клубка проблем есть хороший выход.

Даже в самих США политические деятели все чаще начинают обращать внимание на то, что политика ФРС все чаще начинает напоминать поддержку одних финансовых институтов в ущерб другим.

Мы на это можем отметить, что ФРС – это частная контора и, понятное дело, своих учредителей «любит» больше, чем всех остальных. Но вот с точки зрения американских депутатов это, оказывается, не так.

Видимо, они недостаточно еще усвоили уроки демократии.
В любом случае, не вызывает сомнений, что призывы к резкому усилению государственного контроля над американской экономикой достигнут своего: уже сейчас этот контроль резко усиливается. Но эффекта он не даст еще достаточно долго, поскольку фундаментальных структурных противоречий пока еще никто не отменял.

А это значит, что кризис в США будет продолжаться, все более и более снижая совокупный спрос по всему миру.

Что в более или менее среднесрочной перспективе неминуемо приведет к повторению сценария «Великой депрессии» номер два, уже в масштабах всей мировой экономики.

И это крайне неприятный для нас сценарий, поскольку нефть в его рамках будет стоит всего ничего.

А значит, производить «фсе» нам нужно будет самим. Что мы уже фактически разучились делать.

Так что я всячески призываю российских граждан отдать себе отчет: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Если вы рассчитываете, что придет дядя и даст вам денег, то зря – лафа на ближайшие лет 25 закончилась.

Источник http://worldcrisis.ru/crisis/498754

4:01 PM  
Anonymous Anonymous said...

Давыдов, респект и уважуха конечно, но это:

>Между тем наша экономика, коррупционная, кривая и убогая, по большому счету работает

ахаха =))

Работоспособность экономики определяется, прежде всего, ростом промышленного производства, а никак не бесконечным рефинансированием и биржевыми спекуляциями.

Назовите 10, да нет, 5 отраслей промышленности кроме нефтегазовой отрасли, где происходил экономический рост за последние 10 лет?

Их нет, как и небыло. И не будет при нынешнем правительстве.

Позволю процитировать слова зам. Директора одного из крупных московских промышленных предприятий: “Такое ощущение, что на завод пришла группа террористов-боевиков в белых рубашках и галстуках с конкретной целью – все развалить любой ценой”.

О чем вы, мой друг? О какой – такой работающей экономике идет речь? Работающая экономика в РФ это как минимум фикция, как максимум откровенная брехня ведущих телеканалов.

Вот рефинансирование пошло по женской линии, и очень, знаете ли, начало отдавать приходом мохнатого пушистого северного зверька.

3:25 AM  

Post a Comment

<< Home