Monday, August 06, 2007

Что такое хорошо и что такое плохо.

Спонсор месяца - Истории о том, как можно спускать все деньги на путешествия по свету.

Хочу, кибербратья и киберсестры, написать толковый пост, поэтому давайте начнем с Постового, чтобы мысля моя более не него не отвлекалась. Уникум взял интервью у Нелли Федосенко (хозяйка homebusiness.ru), которая призналась, что я с Экслером ее шокирую (первый раз на моей памяти, когда я с Экслером в одном предложении.) Вот еще интересный блог про торговлю российскими акциями (как только весь фондовый рынок уйдет в пизду в ближайшем будущем, обязательно вложусь в индексный фонд ММВБ или РТС). Problogging.Ru пишет о том, как заработать на туристическом сайте. Ну и про челябинских мужиков я не мог не написать (особенно понравилось "Челябинские медсестры настолько суровы, что фиг их знает, сестры это или братья").

После того, как я обнаружил, что на Гугл Видео есть херова туча пиратских фильмов и посмотрел Fraction, меня вновь начал мучать вопрос, что такое хорошо, и что такое плохо. Нет, не подумайте, что я озабочен проблемой киберпиратства. Дело в том, что Fraction сделан очень хорошо и НАМЕРЕННО хорошо. Когда смотришь фильм, то не просто получаешь удовольствие, но и понимаешь механику этого удовольствия - почему показывают это, почему тут меняется музыка, почему была произнесена казалось бы ненужная фраза.

Я очень давно думаю, про "хорошо" и про "плохо". Откуда мы знаем, что что-то хорошее, а что-то отстойное? По человеческим эмоциям. Грубо говоря, если человек получил нужные эмоции ("понравилось") - то это хороший фильм, игра, спектакль, тренинг и так далее. Если не получил или получил ненужные эмоции - то это плохой продукт.

Мне лично более всего интересен момент, когда автор начинает "втыкаться" в то, что хорошо, и что плохо и как этого добиваться. Я уверен, что многие из тех, что читает этот блог, "проходили" это чувство в самых различных нишах. В играх, к примеру. В софте. В бизнесе.

Знаете, есть такая забавная штука, которая называется "я так тоже могу" или "ничего особенного". Идешь, к примеру, в топ Бигфиша и смотришь, какие там игры на первых местах. Вроде ничего особенного. И думаешь - а я так тоже могу. Начинаешь делать - нихера подобного. Полнейшие жопа-кеды.

Иногда синдром "я так тоже могу - ничего особенного" обрастает легким налетом желчи и злобы. Когда я работал на ТВ, у меня была одна коллега, которая отлетала по всем концертам и новым кинофильмам. И почти все репортажи строились по одной и той же схеме, которая сводилась к "ничего особенного, и вообще он руки не моет". Я уже три года, как не работаю на ТВ и концертами и премьерами теперь занимаются другие люди, но, что самое интересное - формат не изменился, обязательно надо ввернуть что-то свое издевательское и сделать репортаж в стиле "ну и хер с тобой, что ты Ларс Фон Триер, легенда кино, зато я - Екатерина Обревко, журналистка телекомпании Каскад, и сюжеты тут я делаю, понял?"

Но это отвлечение, потому что если нормально развиваться, то через этот этап проходишь достаточно быстро. И тогда ты начинаешь заранее понимать и просчитывать, как это выйдет, хорошо или плохо, по крайней мере частично. И получаешь от этого колоссальное удовольствие.

Можно еще раз отступление? В следующий раз, когда вы смотрите Камеди Клаб, обратите внимание на Незлобина, чувака из Екатеринбурга. В самом конце выступления у него очень интересное лицо - он не может скрыть радости от того, что у него все получилось так, как он планировал. Вообще если следить не за шутками резидентов, а за их мимикой, то можно много чего интересного подметить. (Кстати, я отлично понимаю, что лирические отступления вроде этого ухудшают качество поста, ну да хер с ним).

Так вот, понимание "что такое хорошо и что такое плохо" на эмоциональном уровне (до того, как "заметка вышла в эфире") это очень полезный практический инструмент. Во-первых, от вам позволяет делать продукт, который здорово выбивается над "среднестатистическом уровнем" - не важно, что это, книги, блог, софт, игры, юмор, фильмы, сюжеты и так далее. Второе, вы на раннем этапе отлавливаете собственное дерьмо, а не кормите им аудиторию (как это делают остальные). Ну и в третьих, вы на самом деле начинаете понимать людей и себя лучше.

А в качестве бонуса (важно для таких лентяев, как я), вы точно начинаете понимать, сколько нужно взять человечности,куда ее посыпать, и с чем смешать, чтобы несмотря на все угрозы про "читать нечего", "раньше было интересней", "научись правильно ставить мягкий знак", "аццтой" и прочий "бред собачий люди возвращались к вам (вы же понимаете, что все эти эмоциональные реакции не более чем проявления неудовлетворенности конкретного человека).

Потому что если вы осознаете, что такое хорошо, а что такое плохо, то вы знаете о людях что-то, что они не знают или не понимают сами, вернее понимают не так отчетливо, как вы. А люди, которые могут это просто объяснить - всегда в дефиците.

Спонсор месяца - Не сосем за копейки, зато делаем отличные сайты. Дорого и долго.

15 Comments:

Anonymous Anonymous said...

То, что ты можешь объяснить что такое хорошо, а что такое плохо частенько никого не волнует. Потому что есть вера и твердые убеждения, допустим, что вся русская попса - говно. Паркер уже почти 10 лет объясняет.
Обычно, хорошо-не есть качественно, но эффективно.

3:33 AM  
Anonymous Anonymous said...

Пост, кстати, - ничего особенного, я тоже так могу. :D
А вообще, понимать про хорошо и плохо полезно, но гораздо полезнее уметь убеждать других разделять твои взгляды на это. Будь то создание сайта, продажа софта и прочее. Пока не убедишь заказчика или потенциального покупателя, что да - вот именно как ты говоришь - так и есть, у него будет своя сетка координат для оценки хорошо-плохо. Как только ненавязчиво убедил его, что он не самый умный, а умный ты и ты знаешь что ему надо - получишь бабла. :)

3:52 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Убеждать никого не надо. Если триллер сделан хорошо, то у вас будет появляться чувство страха и напряжения во время его просмотра. Если нет - то нет. И человек сам понимает, хорошо что-то сделано или плохо на основании того, что он испытал, после того, как он прочитал что-то или посмотрел фильм или поиграл в игру.

3:56 AM  
Blogger Banana Paradise said...

Когда я произношу фразу:"Я тоже так могу",это значит, что мне подсунули такое г-но которое я действительно могу сделать сам :) Когда на работе очередной кодер приносит сверстанный макет сайта, качество верстки оценивается именно этой фразой. Если и я так могу, значит верстка никуда не годится. И мне кажется, что именно таким образом эта фраза используется очень многими людьми.

4:44 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Я об этом не подумал, но да, действительно есть и такой смысл у этой фразы - это не тот оттенок, который я имел ввиду первоначально.

4:51 AM  
Anonymous Anonymous said...

Вообще, что такое хорошо, а что такое плохо, каждый человек определяет для себя сам. Все зависит от его системы ценностей. Эта система складывается в нем с рождения и претерпевает изменения всю жизнь. В начале нам правила диктуют родители, основываясь на своей системе ценностей, далее учителя, окружение, государство и так далее. В любом русском христианине вложена библейская система ценностей (10 заповедей), любовь к родине (идеология государства) и дальше по списку.
Вы не согласны?

5:20 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Нет, потому что меня не волнует тема, хорошо и плохо в моральном плане, я сознательно рассматриваю тему хорошо - плохо с точки зрения качества. Что-то вроде хороший это стейк или плохой. На говно, что коров есть не хорошо меня так просто не разведешь.

5:23 AM  
Blogger Артем Бразговский said...

Наверное, чтобы оценивать продукт с точки зрения "хорошо-плохо", нужно не раз и не два на этом "плохо" обжечься.
В любом случае, система ценностей влияет на оценку, без этого никак. И даже 100% качественный стейк будет оцениваться по-разному.
У меня сложилось впечатление, что Вы говорите именно об интуитивной оценке, это так?

5:54 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Ваша система ценностей никак не влияет на то, что пережареный тухлый стейк вам не понравиться. Если говорить о вкусе пищи, то у разных людей может быть разная реакция. Кому то нравится горчица, кому-то нет, но система ценностей тут не при чем.

Это не морально этический вопрос, меня это не волнует. Игра может быть интересной (хорошей), а может нет (плохой). И меня интересует исключительно момент, когда человек начинает просекать фишку, он понимает, что надо сделать, чтобы игра была интересней. То же самое с блогами, фильмами, книгами и так далее. Я писал исключительно об этом.

Вы можете спорить сколько угодно, хорошо или плохо, что кто-то украл фильм Fracture и выложил его в ГуглВидео. Вы можете спорить сколько угодно, хорошо или плохо, что я даю ссылку на "ворованный фильм". Но после того, как вы посмотрите этот фильм, он вам понравиться, по крайней мере большинство народа. Причем, ОЧЕНЬ понравиться. И это планировалось изначально. И весь пост был именно об этом - как человеку научиться чувствовать, хороший он продукт выпускает или плохой. Это очень важно.

6:01 AM  
Blogger Артем Бразговский said...

Степень прожаренности стейка все равно определяется на основе некоего эталона. Кто-то этот эталон сделает. Все сугубо индивидуально.
Пиар фильма хорош! Какчать не буду, лучше куплю в нормальном качестве.

Я согласен с тем, что изначальная "хорошесть", заложенная в продукт, важна. Но мне больше интересно не само понятие отличного качества, а то как человек приходит к определения качества производимого им продукта.

6:31 AM  
Anonymous Anonymous said...

голод и хлеб сделает тортиком. Это со стороны пассажира. Со стороны творца, зависит от того, чем ты питался до того как стал что-то создавать. Если гавном, то и на выходе будет гавно, с большой долей вероятности. То есть у человека должна выработаться чуйка на хорошее. Если чуйки не будет будешь делать гавно, а если к тому же хороший специалист, то будешь делать хорошее гавно профессионально. А если чуйка есть у потребителя, то он даже голодный отличит тухлый стейк...

7:05 AM  
Anonymous Anonymous said...

Спасибо за ссылку на фильм. Энтони Хопкинс как всегда на высоте. И это в 70 (!) лет. Получил несказанное удовольствие от просмотра.

7:46 AM  
Anonymous Anonymous said...

Может те на филосовский пойти? Почему вот я раньше читал внимательно, а теперь пролистываю?
Не потому, что мне не интересно, а потмоу что посты все стали филосовскими. Теряешь целевую аудиторию...
Не понравилось - навязываешь свою философию другим.
Привет из Е-бурга.

11:11 AM  
Anonymous Anonymous said...

И все же то, о чем вы говорите, Дмитрий, зависит от шкалы ценностей человека, а так же от его кругозора.
У качества есть разные составляющие. Как минимум 2 из них вы не могли учесть, посмотрев этот фильм через гугл видео: звук и качество картинки.
Можно спорить по поводу придирчивости и видения общего плана, но мне, как бывшему музыканту, может доставить своеобразное извращенное удовольствие тот или иной звуковой эффект в отдельности.
Разные люди обращают внимание на разные вещи

11:53 AM  
Anonymous Anonymous said...

Дмитрий, ты молоток. Зришь в корень.

Согласен, что иметь навык определения "что есть хорошо, а что плохо" до выхода в люди твоего творения - это здорово. Иногда буквально физически ощущаешь, что получается классно, тебя прет и ты доволен результатом.
А иногда ни фига не получается, и заранее понимаешь, что показывать людям, что ты там пытался накреативить - себя и других не уважать.
Только не всегда получается определить правильно. Я пока ориентируюсь на собственные ощущения внутри. У кого-то есть другой способ?

По поводу язвительных замечаний и угроз, то это, как мне кажется, часто бывает, если пишешь правду, которая глаза колет. Потому и реакция такая бывает у не совсем уравновешенных индивидуумов.

P.S. Спасибо за блог. Присоединился недавно, но уже успел прочитать его от корки до корки

12:30 PM  

Post a Comment

<< Home