Tuesday, October 10, 2006

Героиновый Маркетинг

Героин можно купить в практически любом городе мира. И торговать им будет не афганский крестьянин, а кто-то из местных. Героин завоевал весь мир, без какой-либо рекламы. Без централизованной логистики. Без бизнес процессов. Не даром же говорят, есть спрос, будет и предложение. Все остальное организуется само.

Мальком Гладвел как-то написал интересную статью про «клеточные» организации. Общество Анонимных Алкоголиков, к примеру. Почти в каждой стране есть его отделения, в АА состоят миллионы человек. Но это количество никогда не видно. Потому что группы насчитывают до 20 человек, если не ошибаюсь.

Точно так же марксизм-коммунизм-ленинизм завоевал весь мир. Все начиналось с маленьких большевистских кружков. Так же размножаются секты, религии, Аль-Кайда и даже Интернет. Ведь Интернет не более чем огромное количество миллионов клубов по интересу.

Мне кажется, что вирусный маркетинг, в том виде, в котором он сейчас существует – тотальная безнадега. Если вы пробовали спланировать «вирусную кампанию», то знаете, что оные почти никогда не работают. Потому что основа вирусного маркетинга, по крайней мере сейчас, состоит в том, что существует некое маленькое ядро, которое затем разрастается и разрастается, пока не становиться, наконец, ОДНИМ ОГРОМНЫМ ЯДРОМ.

Но это не так. Я-то микробиолог, я понимаю, как распространяются вирусы. Более корректно представлять это как одно маленькое ядро, которое ведет к появлению еще нескольких ядер, и так далее. Образуются только масса маленьких ядер, но не одно огромное ядро. Только так, и никак иначе.

Не подумайте, что это просто нудное нытье про терминологию, совсем нет. Это имеет непосредственное отношение к бизнесу. Сейчас в основном звучит мантра «больше, быстрее, выше сильнее». Больший тираж, больший охват, бурный рост, и так далее.

Но что более устойчиво – ОГРОМНАЯ корпорация GM или торговля героином? GM была индустриальным гигантом в течении десятилетий. Мощная организация, с многомиллиардными запасами. Которая может вот-вот обанкротиться.

Но если вы возьмете героин, то поймете, что несмотря на все запреты, аресты, убийства, облавы и так далее – торговля оным процветает во практически во всех странах.

Я, разумеется, не призываю вас к торговле героином, упаси Бог.

Я просто говорю о переосмыслении. Возможно, не стоит стремиться к тому, чтобы посещаемость вашего сайта увеличивалась (сделать это сложно), а сделать ставку на несколько разнонаправленных сайтов.

Возможно, стоит растить компанию не «укрупнением», а делением, как это происходит с сетевыми супермаркетами.

Главное, не чихайте и будьте здоровы.

17 Comments:

Anonymous Anonymous said...

Спасибо. Именно этим сейчас и занимаюсь!
Специфика моего бизнеса не подразумевает сотни и тысячи покупателей...
Так что, буду делать узконаправленные ресурсы на один товар... ))
Очень даже удобно получается за пару десятков долларов можно проверить разные варианты компановки и подачи информации, заодно!

12:20 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Никак. Я с утра логинюсь и смотрю сколько мне с чего капнуло. По Аналитике вижу сколько людей пришло на какой сайт. Не нужно стремиться к тотальному контролю, иначе эффект будет обратный. Нужно стремиться, чтобы бизнес как можно меньше зависил от вас лично.

1:19 AM  
Anonymous Anonymous said...

Дмитрий, может у меня голова с утра болит или вы через чур туманно пишите. Наиболее точный пост отражающий глубину и силу вашей мысли был заложен (на мой взгляд) в посте "Деньги любят скорость". Ничего более практичного, более умного и даже мудрого я еще не читал. Спасибо вам. Тут Асылбек Утебалиев утверждает что это практично, но я пока ничего не вижу кроме обыкновенных рассуждений о том, что "вода мокрая". Я даже не знаю о чем тут можно рассуждать.

1:32 AM  
Anonymous Anonymous said...

Высказанный тезис о выгодности дробления бизнеса вполне оправдан. Например, можно порассуждать о том что трафик сайтов (или их доходы, если хотите) в той или иной степени распределен по закону Ципфа.

Как следствие - любой проект легко развивается на начальном этапе, но затем надо прикладывать все больше и больше усилий. Т.е. условно говоря гораздо легче сделать 2 сайта с посещаемостью 1000 человек в сутки, чем 1 сайт с посещаемость 2000 в сутки.

Так что плодить небольшие сайты экономически выгоднее чем делать крупные проекты.

2:16 AM  
Anonymous Anonymous said...

Насчёт маркетинга и рекламы для героина вы заблуждаетесь вот история распространения героина и в его распространении реклама и маркетинг сыграли большую роль http://uhrn.civicua.org/library/drugs/asopium.htm

Да и вобще вы например наркотиками не торговали, а я какое то время этим занимался, и я скажу вам что там идет очень сильная реклама и маркетинг сред самих наркоманов. Находят обеспеченых клиентов и постепенно их обрабатывают, такой своеобразный аффилиэйт получается, потомучто нарик всегда примажется что бы получить кусочек дозы.

3:04 AM  
Anonymous Anonymous said...

The Long Tail ;)

3:55 AM  
Anonymous Anonymous said...

Схожую идею, Дмитрий, я прочитал в книге Funcky Business. Авторы там говорили о том, что в Европе малым тиражом выпускается специальный журнал для любителей голых ног. =) Ниша небольшая, однако издатели ее нашли. И зарабатывают на этом неплохие деньги.

В определенных ситуациях действительно имеет смысл найти свою хоть и достаточно узкую нишу, но быть при этом маленьким монополистом. Пусть даже и временным (пока другой это не прочухает) монополистом. "Любители голых ног" будут знать, что то что им нужно есть только у вас и нигде больше. И будут обращаться именно к вам за этим.

6:33 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Юрий, дело не в нише. Ниша не обязана размножаться. Дело именно в подпольных коммунистических кружках, так сказать. Если ниша не размножается, это другая тема.

6:38 AM  
Anonymous Anonymous said...

Не согласен насчет "без рекламы",
"без централизованной логистики", "без бизнес-процессов"...
все это есть. просто не в том виде, которому учат в бизнес-школах.

ну и понятно, что "героиновая проекция" на обычный бизнес может быть чревата... все-таки не все продукты обладают героиновыми свойствами.

12:26 PM  
Blogger UncommonBusiness said...

Ниша это ниша. Ну, нравиться вышивать крестиком или носки вязать. Вот такой вот интерес. Но, если не ошибаюсь, никто еще не стал богатым, вяжа носки дома.
Я говорю исключительно о том методе маркетинга, который я назвал "героиновый маркетинг", которые способен генерировать большие деньги.
Теперь осталось только самому воплотить. Несколько идей и даже неудачных воплощений уже имеется. Как только будет успех, то расскажу детально. А пока, собственно говоря, не о чем. Рассказы, "как мне не удалось то-то и как я не заработал миллионы долларов" не пользуются особым интересом.

1:15 AM  
Anonymous Anonymous said...

Добрый день!

Через сколько примерно времени после начала ведения блога на нем появляется трафик? Неделя, месяц, месяцы?

5:05 AM  
Anonymous Anonymous said...

Перечитал еще раз пост Дмитрия и понял, что на самом деле в нем говорится о "героиновом маркетинге" как о способе организации бизнеса, а не как о стремлении занять узкоспециальные ниши рынка. Все понятно. Спасибо за пост.

1:30 AM  
Anonymous Anonymous said...

2Юрий Яровой: т.е. вы за вот такой способ организации бизнеса спасибо говорите?

== cut from http://www.silavpravde.ru ==
В середине 90-х у моих друзей стали умирать дети. Причем 15 – 16-летнего возраста. Убитые горем родители все скрывали. Говорили: «Умер во сне», или «Остановилось сердце», или «Задохнулся в гараже». Боялись и стеснялись говорить правду. Но люди все понимали, потому что в те годы уже у очень многих дети стали наркоманами. Те, что были побогаче, отправляли детей в Испанию, в Эмираты, возили к Назаралиеву, платили сумасшедшие деньги, но ничего не помогало. Те, у кого денег не было, просто опускали руки. Помощи ждать было неоткуда. У меня товарищ есть – солидный мужик, директор завода. Многие его знают. У него в 1999 году из четверых детей… наркоманами были трое! Он даже понять не успел, как это произошло.

На Уралмаше в начале лета 1998 года в одном из дворов на ул. Индустрии появился цыганенок. Только начались каникулы. Местные пацаны, человек двенадцать, собрались на лавочке во дворе. Цыганенок к этим пацанам и подвалил. «Че сидим как лохи?» — «А че делать-то?» — «Давай пыхнем». — «Как пыхнем?» — «Как? Забьем и пыхнем!» — «А где взять-то?» — «Да у меня есть, угостили. Поделюсь». Забили, пыхнули — прикольно.

На следующий день то же самое. На третий день цыганенок озадаченный появился. Пустой. «Черт, барыга сказал — без денег больше не даст». — «Ну какие проблемы?» Пацаны пошарились по карманам, сбегали домой, скинулись, цыганенок сгонял — забили, пыхнули. И так всю неделю.

И вдруг цыганенок пропал. Во дворе тоска. Чего-то не хватает. Появляется через неделю. «Пацаны, че у меня есть!» — «Че, забьем?» — «Да какой там забьем! У меня в 100 раз круче! Белый — попробовать дали!» — «А че с ним делать-то?» — «Че, нюхать!» Нюхнули. Кто кайфанул, кто переблевался.

Назавтра появился снова. Кто с первого раза кайфанул — те потянулись. А которые переблевались — решили повторить, понять, с чего те кайфанули. Может не распробовали?

Через день цыганенок принес уже за деньги. Ну, опять, кто где нашкулял, кто у родителей подтырил. Деньги собрали. У одного денег не было, но цыганенок добрый — плеер взял. Плеер, кстати, не самого пацана, а сестры его младшей. Поездил так месяцок, а потом исчез.

Солнце зашло. Жизнь кончилась. Весь двор гудит, все ищут, где взять. Нашелся один продвинутый, разыскал цыганенка, собирал деньги, брал у него оптом, привозил во двор. Как ни вечер — все обнюханные. Наконец дошло, что колоть — дешевле. И началось.

Кончилось лето. Мявкнуть не успели — полдвора наркоманов. Никто даже ничего не понял. Потащили у родителей. Трещали соседские квартиры. Вскрывали машины. Далеко не ходили, все вокруг двора. С осени — в школу, кто в 72-ю, кто в 100-ю. Кто-то в училище 82-е, кто-то в техникум. Понесли культуру в массы. А цыганенок перебрался во дворы на Избирателей. Вы, наверное, спросите, где была милиция? — Вот бы знать-то! (Об этом дворе можно написать целый детектив со стрельбой, погонями, убийствами, самоубийствами, предательствами, крушением надежд и несчастной любовью. Только это будет книга с очень плохим концом.)

== cut ==

Давыдов хуйню какую-то с героином сморозил. А вы тут уши развесили.

5:57 AM  
Anonymous Anonymous said...

Dragon, ты бы почитал что написано, а не комментарии комментировал.
Пост про героиновый маркетинг, а не про маркетинг героина. Не втукнул?

А то, что детки у богатых родителей сторчались - сплошь и рядом. Да даже и у бедных. Тебе мама в детстве не говорила про дружбу с цыганскими детьми? А про пыхнем? Или ты курил как паравоз, чтобы крутым казаться? :) Разруха не в клозетах, и маркетинг героина не в блогах.

7:53 AM  
Anonymous Anonymous said...

thyromine: я как раз исходный пост внимательно прочитал. Давыдов постулирует хуйню. На эту хуйню некоторые коментирующие ведутся. Вроде как предлагается бизнес-модель? На примере. Вот и давай разберем.

> Героин завоевал весь мир, без какой-либо рекламы

Гонево. Причем двоякое. Во первых, на героин после третьей дозы подсаживаются практически бесповоротно. Во вторых, прямой рекламы конечно нет, но продвижение есть (суть то же самое). Модель продвижения в моем первом комменте расписана достаточно подробно. На самом деле с этого места разбор поста можно было бы и прекратить -- в мире очень мало товаров, на которые можно подсадить бесповоротно. Так слету вспоминается только инсулин и препараты, поддерживающие больных ВИЧ. Так что Давыдовская модель-аналогия с этого места разваливается.

> И торговать им будет не афганский крестьянин, а кто-то из местных.

Ага. Цыгане, приезжие таджики, чечены, т.д. Ага.

> Без централизованной логистики.

И здесь гонево. Логистика наркоты конечно сильно отличается от логистики, скажем, мыла. Но она есть. То что Давыдов видит в уличных пушерах -- это только край длинной продуманой цепочки поставки.

> Но если вы возьмете героин, то поймете, что несмотря на все запреты, аресты, убийства, облавы и так далее – торговля оным процветает во практически во всех странах.

Да ну? А статистику выложить? Процветает она там, где государство как раз плохо проблемой наркотиков занимается. А где занимается, там все более менее в порядке. В России например, законодательное ужесточение приводило к снижению, а послабление через некоторое время -- к росту.

Ну да бог с ними с наркотиками. Пример здесь Давыдов взял конечно настолько неудачный, насколько это вобще возможно было. Попробуем посмотреть в сухом остатке что же за бизнес-модель предлагается.

Звучит она просто: лучше тысяча мелкого, чем одно крупное.

В качестве обоснования этого тезиса взяты наркотики (неудачно), общество анонимных алкоголиков (некоммерческая организация), кружки большевиков (некоммерческая организация), религиозные секты (да, тут элементы коммерции есть -- духовность оптом). Основной вопрос, который у меня возникал -- "где бабки, Зин?" И в контексте этого вопроса мы приходим к тому, что "кружок по интересам" это далеко не всегда бабки. Вернее часто их можно сделать (вот есть, например, энтузиасты -- постоянно делают клубы игры в Кийосаковские игры Cashflow и берут за игру денежку). Но вот вопрос сколько? Сто, двести баксов? Модель предлагает иметь тысячу точек с которых будет капать. Но модель не предлагает как эти тысячу точек контролировать, как поддерживать в состоянии "капать продолжает". Модель не дает ответа а сколько с точки вобще может капать? (как в плане объема так и в плане времени).

Давай зададимся простым вопросом. Сколько заработали владельцы GM за время существования компании и сколько заработает, скажем, Давыдов по принципу "тысяча мелких точек".

2:37 AM  
Anonymous Anonymous said...

Ключевая мысль, как это часто и бывает - выражена в последнем абзаце.
"Я просто говорю о переосмыслении. Возможно, не стоит стремиться к тому, чтобы посещаемость вашего сайта увеличивалась (сделать это сложно), а сделать ставку на несколько разнонаправленных сайтов."
Есть разная структура рисков у множества нишевых проектов и у крупной компании. То о чем говорит Дмитрий называется диверсификацией, и это действительно способ достижения большей стабильности.

Возьмем последние новости из мира крупных автомобильных компаний:
"За последнее время производители автомобилей в США заявили о своем тяжелом положении в новой форме, уже практически требуя от правительства оказать им всяческую поддержку в защите от иностранной продукции, обладающей рядом неоспоримых преимуществ.
Компания Ford заявила о том, что уровень продаж за июль нынешнего года в сравнении с прошлогодними показателями снизился на 35,2%, Chrysler утверждает, что ее продажи упали на 37%, а General Motors сообщила о 19,5%-м снижении объемов реализации своей продукции.
Рост цен на автомобильное топливо стал последним гвоздем в крышку гроба автоиндустрии, которая медленно, но верно стала сдавать свои позиции автомобилям из Азии."
Источник: http://www.americaru.com/news/16780 (3 августа 2006 года)
Нужно учитывать то, что когда бизнес начинает быть единственным источником дохода - его потеря означает полное и безоговорочное банкротство. Я не могу себе позволить потерять свой интернет-заработок из за попадания сайта в бан, например в Google. Именно поэтому я, например, стремлюсь к подобному размыванию источников доходов. Но, каждый выбирает для себя сам.

1:07 PM  
Anonymous Anonymous said...

>Во первых, на героин после третьей дозы подсаживаются практически бесповоротно.
Полный пиздешь, выдуманный телевидением :-)) НЕ надо говорить о том, о чем знаешь тольок по книгам и телику.

4:29 AM  

Post a Comment

<< Home