Wednesday, April 06, 2011

Пикойл Для Дураков VII

Спонсор месяца - Упоминатор.Ру

Теперь немного о автомобилях и о том, как пикойл заставляет посмотреть на мир чуть-чуть иначе. Как вы уже помните, на нефти завязанно сельское хозяйство, транспорт, но есть и масса других взаимосвязей, например между нефтью и финансовой сферой (к примеру, банками). Например, спекцуляция на нефтяных ценах может быть источником доходов (вне зависимости от того, столько нефти), и спекулятивное повышение цены имеет весьма реальное влияние на экономику, даже если этой нефти не становится меньше. Нефтедобыча сама по себе является очень капиталоемким предприятием и в случае проблем с финансовы сектором - к примеру гиперинфляция, нефтедобыча может падать просто потому, что нет возможности взять долгосрочный кредит, чтобы купить буровые. Точно так же сельское хозяйство (крупный агробизнес) связанно с финансовой сферой. Есть взаимосвять финансовой сферы, сельского хозяйства, нефтедобычи с социальной стабильностью - люди будут недовольны, если банки начнут лопаться, еды не станет (или она подорожает), а у бензоколонок начнутся очереди (или правительство начнет опять требовать что-то с автомобилистов). Социальные протесты, в свою очередь, лекго могут привести к тому, что банки закроются или нефтепродукты перестанут продавать.

Те, кто читают этот блог постоянно, помнят мой совет иметь дома запас еды, которая не портится (купите риса). Я не помню, сказал ли это Нассим Талеб, или я переиначил его высказывание на еду - но это следующее высказывание. "Когда я говорю людям, имейте запас еды, они говорят, что ожидаю голод и крутят у виска. Люди не понимают, что запас еды надо иметь именно потому что ты не ожидаешь голода." Мы все в своей жизни оказываемся неправы, и цена ошибок может быть очень велика. Если вы купили, допустим, мешок риса, и ничего не произошло, то вы ничего не потеряли - рис вы скушаете потом. Если вы не имеете запаса еды, и вдруг голод - тот тут ваши потери гораздо велики. То есть имея мешок риса и не имея голода, вы ничего не теряете, даже если не правы. Ваша неправота для вас совершенно бесплатна (или очень дешева). Однако если вы решили сыграть на бирже, ожидая резкого повышения, и оказались неправы, то цена вашей неправоты может оказаться очень велика (как и в случае с голодом без запасов) - в зависимости от того, сколько вы потратили денег.

Многих людей в пикойле интересуют темы связей, хеджирования, комплексных систем и так далее. К примеру Нассим Талеб (который не является пикойлером, насколько я знаю) и его идеи весьма популярны, а именно, что непредвиденные события имеют колоссальное влияние на человечество, а так же что такое эффективность и неэффективность. Одно из его любимых высказываний - "Природа обожает избыток". Человек может жить с одним легким и с одной почкой. "Ношение" второго легкого и второй почки требует от организма дополнительных затрат. Однако, если вам попало копье в почку и у вас их две - у вас есть шанс выжить. Если одна - то нет.

Существенной проблемой стало то, что бизнес начал заниматься "оптимизацией" и "эффективностью", считая, что это дает им только плюсы и никаких минусов. К примеру Just-In-Time системы. Раньше у завода был склад на который привозили комплектующие. И второй склад - на который складывались готовые продукты. Появление IT технологий позволило существенно сократить оба этих склада, а то и вовсе от них отказаться. Заказчик приходит к дилеру и заказывает что-то, допустим, автомобиль. Эта информация забивается в компьютер. Завод всю эту информацию собирает и анализирует - ага, во втрорник к нам пришло 1208 заказа, из них столько-то одной модели, столько-то другой, столько-то третий. Эта информация тут же становится доступной каждому поставщику в необходимом для него виде. К примеру, доставить 617 бамперов такого-то типа к 6 утра вторника.

Большие склады связывали денежные средства завода, как напрямую (надо заранее закупить большое количество запчастей), так и косвенно (на сами склады). JIT системы позволяют эти средства экономить. Однако эта экономия не является бесплатной. Если вам нужно 215 запчастей А во вторник, а они не пришли, вы не можете выпустить 215 изделий, потому что у вас нет запчастей для них. Вы не можете найти так быстро другого производителя, потому что производство требудет времени. Если бы у вас был месячный или трехмесячный запас (как раньше) запчастей, то вы бы имели время отреагировать на ситуацию - а может быть это и не понадобилось бы, и поставщик сам бы решил проблемы за это время. JIT системы значительно сокращают ваш запас прочиости. А в том, что касается продовольствия, так и вовсе опасно. Например все государства и армии стараются иметь большые запасы еды, медикаментов и боеприпасов. Последние десять лет вы тратили 10 снарядов в год и то на учебных стрельбах. Завтра вам может понадоиться 10 снарядов в минуту и никакая промышленность и логистические системы не сможет вам гарантировать своевременный подвоз. Все, что касается выживания, требудет определенного избытка - "запаса прочности". Если вы отказываетесь от запаса прочности в обмен на деньги, вы рискуете преждевременно умереть.

Поэтому даже до наступления серьезного пикойла, можно было видеть массу событий, о которых писали пикойлеры. К примеру забастовка водителей грузовиков в Испании привела к тому, что опустели полки магазинов. Землетрясение и цунами в Японии остановило заводы в США. Арабские страны пали в пучину революций и безпорядков, несмотря на то, что нефти пока все еще очень много. И автомобильная промышленность начала скукоживаться еще до того, как бензоколонки опустели



К сожалению, на этом графике не видно, что уровень продаж в США стал таким же, как и в 70-х, то есть это не просто "ямка", это очень сильный откат. Помните, когда я говорил о том, как существует связь между нефтью, едой, капиталом и социальной стабильностью? Почему просели продажи? Капитал.

Вы часто можете услышать - мы придумаем электромобиль. Формально этого и не требуется. Автомобиль может работать на сжиженом газе. Это опробованная технология, она относительно безопасна. Электромобили, которые могут проехать пару сотен километров на заряде - это уже реальность. В городе больше и не надо. Однако ВНЕЗАПНО выяснилось, что автомобильная индустрия требует огромного количества капитала. У нас в России примерно 50% всех автомобилей покупается в кредит. У меня нет цифр по западу, но эта цифра еще больше. Если кредиты не берут, или их не дают, или условия кредита ужесточаются/растет процентная ставка, что происходит? Правильно, новых автомобилей продается меньше.

Что происходит дальше. Выясняется, что не только АвтоВАЗ требует господдержки. Господдержки требует и Крайслер, и Форд, и GM. Кто-то из них банкротится и их вытягивают напрямую, кому-то помогают через программу утилизации старого автомобиля, когда человеку дается несколько тысяч долларов, чтобы он свой старый автомобиль сдал в утиль, и купил новый. Идентичные программы существовали в Европе и Японии (и у нас).

Как насчет "зеленых" автомобилей? Зеленые автомобили получают субсидии и налоговые списания. В зависмоти от страны, гибрид ли это, или zero-emission vehicle, эти субсидии достигают от 4 до 12 тысяч на автомобиль. То есть, чтобы продать 1 миллион таких автомобилей по этой схеме надо найти 4 миллиарда долларов субсидий в лучшем случае и 12 миллиардов в худшем. В некоторых американских штатах уже делают сравнения и спрашивают - зеленые автомобили это замечательно, но почему мы разного рода яппи-программистам и экопиздам с большой зарплатой выделяем больше денег, чтобы они смогли купить себе "зеленое авто", чем на образовательные программы для детей бедняков?

Наконец, не стоит забывать, что и дорожное строительство требудет колоссальных денежных вливаний, в том числе и со стороны государства. Увеличение автомобильного парка на 1 автомобиль требудет увеличения асфальтового покрытия, причем не на площадь самого автомобиля, а в разы большего (в десятки). Сейчас мы видим, что дома, построенные в советское время, очень неудобны для автомобилистов - там негде парковаться. Сейчас, если ты строишь что-то новое, тебе нужна либо большая площадь вокруг объекта, либо подземный паркинг. И то, и то, делает объект дороже, как для собственников, так и для остальных (количество доступной земли становится меньше). Даже за "бесплатную парковку" кто-то должен платить. Если вы автомобилист, то знаете, что бензин - это не самая главная статья расходов (если вы только не таксист). И, что если не вкладывать деньги в машину, она очень быстро приходит в негодное состояние. Все эти проблемы существуют вне зависимости от того, какой мотор внутри.

Ровно как проблема пикойла заключается не в том, что "нефть кончится", а сколько нефти можно добыть за год по экономически обоснованной (приемлимой) цене, так и автомобильная проблема содержит гораздо больше ньюансов, чем "чем нам заменить бензин и дизель".

Человек - интересное животное. Когда Хубберт предположил, что нефть в США запикуется, если все будет идти, как идет сейчас (кстати, я вам чуть соврал - он дословно сказал "между 1965 и 1970", а пик пришелся на 1971), то реакция была - "к тому времени что-нибудь изменится". Однако если предположить, что условия современной торговли могут измениться (что грузовики могут прекратить каждое утро приезжать с утра в магазин с товаром, а суда приходить в порт), то реакция ровно обратное - да нет, все будет идти, как сейчас идет.

(Продолжение следует).

Спонсор месяца - Упоминатор.Ру

2 Comments:

Anonymous Anonymous said...

Видишь ли в чем дело - как только я покупаю мешок риса или гречки, там скоро заводятся падлюки черви, и переводят всё на труху. И я пока не нашел как с ними бороться.

Пока доедаю последний рис с червями, и решаю как из єтого выпутаться - загерметизировать, протравить и т.п.
Зато у меня тушонки два ящика в подвале хорошей.

А держать запас жрачки помогает воспоминание о 90-х, как из не очень бедной семьи агронома и библиотекарши, и меня их сына получилась толпа нищебродов. Как меня 12 летнего чуть не раздавили в первой очереди за хлебом охуевшие люди.

8:45 AM  
Blogger drNeubauer said...

Мешок риса ничего не меняет.( у меня 500кг в килограммовых пачках и никаких червей)в загородном доме,разумеется. Какой смысл в мешке риса в городской квартире? Никакого. Отключается свет, газ,вода, магазины закрываются навсегда. Грядущий кризис будет бессрочным.

12:41 AM  

Post a Comment

<< Home