Sunday, June 27, 2010

Из Неоконченного

Спонсор месяца - ВотИменно.Ру, первый в России безрисковый нейминг-сервис.



Джим Кюнстлер, обсуждая разницу между городом и пригородом американского типа (suburbs), делает интересное наблюдение - в городах приходится жертвовать личным пространством ради публичного. В субербии происходит все наоборот - личное пространство максимизируется за счет публичного. В переводе на русский это означает, что личное пространство в городах (квартира и гараж, если повезет) намного меньше, чем то же пространство за городом (которое помимо дома может включать значительный земельный участок).

В большой степени это просто функция плотности населения - но это функция "жертвования" личного пространства одного ради личного пространства другого. Человек может жить как на 30 квадратных метрах, так и на 300. Однако стадион, театр, парк, школа, музей, площадь, набережная не может ужаться в 10 раз. Вы не сможете в Москве уменьшить размер стадиона с традиционных 100 метров до 10 и играть в футбол. Более того, размер публичных объектов в крупных городах обычно больше (университеты больше, стадионы больше, музеи больше, театры больше) - и именно это Кюнстлер имеет ввиду, когда говорит о том, что в городе приходится жертвовать личным пространством ради публичного.

Так как я жил в Америке и в пригородах (Rocklin), и в самостоятельном маленьком городе (Davis), то наблюдение Кюнстлера, что модель субербии чудовищно (культурно) обедняет человека, хотя и дает ему больше квадратных метров, является самоочевидным. Однако это простое наблюдение "кликнуло" у меня в голове, потому что прояснило мне самому то, что я понимал, но не мог до конца сформулировать до конца относительно другой темы.

Я, как знают мои постоянные читатели, в определенный момент начал чувствовать диссатисфакцию (недовольство) относительно я-центричной культуры, которая, грубо говоря, сводится к поклонению самому себе. Весь этот "личный брендинг" или идея того, что цель жизни это "понять себя", разного рода психологическая требедень относительно "люби себя", табу на "низкую самооценку" (которое означает, что ты автоматически "этого достоин", что бы "это" было). Каждый теперь, сами понимаете, либо лидер, либо "обладает лидерскими качествами".

При этом я понимал, что мое недовольство не имело моральной подоплеки - мол, эгоистом быть плохо, и я совершенно не коллективист и не человек толпы - ровно на оборот. Не только я не хочу "вступать в партию", я и свою создавать не желаю. В попытке саморефлексии я написал про это пост, но только сейчас понял, что превалирующую негативную эмоцию можно свести к кюнстлеровскому обеднению. Именно это я почувствовал.

Личное и общее в психологическом плане, разумеется, отличаются от физических ограничений ландшафта. Можно читать Достоевского и быть графоманом. Можно не читать Достоевского и быть графоманом. Можно читать Достоевского и быть отличным писателем. Можно не читать Достовеского и быть отличном писателем.

Но что-то в этом ныне популярном ритуале поклонению самому себе устроено таким образом, что чем красивей и большим тиражом вы выпускаем собственную графоманщину (образно говоря), хвастаясь друг другу, тем меньше выходит книг петербургских эпилептиков. То, что наше постоянно растущее эго (не обязательно в смысле "я лучше всех", но в смысле "смотрите, я есть") не просто вытесняет что-то, а что-то очень ценное - до понимания этого мы, по моему, еще не вполне доперли. Мы все еще на уровне "если тут будет не мое эго, тут будет эго Сереги" и "смотри какое эго у Сереги - яркое и блестящее, а твое рваное и с боку поцарапано".

Свежие заказы на ВотИменно.Ру

Придумать домен в зоне com для острова развлечения

Слоган для компании, которая занимается полисами обязательного медицинского страхования.

Нужно имя для группы компаний

Придумать домен для Национальной Измерительной Компании

Интернет магазин интересных подарков

Спонсор месяца - ВотИменно.Ру, первый в России безрисковый нейминг-сервис.

7 Comments:

Anonymous Anonymous said...

Плохо написано: в конце не хватает абзаца типа "Но," или "А ведь"

5:26 AM  
Anonymous Anonymous said...

модель субербии чудовищно (культурно) обедняет человека - а нельзя ли поподробнее?

5:40 AM  
Anonymous LoxLess said...

Але, Давыдов тут нетленку шпарит, а никто коментов не оставляет.

6:26 AM  
Anonymous Sergey Kornilov said...

> модель субербии чудовищно (культурно) обедняет человека,
> хотя и дает ему больше квадратных метров, является самоочевидным

А чем конкретно она обедняет человека? Хочется знать, чем я обделен.

11:41 AM  
Blogger alexsmail said...

Про личное и общее пространство понял. Про "я-центричность" вроде, тоже (она уходит в Возрождение с его гуманизмом). Но связи не вижу. Почему это должна быть zero-sum game или "свято пусто местом не бывает" почти (с) Давыдова? Почему не может выходит и моя-книжка-для-потехи-моего-эго и Новый Шедевр одновременно? Вот найти Новый Шедевр в потоке "навоза" может быть тяжело, но не об этом аспекте проблеме идёт речь. В общем, не понял я поста.

1:45 PM  
Anonymous Anonymous said...

Можно сказать что вся эволюция человечества это переманентное "переселение в пригород" и возмущаться этим не стоит-всё равно что сетовать на благословенные времена Древнего Египта,население которого было пирамидным мясом,ну или более близкого нам сталинского СССР,всё населние которого было потенциальной "лагерной пыли".
Нафиг,уж лучше так как сейчас.
А в будущем,глядишь,установится баланс между "общим" и "частным".

2:45 AM  
Anonymous Anonymous said...

Можно сказать что вся эволюция человечества это переманентное "переселение в пригород" и возмущаться этим не стоит-всё равно что сетовать на благословенные времена Древнего Египта,население которого было пирамидным мясом,ну или более близкого нам сталинского СССР,всё населние которого было потенциальной "лагерной пыли".
Нафиг,уж лучше так как сейчас.
А в будущем,глядишь,установится баланс между "общим" и "частным".

2:45 AM  

Post a Comment

<< Home