Wednesday, September 23, 2009

Интервью С Дмитрием Орловым

Спонсор месяца - Вебмастер! А ты обеспечил буржуя виагрой? GlavMed.com

Сайт дня (как попасть) - http://paperpaperpaperlife.blogspot.com/

Это мое третье интервью с Дмитрием Орловым, известным коллпасником, пикойлером и автором книги Reinventing Collapse: The Soviet Example and American Prospects. Если интересно, предыдущие два интервью точно есть на ЧтоЧто.ру

В американской (да и не только) прессе, можно периодически прочитать статьи про дикие законы шариата, когда женщин забрасывают камнями. Или о том, как Саудовскую девочку 8 лет отдали за муж за долги. Есть специальные сайты о «глупых законах», особенно в южных штатах, где нельзя заниматься сексом полностью голым. Однако мало кто видит абсурдность и дикость многих американских законов об интеллектуальном праве, где вас могут оштрафовать на 10 тысяч долларов за скачивание песен или фильмов с торрентов (Китай, Россия или Украина, где пиратство процветает – считаются нецивилизованными и юридически отсталыми) . Вы однажды сказали (правда в ином контексте), что те кто платит за программное обеспечение – дураки. Хотелось бы узнать ваше мнение о системе интеллектуального права конкретно и юридической системе США вообще. От нее больше вреда или пользы, почему вы уверенны в том, что «юридически-полицейско-тюремный» комплекс будет одной из первых жертв коллапса?

В основу англосаксонской цивилизации (если ее можно почтить столь высокопарным словом) заложена мысль, что темным народом управлять легче, чем просвещенным. Это прослеживается и в том, что во всех англоязычных странах существует вполне стабильная прослойка низов (т. наз. "underclass") которой, кроме как на словах, никому не приходит в голову чем-либо помочь, и в желании элит примазаться к британской аристократии, копируя их странные повадки и обычаи, и в преклонении широких слоев населения перед британским престолом даже в странах, немалой кровью отвоевавших свою независимость от империи. Это можно увидеть и в системе образования, которая, кроме как для самых привилегированных, стремиться обучить ремеслу, правилам поведения и послушанию, а не расширить кругозор. Не так давно на некоторые "опасные" познания даже накладывался запрет: например, морякам на британских суднах запрещено было изучать навигацию, и только офицерам было дозволено знать, как выбрать курс и как провести судно в гавань. Та же тенденция прослеживается и в англо-саксонской юстиции: язык адвокатов мало похож на нормальный английский, и всё сделано для того, чтобы рядовой член общества не был в состоянии сам понять смысл не только законов, но даже контрактов и соглашений, которые он вынужден подписывать, чтобы получить работу, жильё или медицинское обслуживание. Неудобные законы тщательно замалчиваются. Например, присяжные в американской ситеме имеют право нуллификации: они имеют право признать любой закон недействительным и оправдать подсудимого независимо от его "вины". Так вот испытанный метод: если Вас вызывают в суд как присяжного, а служить Вам не хочется, то Вам достаточно написать на анкете слова "I believe in jury nullification" и суд немедленно отправит вас домой! В сфере интеллектуального права, хотя изначально система авторских прав защищала права изобретателей и авторов, теперь она превратилась в способ нормировать доступ к информации в зависимости от платежеспособности. Все страны вынуждены в той или иной мере участвовать в этой системе, чтобы иметь возможность отстаивать и защищать собственные интересы, но им не стоит слишком усердствовать в проведении в жизнь этих законов, часто идущих вразрез с интересами общества. В сложившейся ситуации, любая попытка со стороны США добиться соблюдения их интеллектуальных прав гражданами других держав, при должном содействии местных правительств, может успешно игнорироваться. А что касается юридически-тюремного комплекса в самих США, то тут уже и предсказывать ничего не надо: бреши в бюджетах многих штатов таковы, что они вынуждены досрочно отпускать сотни тысяч заключенных. Уже в нескольких из наименее благополучных городов США убийства не преследуются по закону из-за нехватки полицейских. Всё это больше походит на обыкновенное беззаконие, чем на юридический террор.

Недавно по CNN был репортаж об американской миссии на Луну. В следующий раз на Луну планируют приземлиться (вернее прилуниться) индусы в 2020, русские и американцы в 2025 и китайцы в 2030. Мне кажется, что популярность теории заговоров об инсценировки тех событий заключается в том, что нам трудно представить, что мы не можем повторить достижения тридцатилетней давности без колоссальных усилий. Между тем, примеры, сходные с лунной программой, встречаются все чаще. Эксперты говорят, что Россия потеряла возможность масштабного производства современных вооружений по достаточно тривиальным причинам – не хватает достаточно квалифицированных токарей и рабочих, а система их подготовки разрушена. Насколько обосновано опасаться того, что мы (мир вообще, а не только Россия) начинаем откатываться назад в технологическом плане?

В конечном счете, история человеческих походов в космос породит новые мифы: примитивные идолы будущего будут не крылаты, а сидеть верхом на ракетах и одеты в скафандры. Походы эти были возможны только благодаря масштабным индустриальным системам, основанным на использовании ископаемых углеводов, природные запасы которых истрачены уже в среднем где-то наполовину. Истратить их целиком не удастся: технологический откат уже начался. Он начинается задолго до того, как той или иной ресурс оказывается целиком исчерпан. Чтобы поддерживать гомеостатическое равновесие индустриальная система нуждается в непрерывном потоке капиталовложений, а для этого она этот капитал должна непрерывно создавать. Если, скажем, доходность шахты обратно пропорциональна ее глубине, то достаточно докопаться до глубины, при которой доходов не хватает, чтобы продолжнать обновлять технику, и шахту придется закрыть независимо от того, сколько в ней еще осталось угля. Но такой рациональный подход удается редко. Вместо того, чтобы принять трудное но своевременное решение, все начинают экономить на технике безопасности, откладывать ремонт, влезать в долги и так далее. Периодически всплывает идея, что дело можно поправить, если только проявить рвение или изобретательность. Технологии всем безусловно нужны, и всем не помешало бы задуматься о том, какие технологии сохранят рентабельность при постоянно снижающихся уровнях добычи всевозможных природных ресурсов. Сразу закрадывается мысль, что космос в этот список не войдет.

Насколько важную роль играют наука и технологии в современном обществе, как идеология или, если хотите, религия? Почему люди охотней верят в то, что проблема решиться тем, что мы повесим солнечные элементы на крышу и купим электромобиль, вместо того, хотя очевидно более простым решением было бы поменять стиль жизни таким образом, чтобы зависимость человека от автомобиля была минимальной?

Я как раз об этом долго и упорно думал, и пришел к выводу, что всё сводится к элементарному вопросу: "Чем порадовать девушку?" Ведь современная, прогрессивная, образованная и привлекательная особа начинает фыркать, если у нее отбирают унитаз и подставляют ведерко, или если на рынок ей приходится ходить с осликом наповоду, или если вместо душа ей предлагают истопить баньку. Испокон веков статус в обществе определялся доступом к предметам роскоши. По мере того как общество становится богаче, предметы роскоши превращаются в предметы первой необходимости. А когда общество начинает беднеть, то оказывается, что назад хода нет. То есть он есть, но ему препятствуют врожденные склонности нашего хитрого вида. Мы с женой два года прожили на очень симпатичной и практичной яхте чуть меньше 10 м. длины по ватерлинии, и хотя жена всё прекрасно понимает, она не может не покосить глазом неласково когда мимо нас проходит яхта вроде как у Абрамовича, и не отпустить замечания вроде "О, вот это я понимаю, вот это вещь!" И нет смысла объяснять, что у нас тут на борту очень высокий уровень цивилизации, а Абрамович - заурядный потребитель. Очень трудно, господа, поменять стиль жизни, но не поменять при этом девушку! Если кому-нибудь это удается, то он - герой и гений, и давайте все у него учиться. А мы пока будем жить в квартире, а яхту поставим на ремонт и встроим туда много разных солнечных панелей, водогревов и прочей технологической фигни.

Есть достаточно большое количество людей, которые рассматривают нынешний кризис не как финансовый или экономический, а как морально-рациональный. Мы вырастили целую систему или даже системы, где надо постоянно обманывать и врать для того, чтобы пробиться в upper middle class. Я имею в виду все этих брокеров, банкиров, бренд-менеджеров и так далее. Эта же «чума» поразила академические круги, где экономические теории стали совершенно независимы от реальности и здравого смысла. Даже на бытовом плане идет колоссальный откат от рациональности – иначе бы фильм Секрет, Тони Роббинс, «позитивное мышление» и тренинги «личностного роста» никогда бы не были так популярны. Что дальше – новый ренессанс или новый Dark Age? Насколько сильна связь кризиса с вопросами мировоззрения, веры и культуры?

Я не вижу принципиальной разницы между финансово-экономическим враньем и враньем морально-рациональным. Финансово-экономическое враньё - это что можно до бесконечности стимулировать экономический рост, невзирая на то, что недра и почва изнашиваются, леса вырубаются, экология и климат подорваны, а капиталовложения в высокие технологии не окупаются. Морально-рациональное враньё - это что экономический рост вещь хорошая, более того, необходимая, иначе всем станет очень плохо. На западе этому вранью хорошо учат в знаменитых университетах вроде Гарварда, и страны, желающие поучаствовать в мировой экономике, вынуждены назначать их выпускников заведовать своими центральными банками и министерствами финансов, чтобы было кому за них врать. Выражась вежливо, умение врать - это умение делать вид. И вот сейчас наши дипломированные вруны делают вид, что кризис закончился. Но закончился ли он, или это только закончился первый виток кризисной спирали, а конца ей не видать? Ведь, ври не ври, а от реальности не убежишь. Не знаю, будет ли грядущий век темным, но уверен, что он будет серым. Ведь искусство врать получено вместо каких-либо стоящих познаний.

В Ирландии вы говорили о том, что современные методы ведения военных действий являются экономически неэффективными. Мол, можно выделить двадцать тысяч повстанцам на Калашниковы и фугасы, и они будут успешно сопротивляться армии, которая использует танки и самолеты, которые стоят десятки миллионов долларов. Однако партизанские действия эффективны только в оборонительных целях, а не наступательных. Чисто теоретически, кризис может привести к тому, что американцы свернут свою деятельность в Ираке и Афганистане. США действительно являются основными агрессорами в мире сейчас, однако у меня большие сомнения в том, что как только «авианосцы встанут на прикол», мы заживем в мире и согласии, все сложат оружие и начнут «пахать землю».

Люди воюют по разным причинам, и я уверен, что военные действия в той или иной части света будут продолжаться и после исчезновения США с мирового поля боя. Бесспорно, что Калашниковы и фугасы дали беднякам всей планеты возможность доблестно защищаться против самой технологически оснащенной армии. Войны либо окупаются, либо агрессор банкротится, а войны против современных нищих но весьма успешных в бою партизан окупаются куда хуже, чем войны против богатых, миролюбивых, и беззащитных (каковых в мире осталось очень мало). Американцы всё еще воюют, потому что они воюют в долг, но когда их финансовые ресурсы наконец иссякнут, подозреваю, что и весь этот стиль войны отойдет наконец в прошлое. Безусловно, будет много мелкой и крупной резни, особенно в сильно перенаселенных и бедных странах, но для этого и Калашниковы не нужны. Например, в Руанде племя Хуту прекрасно справлялось с помощью мачете, а в Камбодже Красные кхмеры вполне успешно передушили кучу народа пластиковыми мешками. Не знаю, сколько еще будет таких неблагополучных стран, но в целом я думаю, что, благодаря успехам современной партизанской практики, доходность военных акций будет продолжать идти вниз.

Прочие интересности:

Человек из Лебедяни в одиночку строит метро.

Дурят! Кредитки от Тинькофф

Твердый, Вонючий, Дырявый

Почему турбины летают

Давыдомыслие 613

Самая грустная собака в мире.

Спонсор месяца - Вебмастер! А ты обеспечил буржуя виагрой? GlavMed.com

8 Comments:

Anonymous Блог очередного бомжа said...

Давыдов стал другим? Хочу более сказать. Он стал расхлябанным. Прочтите его посты года этак 2007, вы поймете его пылкость в словах и стремление не останавливаться на достигнутом. Этого теперь я не вижу. Не вижу в его постах и не вижу в его стиле написания этих постов. Так и хочется крикнуть: «Верните прежнего Давыдова»!
полная версия: http://www.takemoney.org/

1:36 AM  
Anonymous Anonymous said...

2 блог очередного бомжа
Да ладно, человек стал старше, чего-то в жизни понял, много книжек прочитал, стал на серьезные темы рассуждать.
Можно требовать "верните прежнего Давыдова", а можно попробовать понять, к чему человек ведет. Вы же тоже, если мозги не законсервируете, когда-нибудь, когда станете взрослее, придете к тем же вопросам, и те же темы вас будут интересовать (дай Бог, конечно). Только когда вы к этому придете, Давыдов будет да-ле-ко ;) и вам снова придется требовать "верните прежнего Давыдова, только образца 2009 года" ;)))
Прямо апория какая-то получается :)

2:14 AM  
Anonymous Anonymous said...

"Чем порадовать девушку?"
Не согласен с этой версией. Люди не всегда покупают крутую тачку, чтобы привлеч внимание противоположного пола (это если к словам придираться).
Если обобщенно, то давайте вернемся в каменный век. Взорвем все заводы, сожжем банки, поубиваем провительство и ученных. Будем жить в пещерах, охотиться на животных и носить их шкуры. Конечно многие запротестуют, но это первое время, потом привыкнут... Зато не придется тратить природные ресурсы. Будем жить в гормонии с природой, станем ее частью (грин-пис, ога). А зачем же тогда человечество потратило несколько тысяч лет, чтобы не ходить пешком, а ездить на автомобиле и ходить не на горшок, а в туалет? Человеческие изобретения созданы для упрощения жизни. Если бы изначально у автомобиля было больше минусов, чем плюсов, он бы не получил распространение, и числился бы в списке "безумные изобретения безумных людей". Это называется "прогресс", и откатывать его назад, если есть альтернативы (солнечные батареи как пример) глупо и нерационально.
Другими словами, если по версии Орлова, сейчас мы откажемся от автомобилей, это конечно будет хорошо. Но лет эдак через 200-300 его все равно опять изобретут. Только уже на солнечных батареях. Так нафига оттягивать несколько веков, если это можно сделать сейчас?
Как Вам такая теория?

4:31 AM  
Anonymous Anonymous said...

Давыдов, ты во всем согласен с этим идиотом Орловым?
В частности вот мысль, что папуасы с калашами могут противостоять лучшей армии мира? Это же смешно. Могут они противостоять в партизанском движении, да, при этом они будут нести огромные потери (хотя жизнь в таких странах стоит полторы копейки). Но если бы американцам не нужны были нефтяные месторождения, то ЛЮБУЮ страну мира они могли бы отправить в каменный век в течении 24 часов. А с разрушенной инфраструктурой(каналазация, водопровод) местное население за яйца повесит всех повстанцев и примет любые условия. Это конечно не работает применительно к кишлакам шимпанзе и прочим афганистанам, где никакими водопроводами и не пахло.

7:49 AM  
Anonymous Роман said...

Интервью интересное. Я бы тоже в теории отказался от ненужной роскоши, но не смогу противостоять против давления общества. "Куда все туда и я".
Попрошу разбивать на абзацы, сложно глазами цепляться.

7:54 AM  
Blogger Илья Весенний said...

Уважаемый аноним, объясняющий необходимость солнечных батарей. Если я правильно понимаю, современное производство солнечных панелей очень дорогое для природы мероприятие. Делать их в маленьких количествах можно, а в больших - будет очень заметно, так как производство крайне грязное :(

Пока что их делают не очень много, поэтому сохраняется иллюзия, что это перспективная возможность. Но если начнут масштабировать на все сотни миллионов машин планеты, то должно быть очень дорого.

1:59 PM  
Anonymous Anonymous said...

Дмитрий!!!

Орлов такое убожество....

У него фейл в каждом втором предложении, куда уж дальше. Даже по его описанию яхты и жены понятно что он лузер по жизни.

давай кого-нибудь забойней, человека хоть минимально соображающего, а то исчерпание углеводородов, блин. Водорода на земле чуть более чем полностью хватит на обозримые времена, машины на водороде ездящие (и не стоящее безумных денег как аккумуляторные) уже есть.
У автомобиля есть куча минусов, но это связанно с перенаселением (парковка, траффик). Если ты живешь в небольшом городе а тем более в кантрисайде, так машина это просто сказка вообще.

И я машину кстати купил чтоб ездить по делам (на работу не езжу каждый день) а не бапп снимать. Так что он фейлит просто нипадеццки.

С уважением,
Сенсеич

3:26 PM  
Anonymous Anonymous said...

2 3-ий коммент от анонимуса:
Я полагаю Орлов имел в виду, "зачем покупать Бентли, когда и фольсваген нормально ездит". Что ценность предметов занижается быстрее, идёт стремление к новому-последнему, что стимулирует траты -> рост экономики -> и так сказать, глубину шахты, которую в один момент надо будет закрыть (кризис).

5:16 PM  

Post a Comment

<< Home