Thursday, March 05, 2009

ЗаШИщайтесь

Спонсор месяца - Earn money with your rx pharmacy traffic!

Сайт дня (как попасть) - http://homelessinmoscow.blogspot.com/

У древних китайцев была концепция Ши, которую можно примерно перевести как "легитимность института". Безымянный китайский философ написал "трон императора важнее того, кто его занимает" на тысячу лет раньше, чем в Европе начали изучать политологию и писать учебники по теме "Государство и право".

Многие хитрецы достаточно успешно эксплуатируют ши, иногда осознанно, иногда нет. Для этого человек выбирает себе "трон". Одно дело сказать, что вы Василий Пупкин. Другое, что вы ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИТИК Василий Пупкин. Или ЭКСПЕРТ ПО ОТНОШЕНИЯМ МЕЖДУ МУЖЧИНАМИ ЖЕНЩИНАМИ Василий Пупкин. Или МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ Василий Пупкин.

Сила Ши заключается в том, что у людей есть институциональные стереотипы. Да, Василий Пупкин, разумеется, может быть идиотом. Но кто знает больше о деньгах - финансовый аналитик или обычный человек? Кто знает больше об отношениях - эксперт или тетя Клава? Кто знает больше об образовании - министр или учительница начальных классов?

А, это самый интересный вопрос. Ибо есть профессии, где можно однозначно сказать - кардиохирург действительно разбирается о операциях на сердце лучше, чем другие. Просто потому что нельзя себя назначить кардиохирургом. Для этого проводится жесткий отбор - если слишком много людей умирают на вашем столе - вас выгонят, а может и посадят.

Но ничто не мешает вам объявить себя "наследником трона" в других областях. Вы можете назваться духовным учителем или бизнес-тренером. И тут происходит удивительная вещь. Люди начинают вам верить. И задавать вопросы на духовные или деловые темы. А вы эти ответы давать. И если ответы удовлетворяют вопрошающих (даже если эти ответы неверные или вопросы, которые они задают, не имеют ответов), то вы становитесь "императором" и никто не обращает внимание на то, что вы самозванец.

В обществе есть много стереотипов, за которые удобно зацепиться. Учитель знает больше, чем ученик. Старец из пустыни знает о боге и духовной жизни то, чего не знает обычный человек. И так далее. Главное - найти нужный архетип и эксплуатировать его.
Создатели рекламы постоянно прибегают к этому трюку, когда одевают актера как доктора или нанимают реального доктора, чтобы рекламировать свое (псевдо)лекарство.

Что же нам делать? ЗаШИщаться, то есть задавать себе вопросы - а почему я считаю императором того, кто сел на трон? Почему я вообще признаю "трон"? На основании чего, я должен слушаться приказам императора - как конкретного, так и абстрактно-институционального?

Если в значительной мере "естественно" следовать иерархическому инстинкту (слушайся, подчиняйся, доверяй "трону" больше чем себе), то надо натренировать себя делать ровно обратное.


Конкурс - меняем ноутбук на текст.

Неудачная пенсия или крах американской мечты

Обратный Product Placement: как виртуальные бренды приходят в реальный мир

10 шагов к эффективному копирайтингу

Make money with betfair affiliate program

Скорее всего, доллар перестанет быть резервной валютой, он будет просто уничтожен правительством США

Спонсор месяца - Earn money with your rx pharmacy traffic!

6 Comments:

Blogger Tsch said...

Хуле, место красит человека! )))

3:47 AM  
Anonymous Anonymous said...

Да! Авторитет "знающего" человека сильно давит. И надо очень внимательно следить за тем, чтобы не начать верить ему. Я в последнее время очень часто задаю себе вопросы "почему я должен это делать?", "какую проблему это решает?", "зачем мне это надо?" и подобные.
И постепенно жизнь очищается от наносного, того, что я неосознанно нахватал от таких "императоров".
Собственно, мошенники так часто поступют, представляесь кем-то. Для этого они используют одежду, атрибуты, стиль поведения того, за кого себя выдают. Вон, совсем недавно в новостях читал об очередном таком - выдавал себя за мента, одев дпсовскую форму и штрафовал всех подряд, пока не наткнулся на опера какого-то.

4:43 AM  
Anonymous Anonymous said...

По мнению ведущего аналитика Mobile Research Group, Эльдара Муртазина - пипл хавает.

3:14 PM  
Anonymous Anonymous said...

"Место красит человека..." - заметил на личным примере: раньше представлялся как юрист, а теперь как директор и совладелец юридической компании... ну и фигли? Сразу по-другому начинают относиться :-), причем даже если общаемся по телефону...

3:43 AM  
Blogger Tsch said...

Я за собой заметил, что комментарии тех, кот говорит более-менее адекватные вещи и тех, кто мне симпатичен, я называю "комментариями экспертов". Все прочее - ""комментариями аналитиков!
Интересно, что бы Фрейд по этому поводу сказал? :)

7:30 AM  
Anonymous Сергей Гудков said...

Да, Чалдинини писал об этом, про власть авторитета. И про то, как противостоять этому, в том числе, развивая привычку мыслить критично, как написано.

12:16 AM  

Post a Comment

<< Home