Monday, January 14, 2008

Шпаргалки По Маркетингу – Налог На Глупость И Экономика Незнания.

Спонсор месяца - #1 Online pharmacy affiliate program!

Налог на глупость – это важная концепция, которую я впервые прочитал у Джона Карлтона. Если коротко, то все мы платим за то, что мы не знаем что-либо. (Более общая концепция это «то, что ты не знаешь НАМНОГО важнее того, что ты знаешь» - вам придется мысленно повторить эту фразу несколько раз, прежде чем вы поймете ее).

Налог на глупость работает следующим образом. Вася вырос в семье интеллигентов. Мама учитель, папа врач. Вася стал врачом, работал всю жизнь за 120 рублей в месяц и умер. Петя вырос в семье бизнесмена. Папа Пети еще с начала 90-х открывал и закрывал кучу фирмочек, богател и разорялся, и Петя научился этим навыкам у отца и стал бизнесменом. Тоже богател и разорялся, но умер мультимиллионером. Вася и Петя ничем не отличались друг от друга, просто Вася не знал, как заниматься бизнесом.

Налог на глупость в бизнесе может быть колоссальным (наши мытари отдыхают). Список можно продолжать до бесконечности. Кто-то верит в «имиджевую рекламу» и выкидывает миллионы долларов на ветер. Налог на глупость. Кто-то не умеет продавать. Налог на глупость. Кто-то не знает, как в банке взять кредит, как найти инвесторов, построить сеть, как сделать IPO – налог на глупость.

Мы все платим налог на глупость и эти платежи колоссальны. Какой выход? Поумнеть. Узнать. Научиться. Если ты не знаешь сам, то тебе придется за это платить. Иногда очень и очень дорого. Иногда это несколько сот баксов, на которые тебя обманули в автосервисе. Иногда это деньги, которые вы платите юристу за, в общем-то, незначительную бумажку. Но это могут быть и миллионы долларов и миллиарды долларов.

Теперь поговорим про Экономику Незнания. Принцип экономики незнания гласит, что задавать вопросы, на которые та знаешь ответы не выгодно (а выгодно задавать вопросы на которые вы НЕ ЗНАЕТЕ ответы). На первый взгляд вам должно показаться, что налог на глупость и экономика незнания - полные противоположности друг друга. На самом деле это одно и то же.

Возьмите любого эксперта, даже моего самого любимого, Алекса Левитаса. Эксперты «все знают». Они даже хорошо оплачиваются. Но их заработки НИЧТО, по сравнению с бизнесменами, которые не знают всего того, что знают эксперты.

Почему так происходит? Сергей и Лари не были экспертами по поисковикам, когда они делали Гугл. Они НЕ ЗНАЛИ, как делать лучший поисковик в мире, у них просто было несколько идей. И Билл Гейтс не был экспертом по операционным системам. И Чичваркин не был экспертом по сотовому ритейлу. Настоящие деньги в том, чего не знаете ни вы, ни вообще никто в мире.

Я называю институт консультирования - интеллектуальным сифилисом. То есть болезнью, поражающей головной мозг умных людей. Вы накапливаете знания, и потом работаете как платежный терминал. Вам купюру - вы ответ. Вам купюру - вы ответ. Это становится очень удобным. Когда вам задают вопрос, на которые вы не знаете ответ - вы либо говорите, что не знаете, либо тупо врете. Но, в любом случае - вы избегаете вопросов, ответов на которые вы не знаете. Хочет ли эксперт по пожарной безопастности выступить к качестве эксперта по арабо-израильскому конфликту? Да нет конечно. Он будет выглядеть полным идиотом. А эксперту для хорошего заработка требуется обратное.

Для того, чтобы болеть интеллектуальным сифилисом, совсем не надо быть консультантом. Просто проанализируйте свою жизнь. Я был микробиологом и получил отличное образование. Я знал все, что нужно знать. Но реально у меня в жизни начало идти все, как надо, когда я начал заниматься тем, о чем ничего не знал - шароварой, маркетингом, интернет-проектами. Я уверен, что у других - Wad'a или Макса Крайнова примерно такая же история.

Если вы занимаетесь аффилиатством в инете, то вам должен быть понятен такой пример. Регистритесь вы, к примеру, в Копейке, начинаете работать там и зарабатываете ну очень мало денег. Вы уже почти полностью деморализованы. И вдруг вы находите тот самый оффер, который работает. И вы начинаете много зарабатывать. Вы довольны. Но деньги идут только с Копейки. Вы ищете новую тему. Но ничто не платит так, как Копейка. Вы почти на сто процентов в этом уверены. И потом вдруг вы случайно находите совсем новую тему - казино. Или оффшорное программирование. И вдруг это становится основой вашего дохода. Цикл повторяется несколько раз, пока вы наконец не понимаете, что это и есть принцип Экономики Незнания. Воистину, быть экспертом и знать ответы на вопросы отнюдь не так выгодно, как задавать вопросы, ответа на которые пока нет. Хочу подчеркнуть, это не просто теория, это очень прикладная штука. Большинство людей, которые занимаются маркетингом, ИЗБЕГАЮТ задавать себе вопросы, ответа на который они не знают. Они хотят остаться в узком кругу вопросов, ответы на которые они знают прекрасно - то бишь быть экспертом.

Налог на глупость и экономика незнания являются двумя частными случаями принципа "what you don't know is MORE important what you DO know" (то, чего вы НЕ ЗНАЕТЕ, гораздо важнее того, что вы знаете). И если вы на самом деле поймете этот принцип, то у вас есть хороший шанс быстро разбогатеть. Правда, придется смириться с тем, что вы пока сами не знаете, как :)

Сегодня в Постовом

В ВУЗы Ходят Дураки

Как Повысить CTR PPC-компании с Помощью «Сильных» Слов

1001 совет как успешно реализовать свои цели через профессиональный опыт в СЕО и не только

Nokia E90: за что эти люди хотят $1200?

$1000 в рунете? Быстро и просто.

Я скажу всё, что думаю о твоем блоге

Интервью с Артемом Майнасом о том Как Заработать

Словарь Английской Морфологии

Софт для Mac OS

Магазин Казуальных Игр за 5 минут


В Постовой попасть очень просто, достаточно, чтобы о вас написали в одном из блогов, которые я читаю. Это первый вариант. И второй вариант, это кинуть 25 баксов (три анонса - идеальный вариант для интересных блогов) на кошелек Z783727074148 или 600 WMR на R857566172303 и связаться со мной Deaddybear AT Mail RU.

P.S. Еще я зарабатываю на PPP, MaxBounty, TLA, Кубике, RegNow и Копейке. Рефам помощь, на конкретный вопрос - конкретный ответ. Со "спали тему" и "с чего начать" просьба не беспокоить, все темы давно обсосаны в Копейкиного форуме и у ИжБомжа. И даже не думайте подписываться на мой RSS-Feed

Спонсор месяца - Earn money with your rx pharmacy traffic!

Labels:

14 Comments:

Anonymous Anonymous said...

Сергей и Лари не были экспертами по поисковикам
Это не верно. Они как раз-таки были экспертами. И их статья про эти дела весьма и весьма цитируема.

2:27 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Не были они экспертами. Более того, даже степень PhD не получили на тот момент, а это эквивалент нашего кандидата наук. При этом и тогда (и сейчас) есть десятки и сотни седых профессоров по всем темам - лингвистика, математика, и так далее - но они тоже не сделают лучшего поисковика.

Посмотри на это следующим образом. В этом году будет несколько людей, которые с нуля сделают что-то, что принесет им сотни миллионов или миллиардов долларов. И среди этих людей не будет НИ ОДНОГО эксперта, НИ ОДНОГО профессора бизнес школы, НИ ОДНОГО конусультанта, и НИ ОДНОГО автора книги how-to.

Можешь взять список Форбс и выкинуть оттуда всех наследничков, и правило не изменится. Да, у этих людей будут базовые знания, они будут неглупыми, но они никогда не будут экспертами.

Более того, им будет нравиться ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ, а не ДАВАТЬ ОТВЕТЫ. И это ключевая разница.

2:35 AM  
Anonymous Anonymous said...

Интересная пища. Спасибо.

3:38 AM  
Anonymous Anonymous said...

В целом я не собираюсь оспаривать основную мысль поста. Не собираюсь потому что она верна лишь частично - на самом деле, существуют и будут существовать эксперты которые создавали с нуля успешный бизнес.

В любом случае, пример с Пэйджем и Брином не удачен (он в действительности иллюстрирует обратное) потому что они безусловно были экспертами, о чем я и написал в комментарии. Конкретно, они написали в 1998 году научную статью "The anatomy of a large-scale hypertextual Web search engine", в которой четко и определенно рассказывается о поисковике по вебу. Scholar.google.com говорит сейчас о 3706 цитированиях. Даже если скажем две трети отбросить (цитирования не в научных работах, а во всяких околонаучных и науч.популярных местах), то это до хрена мягко говоря для статьи по CS. Нетрудно увидеть статья за 1998 год (т.е. все для статьи делалось и писалась раньше), а сама компания появилась только в 1998 году - очевидно, они были экспертами еще до фактического (юридического) создания компании.

p.s. Наличие степени PhD не делает автоматически человека экспертом, разве что только можно сказать что чувак с PhD эксперт в очень-очень узкой области, которая как правило к тому офигенно оторвана от реальности.

4:06 AM  
Anonymous Anonymous said...

Пытливые мозги никогда не останавливаются. Вот только вопросы они могут задавать такие на которые уже есть реализованный и востребованный ответ а они этого не знают и получают налогом на глупость по лбу. Так что тут есть некоторый элемент везения.

4:14 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Брин и Пейжд НЕ БЫЛИ ЭКСПЕРТАМИ. Они были СТУДЕНТАМИ-АСПИРАНТАМИ. История ИДЕНТИЧНАЯ с Гейтсом, который не был экспертом по ОС, или Чичваркиным, который не был экспертом по сотовому ритейлу. Это очевидно и неоспоримо. Это теперь они знают. Но преуспели именно потому что НЕ ЗНАЛИ.

4:23 AM  
Blogger Alexandr said...

может кто знает или помнит - была и частично осталась в Москве сеть интернет-кафе "КафеМакс". Учредители её были два консультанта из МакКинзи. Решили они таким образом собственный бизнес сделать. Сделали. Не совсем уж что бы очень плохо получилось. Даже известность кафе приобрело некоторую. Но проект был убыточным. А т.к. господа были не дураки (в МакКинзи таких не держат), а эксперты, то они вовремя свинтили - продав сеть каким то бывшим военным :) Вопрос - кто более некомпетентен в бизнесе, консультанты, которые не смогли вывести проект на нормальную прибыль но вовремя его продали или те, кто его купил и до сих пор с ним мучается :) ?

4:33 AM  
Anonymous Anonymous said...

Брин и Пейжд НЕ БЫЛИ ЭКСПЕРТАМИ. Они были СТУДЕНТАМИ-АСПИРАНТАМИ.
Видимо у нас разное понимание что такое "эксперт". В моем понимании, "эксперт в какой-то области" это человек, который очень хорошо (или хотя бы просто хорошо) разбирается в данной области. И не важно какой у них соц.статус и прочее - да хоть уборщик в Макдональдсе, какая разница, если его познания и опыт в этой области высоко ценятся окружающими. В случае Брина-Пейджа область поисковые системы по Вебу. Они эксперты, т.к. любой кто занимается веб-поисковиками на серьезном уровне как минимум просматривал их вышеупомянутую работу от 1998 года.
Дополнительный пример: является ли Эйнштейн экспертом по теории относительности? Дело в том, что, когда он работал над теорией относительности, его фактическая работа была в патентном бюро (и далека от теор.относительности). Следуя твоей логике Эйнштейн тоже не эксперт, а так погулять вышел :)

6:33 AM  
Blogger idea-list said...

С огромным интересом читаю ваши посты. Заставляют задумываться. Но в любви все подавать совсем уж однобоко, вам не откажешь. Конечно же создатели компаний, совершивших крупный прорыв (и в финансовом плане разумеется тоже) не были экспертами. Чтобы создать что-то новое эксперту надо отказаться от всех приобретенных на ниве специализации шаблонов мышления, а это очень-очень сложно. Новичку проще – он не ограничен правилами, а значит, свободен в поиске.

Но в то же время в массе своей действительно талантливые консультанты (а не все, кто так себя называют), зарабатываю очень и очень неплохо. Может и не столько, сколько некоторые их особо крупные клиенты, но ведь они и не несут тех рисков (я бы даже сказала вообще не несут рисков ), не испытывают стресса, и прочих прелестей большого бизнеса. Не все люди психологически готовы все ставить на кон и это никак не свидетельствует об их низком профессионализме или о том, что их советы менее полезны.

Похоже консультанты раздражают вас как класс (меня, к слову, большинство из них тоже), однако это все равно что обвинять автосервисы (которые в массе своей мелки), что они не дотягивают то прибылей автосборочных заводов. У каждого направления свой размах и свои пределы роста. Сама консалтинговая отрасль накладывает ограничения на доходы (хотя конечно бывают и исключения). Смешно обвинять консультанта, что он, будучи таким умным не зарабатывает как владелец нефтяного завода, который он консультирует.

6:56 AM  
Blogger Дмитрий Тимохов said...

КафеМакс это нереальные понты - пирожное за 300 руб :) Есть такое заведение на территории МГУ. А раньше там такой зашибатый гастроном был, такой софковый, с кошками при магазине. Эх, ностальгия :)

--------
Дмитрию. Никак я мораль поста понять не могу, и так прочел, и сяк. Правильно ли я понимаю, что высказывание можно свернуть к - если ты эксперт, то в любом случае знания, необходимые для создания бизнеса, лежат вне области твоих знаний? И начиная бизнес ты не знашеь ответы на свои вопросы? Так?

10:01 AM  
Anonymous Anonymous said...

Во первых, в таком контексте этот налог надо называть не налог на глупость,а налог на невежество.

Во вторых, Сергей и Лари действительно не подходят под пример. Если принять твой подход, то Ньютон не был экспертом по физике (в начале своей деятельности), а Сикорский - экспертом по самолетостроению (в начале своей деятельности) и вертолетостроению (пока вертолеты не начал делать).

10:32 AM  
Anonymous Anonymous said...

Да не были они экспертами, сделали пробный поисковик для университетской сети, понравилось, пошли дальше.

Эксперт - это Ашманов тот же. Но не студенты Лари и Серж.

За пост спасибо, нравятся такие мысли :)

10:41 PM  
Anonymous Anonymous said...

Спасибо за пищу для обмозгования

10:39 AM  
Blogger Andrei said...

Ты очень любишь делать критичные посты преднамеренно. Хотя истина - посередине.

> Но преуспели именно потому что НЕ ЗНАЛИ.

Не потому. Тут очень много факторов работает, в т.ч. и ЗНАНИЕ.

Просто ты специально клонишь в одну сторону, чтобы читатели сказали - ВАУ.

9:28 AM  

Post a Comment

<< Home