Я Не Лидер. И Вам Не Советую.
Вчера я посмотрел передачу Глеба Павловского и решил поменять тему для этого поста.
Павловский сравнивал пресс-конференцию Путина и State Of The Union Address Буша (это программная речь, которая дается каждым американским президентом раз в год). Долго прожив в штатах, я много прослушал этой чуши, которая, как правило, длится около часа и прерывается бурными овациями раз так сорок. Поверьте мне, State Of The Union Address настолько же информативно, как речи Брежнева на съездах партии. Павловский сказал примерно следующее – если бы Путин говорил то, что говорил Буш, то в зале звучали бы не аплодисменты, а громкий хохот.
Я уверен, что пройдет еще немного лет, и все мы будем громко потешаться над старыми книгами, посвященными харизматическому лидерству и лидерству в бизнесе. Лично я очень громко хохочу примерно раз в месяц, когда ко мне приходит рассылка бизнес-тренера Антона Калабина (www.tonich.ru) с темой «идеи для бизнеса». Антон Калабин, если кто не знает, ведет тренинги по харизматическому лидерству.
Давайте посмеемся вместе:
http://subscribe.ru/archive/economics.school.newbusinessidea/200601/30150330.html/
или
http://subscribe.ru/archive/economics.school.charizma/200601/28152433.html
Кстати говоря, в Америке далеко не все верят в лидерство. Один из основных оппонентов этой бредовой концепции, основатель теории менеджмента Питер Дрюкер (цитирую по интервью журналу Секрет Фирмы) – «Скажем прямо, я не верю в лидеров. Вся эта шумиха вокруг лидеров – опасная ерунда. Это пустословие. Забудьте об этом… Я достаточно стар и прекрасно помню Франклина Делано Рузвельта и Гарри Трумэна; если Рузвельт был величайшим лидером, то Трумэн был лучшим президентом в истории США, сделавшим для страны больше всех других. И он не был высококлассным лидером. Напротив. Его недооценивали все, включая его самого. Так что мне нет дела до сегодняшних суперменов топ-менеджмента.»
Проблема с лидерством заключается в одном. Никто и никогда так и не смог сказать – зачем человеку быть лидером в бизнесе или зачем бизнесу быть лидером в своем сегменте. Позвольте свежий пример из сегодняшних The New York Times. Статья посвящена американскому рынку автомобилей. Лидеры этого рынка (1 и 2 место) General Motors и Ford в прошлом году понесли убытки в 6.6 миллиардов долларов. Следующие четыре компании (ДаймлерКрайслер, Тойота, Хюндай, Нисан) вместе заработали 22 миллиарда долларов. Доля GM и Ford - 43% американского рынка, доля остальных четырех – 42%. Такая же ситуация и на рынке авиаперевозок, где лидеры-банкроты или полубанкроты, и только Southwest Airlines умудряется зарабатывать деньги на таком сложном рынке. Это достаточно типично.
Разумеется, есть и обратные примеры, но абсолютно очевидно, что лидерство на рынке не имеет никакой корреляции с доходностью. Позвольте еще раз повторить. В отличие от теории лидерства, НА ПРАКТИКЕ лидерство на рынке не имеет никакой корреляции с доходностью. Откройте глаза. Полистайте финансовые отчеты.
А что до «персонального лидерства»? Достаточно посмотреть на азиатских тигров и драконов и тем более на «коллективно-коммунистический» Китай, чтобы убедиться, что можно расти быстро, очень быстро, в два-три раза быстрее, чем экономика США без лидерства. Харизматическое лидерство это не более чем шоу-бизнес и поп-психология на производстве. Это комсомольские агитаторы в дорогих костюмах.
И вот почему. Лидерство говорит – иди, веди, придумывай, удивляй, взрывай, готовь революции, только не сиди на месте. На самом деле, рынок часто похож на старые фильмы про восточные единоборства. Помните, когда за 50 копеек можно было купить билет в видеосалон, чтобы посмотреть «Хонгильдон»? Сценарий примерно такой у всех этих фильмов – приходит мальчик к мастеру, а тот его заставляет таскать воду, подметать и делать всякую «небоевую» работу несколько лет, прежде чем начнет учить работать с мечем.
Так же и на рынке – иногда надо несколько лет поработать скромным подмастерьем и «брать уроки у рынка». Попытки лидеров «учить рынок» чаще проваливаются, а те, кто «учится у рынка», рано или поздно преуспевают.
Необязательно быть лидером, чтобы идти вразрез с «толпой» или «рынком». Люди, которые уходят в монастырь, арктические походы, велосипедные вояжи по пяти континентам отличаются от толпы. Но являются ли они лидерами? Как правило, нет.
Так же и в бизнесе.
В концепции лидерства есть нечто сродное эксгибиционизму. Смотрите на меня. Вот я какой – не такой, как все.
Эй, лидеры! Скажите мне, пожалуйста. Куда, кого и зачем вы ведете?
Следующий выпуск: Пожарные На Службе У Рекламы.
24 Comments:
>>Это комсомольские агитаторы в дорогих костюмах.
Так приятно слышать свои мысли из чужих уст :) Спасибо!
истинный лидер - это тот, кто владеет сердцами и умами людей.
Дмитрий, оччень заценил статью про лидерство! Как ни странно, я даже видел и помню "Хонгильдон" - этот фильм меня, мальчишку, поразил наповал. К счастью, я так и не убежал в Шаолиньский монастырь ;-)))
Ложка дегтя - все-таки лидеры гораздо эффективнее строят свои компании. То есть при прочих равных у них неоспоримое преимущество. Хотя в целом с твоей идеей согласен, лидер ведет быстрее не только к успеху, но и к краху.
Димон, дарова!
Ты уж извини, что я так фамильярно, но тексты навеяли. Извини.
Я блогов не читаю, и тем более не пишу, и тебе не советую. Это во-первых.
Кончай! Ну херню ведь пишешь. Посмотри сам!
Я реально повёлся на оксиморон "маркетинг в маленьком городе" и что? Обломался, вот что!
И не проблема разочароваться в отсутсвии заявленных тем, буде им замена...
Но тут, у тебя сплошная крестьянская рефлексия...
Скууууууууучно!
Ну?
А между прочим, эти "комсомольские агитаторы" ведут Китай к мировому лидерству. Кстати, китайское имя из трех букв ни о чем не говорит?
"чтобы убедиться, что можно расти быстро, очень быстро, в два-три раза быстрее, чем экономика США без лидерства."
вы бы расслабились по поводу Китая, в самом деле - 10% роста экономики Китая это всего 1.5% роста экономики США. И такой рост далеко не на пользу Китаю.
"Лидерство говорит – иди, веди, придумывай, удивляй, взрывай, готовь революции, только не сиди на месте."
Это лидерство для идиотов, посещающих тренинги на эту тему.
Лидер это тот, кто, в первую очередь, готов взять на себя ответственность, за всех и за все. И отрицать это бессмысленно.
Про лидеров на рынках не убеждает. Авторынок США - возьмите мировой рынок вцелом и думаю все встанет на свои места.
иван, если вы про ИБМ, то так будет только до 2010 года, после этого оно снова будет только американским...
Вот и я не понимаю нафига быть лидером. Достаточно быть в топе. Более того, быть лидером иногда просто накладно финансово. :)
Кстати, харизма и поток слов, из меня так и прет, кто общался в риале - подтвердят. Ну и что это дает? Я типа лидер? А как это намазать на бутерброд? :)
to: tolteq
Фтопку :)
Блестящая статья про то как можно обосновать что угодно.:)
Дима,
Все очень спорно. Во первых, преждем чем "хаять" лидерство, стоит определить, что в данном посте понимается под "лидером".
Если популисткое понятие, которое доморощенные консультанты любят ввернуть в своих презентациях - то согласен.
Настоящее же лидерство и лидеры - совсем в другом. Лидер, прежде всего, вдохновляет коллектив и сплачивает свою команду вокруг общей цели. Если цель выбрана неверно - "виной тому" не лидерские качества, а профессиональные компетенции "лидера".
Не стоит все месте под одну гребенку.
Надо было в посте наверно пару абзацев дописать. Я не агитирую против лидерства. Скорее так. Хорошо уметь танцевать танго? Конечно. Поможет ли это умение в бизнесе? Наврядли. Является ли необходимым? Нет, конечно.
Так же и с лидреством. Бизнесу оно конечно не мешает, но и не помогает толком
Арсений,
я вообще-то имел ввиду Мао :) IBM/Lenovo - это вообщем-то фигня по сравнению с тем, что Китай впервые в этом году опередил (или почти опередил) США по экспорту ИТ-related stuff.
1. Когда лидер, ведет к краху, это уже не лидер.
2. Лидером не становятся самостоятельно, его выбирает окружение.
3. Лидеру не обязательно быть харизматичным человеком.
4. Лидер должен брать "огонь на себя", а уже после того, как он взял огонь на себя, перераспределил его среди своей команды ;)
5. Лидер никогда не работает один.
Yukko, меня больше интересует другое - что дает лидерство? Обычно, когда говорят о лидерстве, то несут обтекаемую чушь - "опережать ожидания рынка", "быть на передовой" и т.д.
Но это все блеф. Все кто меня критикуют (несомненно они имеют право на это) не сказали (и не могу сказать) четко - лидерство в бизнесе дает вот это.
Если взять реально работающй бизнес инструмент, например аутсорсинг, то можно четко сказать - плюс аутсорсинга в том, что это (как правило) дешевле, не нужно дополнительных офисных площадей. Минусы аутсорсинга такие-то.
Но лидерство это не бизнес инструмент, а надуманная концепция. Неслучайно большинство успешных бизнесов, которые знаю я (да и вы тоже) не являются лидерскими.
Посмотрите на Китай - это не лидеры, это иммитаторы, прилежные ученики и трудоголики, и они успешней других - американцы уже точно знают когда ВВП Китая обгонит их. Большинство российских фирм также абсолно не лидерские - нет времени фигней заниматься, пусть БАМы кто-то другой строит.
С таким же успехом я мог бы придумать концепцию материнства в бизнесе - заботесь о клиентах, относитесь к ним, как к детям, опекайте своих клиентов и т.д.
Неслучайно Дрюкер назвал концепцию лидерства опасной ерундой. Это трескотня, она не имеет ничего общего с реальностью
Дима,
Стоит различать лидерство в менеджменте, и лидерство на рынке.
Лидерство на рынке, действительно, не должно быть самоцелью.
Согласен, но это ничего принципиально не меняет. Я не знаю - знаком ли ты с творчеством Стива Павлины - но это 100% архетип лидера и бизнес-лидера.
Между тем это (в бизнесе) реально ему ничего особо не дало. Он теперь зарабатывает на шоу-бизнесе (своем блоге).
Я встречался с тихими, спокойными людьми, абсолютно не лидерами, под чьим началом было классно работать.
И наоборот.
Если взять нашу политику, то 100% харизматический лидер (даже карикатурный) это Жириновсикй. А Путин, как о нем многие отзыватюся - совсем не лидер (правда и не мямля).
Путин по своему типу - исполнитель или консультант - но не как не руководитель. Тем не менее, государством правит сносно.
Дима, мне кажется не стоит считать харизматичными лидерами только "крикунов" или каких то публично-ярких провокаторов. Можно быть "тихим" харизматичным лидером.
Харизма - ведь это не признак оратора или неврастеника :)
По мне, ВВП вполне себе харизматичен :)
Дело не в том. Есть лидеры, есть харизматики, есть аналитики, есть везунчики, есть хронические лохи, есть те, кто что-то умеет или не умеет. Но для того, чтобы заниматься бизнесом, надо просто заниматься бизнесом. И будет то, что будет.
А все эти рассказы про лидерство, которые как правило адресованы наемным менеджером - это все демагогия в стиле Жириновского.
Лично я харизму развиваю только в РПГшных играх.
>Лидерство на рынке, действительно, не
>должно быть самоцелью.
Так говорят все, кто не является лидером на рынке! Быть лидером проще. То, что компания является лидером автоматически работает на нее же. То, как компания распоряжается лидирующим положением -- абсолютно другой вопрос, требующий отдельного обсуждения!
>Обычно, когда говорят о лидерстве, то несут обтекаемую чушь -
>"опережать ожидания рынка", "быть на передовой" и т.д.
Такую обтекаемую чушь несут те, кто лидером не является. У лидеров немного другое поведение.
Объясню на нескольких примерах, что дает лидерство.
Представьте себе предоплаченные услуги провайдеров. Есть туча провайдеров, среди которых есть лидер. Вся эта туча провайдеров, которая кричит, что они лучшие, что они супер-пупер, провайдер намба ван на всю Украину, все эти провайдеры подкупают конечных продавцов карточек, чтобы советовали именно их карточку, но! при подходе к стенду, чтобы купить карточку, спросите совет продавца, какую карточку вам стоит купить. Вы получите список из трех провайдеров:
- самый дешевый;
- тот за которого платят;
- лидер.
Самого дешевого все равно спросят, за которого платят, понятно, а лидер, потому что его ВСЕ СОВЕТУЮТ.
Вывод №1: Лидер не платит не цента за то, что его советуют.
Опять же берем тех же провайдеров Киева. У них лидер явновыражен: у него самое реально лучшее качество, у него самое большое количество модемных линий, у него самая большая сеть распространения, как результат, у него самая большая прибыль, самый большой оборот и они могут позволить себе держать самые большие цены. Ну чтобы вы понимали, если у других час стоит 5 центов, то у лидера стоит 75.
Вывод №2: Лидер может позволить себе не опускать цены для привлечения абонентов, а больше потратить на рекламу, взяв деньги из своего самого большого дохода.
Едем дальше. Все карточные дилеры имеют процент комиссии. Лидер, из-за того, что он приносит всем больше денег, чем другие, ломает руки всем дилерам и выбивает себе лучшие проценты. Когда в самых больших сетях распространения карточек у среднестатистического провайдера комиссия равняется 22-25% у лидера -- 15! Это автоматически отображается на финансовом благосостоянии лидера.
Вывод №3: лидер получает лучшие условия.
И еще дальше. При поиске работы люди готовы пойти в коллектив лидера за меньшие деньги, чем можно зарабатывать не у лидера. При сравнении заработных плат и коллективов в отрасли у лидеров коллектив более равномерный, зачастую дважды продублированный, но заработная плата меньше, чем у компаний, где все держится на одном-двух разнопланово развитых менеджерах.
Вывод №4 лидер может позволить позволить себе узкозаточенный персонал с меньшей оплатой за человекоместо
И еще раз смотрим вдаль.
К лидеру новые дилеры идут сами в офис, сами ходят и потом за карточками, к нелидеру никто не идет, во время попытки заключить контракт ломаются, после заключения контракта карточки в офис им возит менеджер. У нелидера карточные менеджеры представляют из себя истинных бойцов улицы, постоянно "в поле" постоянно на телефоне с дилерами, постоянно кого-то уламывают, ищут и т.д. У лидера карточками занимается бухгалтер. Она знает всех дилеров наперечет и просто отгружает их при появлении дилера на пороге.
Вывод №5 у лидера бизнес-процессы налажены лучше и происходят с меньшей потерей времени на ненужные телодвижения.
Можно пойти еще дальше. Для привлечения клиентов нелидеры среди интернет-провайдеров привлекают абонентов бесплатными раздачами пиццы, всевозможными джоинт-промоушенами, шариками на праздники, блокнотиками для пушеров карточек, лотереями среди торгового персонала и т.д. компания-лидер занимается сугубо предоставлением стабильного доступа в Интернет по стабильным ценам.
Вывод №6 лидер может позволить себе заниматься своим собственным делом.
я могу продолжать про карточный бизнес до бесконечности.
До бесконечности не надо. Ваши выводы ложны и это видно даже на поверхности.
Если уйти от вашего конкретного примера киевсого провайдера и посмотреть на рынок в целом, то ситуация будет совсем иной. Когда я жил в штатах, то лидером была компания AOL. В очередь никто не стоял, качество было так себе, бабки на рекламу тратились огромные (сотни миллионов долларов) и на данный момент (после слияния с TimeWarner, которое уже вошло в историю как самое неудачное и бесмыссленное) компания ежегодно теряет по миллиону человек.
Есть примеры с авиалиниями, где лидеры перманентно находятся в банкротстве.
Лично я не удивлюсь, если через несколько лет в Киеве вашего лидера вообще не будет существовать. История знает множесто прецендетнов.
Часть ваших утверждений вообще бессмысленна, типа "лидер не платит не цента, если его советуют". Обычно советуют забесплатно, лидер ты или нет. А лидера в потребительской банковской сфере (Сбербанк) посоветовать можно только врагу.
Попробуйте просто ответить на вопрос однозначно - "какие преимущества лидерство на рынке приносит ВСЕГДА"
Доход? Нет. Лояльность клиентов? Нет
(у кого выше лояльнось - Макдональдса или маленького ресторанчика в который всегда очередь стоит?)
Вы можете продолжить спискок, но очевидно, что нет никаких преимуществ которые все время проявляются у кампаний лидеров.
Равно как и людей "харизматических лидеров". Это пустозвонство.
Делом надо заниматься (бизнесом, то бишь), а не лидерской фигней мозги пудрить.
Безапеляционность суждений Дмитрия уже начинает пугать :)
С одной стороны автор пишет легко и непринужденно, ни на что, по-большому счету, не претендуя.
С другой - яростно отстаивает свою точку зрения и низвергает в преисподню всех инакомыслящих.
Читаю сей блог с самого его основания и тенденция на лицо.
Не уж-то так давит бремя нежданно нахлыновшей популярности и внимания? :)
Gordy, нет, это такой фирменный стиль. Год назад точно такой же был.
Абсолютно согласен с Дмитрием. Пример киевского провайдера говорит о том, что просто в Киеве нет талантливого бизнесмена, который бы взялся скинуть лидера. Очень много таких примеров приводит Сет Годин в Фиолетовой корове.
(Кстати, Дмитрий, где же ваши антигодинские позиции? Вы часто апеллируете к его идеям.)
Знаете, что будет с лидерами автопрома, которые сейчас снимают пенки, когда на рынок придут китайские тачки?
Post a Comment
<< Home