Sunday, May 27, 2007

Где Моя Выгода?

Любой студент второкурсник из "тамбовского железнодорожного" прожужжит вам все уши про "win-win marketing". Прогуглите "win-win situation" и вы получите более миллиона результатов. Даже в Википедии есть статья про "win-win".

Проблема обоюдовыгодного маркетинга состоит в том, что сделать нечто выгодным для ваших покупателей или партнеров НАМНОГО проще, нежели сделать это выгодным для себя. Я знаю, это звучит дико и "неправильно", ибо все мы вроде как должны быть эгоистами и блюсти свои интерес, но В РЕАЛЬНОСТИ, повторюсь, согласиться сделать что-то что вам не очень-то выгодно, гораздо проще, чем найти для себя "выгодную тему", которая будет работать.

Я сам часто бывал в этой странной ситуации и не менее чаще был свидетелем оной. Когда я только вернулся из штатов, я начал заниматься переводами. Язык я еще не подзабыл, работал очень быстро и брал недорого. Достаточно быстро я стал известен в узких шароварных кругах, как человек, который быстро и качественно работает и берет недорого. Win-win, правильно?

Все кончилось тем, что я был просто завален заказами. Я постоянно повышал цену, на заказы все равно валились и валились, и я понимал, что можно брать еще больше денег, но моя работа уже (объективно) не стоит этих денег, что за эту же сумму можно нанять нативщиков из США.

Точно такая же ситуация была и когда я делал ремонт в квартире. При строительстве собственного дома мы перепробовали 22 бригады. 1 засудили, 3 бригады работали хорошо, остальных выгнали. Когда жена заставила меня купить квартиру, мы решили сделать там ремонт. Естественно, мы решили нанять проверенную бригаду, которая работает хорошо, и берет при этом нормальные деньги (в строительстве качество работ и оплата НИКАК не связанна).

Оказалось, что мы были пятые в очереди. Благо, из-за нестыковок, к ремонту приступили всего-то через полтора месяца, нас пропустили вне очереди. Сделали все хорошо и недорого, но я видел, что Паша (глава бригады), находится в той же ситуации, что и я когда-то был. Он ощущал себя, как человек, который попал в рабство. Его уже ждали 5 квартир, он знал, что на ближайшие полгода он забит, и ему, как и мне, тоже это было не по кайфу - никакой радости, ни от собственного труда, ни от денег.

Чем лучше ты работаешь, тем больше ты будешь наказан - тебя будут ждать все больше и больше клиентов, ибо ты работаешь хорошо и недорого. Уверен, что и среди программистов, и среди автомехаников, и среди журналистов, которые читают этот блог, это чувство "наказания за хорошую работу" (которое, между прочим, ты сам на себя навлекаешь) очень хорошо знакомо.

В общем, несколько лет назад я начал свой "квест за личную выгоду", ибо работа "качественно, быстро и недорого" сжирала все мое время, радости не приносила, а работать дорого и плохо не было никакого желания. (Какой-нибудь недоумок ОБЯЗАТЕЛЬНО напишет, что Давыдов призывает перестать работать хорошо и недорого, а начать работать дорого и плохо).

Чем больше я думал об этом, тем отчетливей я понимал, как на самом деле сложно найти или придумать что-либо, что будет ВЫГОДНО ДЛЯ ТЕБЯ.

Теперь, когда я начинаю новые проекты, я начинаю с самого сложного - как это сделать выгодным для меня. Я не отказался ни от качества, ни от win-win, я просто перестал быть наивным чукчей, который верит в то, что если ты что-то делаешь хорошо, то это автоматически будет выгодно тебе. Это не так.

Почти все идеи зарубаются мной, потому что они мне не выгодны. Я даже иногда спорю с напарником по этому поводу, когда он говорит что-то вроде "давай просто будем платить людям за то-то и то-то", потому что я понял, что что-то можно платить ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО из тех денег, который приносит сам проект.

Если честно, то значительная часть моего времени теперь уходит на то, что я просто думаю про то, чтобы такое придумать "выгодное". Это постоянный процесс просеивания идей и мыслей через фильтр. Потихонечку я набиваю руку, и это становиться все легче и легче, хотя до мастерства еще далеко.

Если вы оказались в ситуации, когда вы работаете много и хорошо, но результата нет и вы устали бегать, как сраный Рекс, задайтесь простым вопросом - А ГДЕ МОЯ ВЫГОДА?

33 Comments:

Blogger The Helmsman said...

Как раз на днях был в такой ситуации. В результате отказался от работы. Правда для меня отрезвляющими были слова сына когда он спросил маму почему папа все время работает? Я на 5 минут встал в ступор. Потом понял что если у ребенка возник такой вопрос - то дело совсем плохо. Задвинул все свои дела и пошел гулять с ребенком. А сегодня отказался от очередного офигенного заказа и при этом почувствовал что ни капли от этого не обеднел. Дима как всегда в точку своим постом.

5:38 AM  
Anonymous Anonymous said...

да ты прям взорвался бизнес - откровениями. книжка таки будет али нет? ;)

или тебе "за державу обидно"?

6:11 AM  
Anonymous Anonymous said...

Давыдов, а напиши про партнерки. Тут наверняка есть какие-то подводные камни. Я имею в виду взгляд на партнерки не со стороны аффилиата, а со стороны владельца патнерской программы.

6:18 AM  
Blogger eprstseo said...

Давыдов, это лучший твой пост из того что я у тебя читал. Насыпал соли но самые края зажившей раны.) Востребованость-шаблоность и прогнозируемость будующего -это каторга с которой очень трудно убежать.
Мне удалось) Уже три года веду новую жизнь в сео. Прошлая "успешность" вспоминается , как бессрочная каторга.

6:33 AM  
Anonymous Anonymous said...

Совершенно согласен с постом. Запуская что-то, я тоже сначала долго думаю, как я буду вынимать деньги.
Я видел достаточно проектов, хороших и интересных. Всем кроме хозяев. Потому что они не подумали, как вынимать деньги, когда проект станет популярным. А тянуть деньги проект продолжает.
Так они и загибаются. Или перепродаются тем, кто "придумал как".
Так что запуская что-то, я стараюсь придумать минимум 2-3 способа извлечения прибыли из темы. После этого начинаю "запуск". Иначе кладу в долгий ящик (вдруг потом в голову придут мысли, как деньги вытащить)

6:36 AM  
Anonymous Anonymous said...

Кстати, на чем (CMS) сделан сайт http://www.softwarejudge.com/ ?

6:45 AM  
Anonymous Anonymous said...

Расскажи лучше как реально дорожать - а то понятно, что дорожать надо -а вот весь вопрос - как?
Что бы не было как в том анекдоте про Филиниа.

7:21 AM  
Anonymous Anonymous said...

Если посмотреть на основу проблемы win-win, то она появляется при невозможности справиться с ростом. Тоесть концепция "win-win", не подходит для структур, которые неспособны расти или имеют определенные границы с одной стороны и увлечены качеством с другой. Тут уже пример того как преимущество (цена/качество) съедает своего создателя.

Интересно, если посмотреть на свою выгоду с точки зрения потребителя. Он видит перед собой организацию или предпринимателя, которая знает чего хочет. И уже может возникнуть мнение что она знает себе цену. При этом забитая фраза: "клиент всегда прав", забывается сама собой. Такой подход выгоднее обеим сторонам. Ведь смотреть на свои интересы, вместо того чтобы копаться в мозгах потенциальных потребителей в поисках скрытых потребностей, проще. И комфортней, если можно так сказать.

Лично мне тяжело было в начале своей деятельности отказываться от заказов и по-причине того что хотелось каждого человека сохранить как клиента. Потом я подошел к вопросу с другой стороны. Человека, с невыгодным заказом рассматривал исключительно как человека, а не заказчика, соответственно общение организовывал в этом свете. Через некоторое время человек узнавал что мне нравиться и что мне интересно делать. В итоге становился выгодным заказчиком. Интересно только к чему отнести такой подход к win-win или к своей выгоде или к комбинации обеих подходов. Хотя, главное что это работало в свое время.

7:28 AM  
Anonymous Anonymous said...

Да, это очень правда. Про наказание за хорошую работу.

Правда, мне не нравится позиция, что платить за что-то можно только из денег, которые приносит проект. Мне вот хочется, наоборот, вложиться - ведь наша цель не съэкономить, а заработать денег. А приобретаемые эээ... артефакты - например, свой сервер вместо босяцкого shared hosting-а или vds - пригодятся полюбому, не в этом проекте, так в следующем...

8:13 AM  
Anonymous Anonymous said...

Дмитрий, а Вы в Бога верите? А где выгода? Читать Вас интересно, но приходится внимательно фильтровать все, что Вы пишете. А ведь найдутся дурочки, которые схавают все подряд и постараются жить по Давыдовски. Вообщем искренне хочется увидеть более человечные посты! Расскажите хоть как Вы отдыхаете!?

8:33 AM  
Anonymous Anonymous said...

Это ты верно написал про "наказание за хорошую работу", прямо в точку. В эом году я и на своей шкуре испытал подобное явление.

Но, оказалось, что можно испольовать наемный труд, я даже вошел во вкус. Однако, определенная кадровая проблема есть :( Помимо этого, их же тоже, надо контролировать, тратить время на выплаты, общение с клиентами, иногда исправлять косяки исполнителей. То есть прибыль, конечно, возрастает, в сравнении с самостоятельной работой, но удовлетворение что-то не очень.

Классно было бы придумать какой-то почти автоматический бизнес :) Кстати, твой дискаунтер достаточно неплохой пример. Еще один - автоматические обменники электронных валют. Правда, для них и первоначальные вложения нужны хорошие, зато существуют автономно.

А вообще, что-то я не в ту степь, начинал ведь совсем про другое. В общем, ладно. Пусть хоть один дебильный комментарий будет :)

Удачи!

11:40 AM  
Anonymous Anonymous said...

Натуральная терапия, лично мне полегчало, вижу себя просто со стороны - делаю, так чтобы это было хорошо, или, иногда не делаю, чтобы это не было плохо. В любом случае, мыслей о плохо, хорошо больше, чем о выгодно, невыгодно, а ведь выгода, это главное в бизнесе.

12:55 PM  
Anonymous Anonymous said...

Дима, ты определись, либо ты про работу, либо про выгоду.

Когда работаешь то выгода у того, кто тебя нанял.

Ну а когда нанимаешь, то все прозрачно, либо тебе остается после выплат нанятым, либо не остается ;о) тогда нет выгоды. (сам об том пишешь)...

Андрей vigris[на]мейл.ру

3:20 PM  
Anonymous Anonymous said...

Все таки дельные мысли постишь... Жаль я не читал этот блог раньше :( А подобная ситуация думаю у всех была, кто то до сих пор так работает, а кто то месяцок так поработов отказывается от этой неблагодарной рутины :)

PS. когда же ты будешь делать нормальный фид, поддерживающий RSS 2.0 (без вяких тегов) и полностью, без анансов???

5:11 PM  
Anonymous Anonymous said...

А можно один-пару примеров правильных идей? Пример неправильной есть, а правильной?

7:30 PM  
Anonymous Anonymous said...

Конгениально!
Последнее время практически не оставляю комментов, потому что темы "не мои", а тут прямо в точку...
Спасибо!

7:49 PM  
Anonymous Anonymous said...

Димас, ты уже гонишь. Нахрена обсуждать высосаные из пальца проблемы? Вот делать хорошо это хуево, потому что клиентов становиться много и хуй его знает как теперь с ними справляться. То что ты описал на своем примере и на примере строителей обычная проблема роста. Ты делаешь что то хорошо, люди понимают что ты делаешь что то хорошо и идут к тебе. Их становится много. Ну шагни выше в развитии, наеби всех - найми найтив-спикинг интерпритеров и под своеим брендом толкай переводы. Или сделай вторую бригаду, поставь туда суб-бригадиров и рули ими обоими, а люди будут знать, что под твоим именем дерьма не сделают.
Описаная тобой проблема она тогда проблема, когда расти не собираешься, и пытаешься решить ее на том уровне на котором находишься. А причем здесь "моя выгода большая-моя выгода маленькая" я нихуя понять так и не смог. Допускаю, конечно, что сам я тупенький. Но больше склоняюсь к тому, что сказать ты хотел другое, примеры твои это нихера не проиллюстрировали.

10:08 PM  
Blogger UncommonBusiness said...

Cemb, про правильные идеи я многократно уже писал, из моих личных это PickyDomains.Com. Я отказался от идеи, что именно я буду придумывать домены. За это делают мои контрибы. Я не плачу контрибам заранее - они получают 50% от заказа, который уже оплачен. У меня нет никаких финансовых рисков, я на Пики трачу порадка 3-х двадцатиминуток в день (отмодерировать и ответить на сообщения). Проект стабильно приносит чистыми штуку, а будет еще больше (в несколько раз). Плюс, я потом на этот проект посажу удаленного человека баксов за 200-300 в месяц, и вообще буду свободен.

Вот тебе пример проекта, который я заранее продумывал, как выгодный мне. Для меня было принципиально, чтобы первоначальные вложения были равны нулю, так и оказалось, чтобы проект работал не за счет моей мускульной силы, а контрибов, и самое основное, я хотел, чтобы доход был именно от чего-то МОЕГО, чтобы не зависить от вендоров или продуктов или чего либо еще.

11:51 PM  
Anonymous Anonymous said...

Почему нельзя работать качественно и дорого? Если желающих становится много - честно объяснять что это будет еще дороже. Качество остается, а решает клиент.

12:43 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Потому что ты теоретик, Влад. Если бы ты был в такой ситуации, то понял бы, что повышением цены это не лечиться.

12:44 AM  
Anonymous Anonymous said...

Насчет автоматических обменников. Как-то заморачивался по этой теме. Получается такой расклад: при обороте $10к в день, ты зарабатываешь 500 баксов. Вот и считай, сколько тебе нужно клиентов. Проблема не в том, чтобы найти $10к, а в том, чтобы добиться таких оборотов. Если хочешь, можешь подсчитать сколько робокс имеет в день. Они там пишут остатки. Измеряй несколько раз в день разные валюты. На этом можно сделать вывод. Я как-то считал, совсем не много получается.

12:49 AM  
Blogger Unknown said...

Подскажи пожалуйста, а как быть человеку кто поднаторел в дизайне. Как быть если попадаешь в рабство?

1:10 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Бежать. Иначе уровень дискомфорта будет настолько высок, что начнется депресуха, пьянство и прочие игры в саморазрушение.

1:12 AM  
Anonymous Anonymous said...

Не замечал на практике, чтобы количество желающих не уменьшалось когда говоришь "Готов взяться за ваш заказ, но через месяц и с наценкой в 100%, потому что сейчас большая загрузка"

3:21 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Это ничего не меняет, по сути, ибо ты по прежнему сидишь в рабстве, которое сам себе придумал. Видно, что вы на практике не были в такой ситуации. Почитайте все комменты людей, которые тоже через это прошли, они прекрасно меня понимают, а я их (я знал, что этот пост ударит в точку), напишите любому из них с вопросом "а почему ты просто не повысил цену", и они все ответят, что не в цене дело. Повторяюсь, повышением цен это не лечиться.

3:25 AM  
Anonymous Anonymous said...

Временами ко мне приходит чувство "наказания за хорошую работу". С одной стороны это зашибись, что работа есть, но с другой - результата действительно нет и выгоды моей - абсолютно никакой.

4:01 AM  
Anonymous Anonymous said...

Когда человек уже вырос из этой работы и уровня ее оплаты, тогда конечно это не вылечишь повышением цен.
Если речь об этом, тогда или обучение и наем других или другое занятие.

4:48 AM  
Anonymous Anonymous said...

Не претендуя на объяснение и обобщение всех ситуаций, когда человек не получает «никакой радости, ни от собственного труда, ни от денег», расскажу о нескольких историях, когда люди не попадают в «рабство».

Один частный пример.
Я прекрасно знаю одного дизайнера из всего лишь областного центра не самой богатой страны (Днепропетровск, Украина).
Вначале своей работы фрилансером он делал небольшие заказики дешево и хорошо. Количество и размер заказов постепенно росли и грозили захватить все его время, но вместо «рабства» он получил больше свободы.
Этого произошло в результате соблюдения всего двух простых правил.
1. Увеличивать цену (цена за 3 года фриланса выросла в среднем где-то раз в 10, а на некоторые виды и больше).
2. Отказываться от неинтересных ему работ (тут ряд личных предпочтений, типа не переделывать чужие дизайны, длительность заказа месяц-два, заказчик как можно меньше лезет в дизайн, чтобы почти все передавалось и утверждалось по инету и т.п. и т.д.).

Теперь он стал меньше работать, ездит отдыхать, когда ему хочется и на то время когда хочется (просто не берет обратных билетов и может приехать через неделю, а может и через 4).

Другие частные примеры
Если ресурс ограничен (полезные ли это ископаемые или чье-то рабочее время), а спрос на него растет, то цену на этот ресурс можно и нужно поднимать до тех пор, пока не установится равновесие.
Методом проб снизить разницу между ценой, которую человек платит за товар, и максимальной суммой, которую он готов за него заплатить.
Перебор – останешься без работы, недоберешь – будут неудовлетворенные заказчики.

В приведенном случае Паша-прораб должен был повышать цены, но из-за своей экономической безграмотности он терял свои деньги. А мог бы работать меньше, а зарабатывать больше.
Давыдов, надо было ему посоветовать поднять цены, разумеется, сразу после своего ремонта.

Правда это просто прибавило бы прорабу денег, а насчет радости « от них или от собственного труда» я ничего утверждать не стану.
Бывает человек, просто понимает что занимается «не тем» и деньги тут не при чем.

2:59 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

ПивПав, ты теоретик номер 2, сразу после Влада. Еще раз, повышением цен это НЕ ЛЕЧИТСЯ. Поговорите с топ-менеджерами, чьи оклады выросли с обычных до сотен тысяч долларов - и они скажут вам ТО ЖЕ САМОЕ. Это не вопрос ценоопределения.

3:03 AM  
Anonymous Anonymous said...

Дмитрий, а разве подход "выиграть-выиграть" не навязывается нам теми, кому это выгодно? Почитал Кэмпа "Сначала скажите нет", разные "добрые" люди просто делают деньги на нашей нужде (правда вгоняем в нее себя мы сами)... Под нуждой Кэмп понимает очень большое желание заключить именно ЭТУ сделку

12:43 PM  
Blogger Unknown said...

Спасибо!
Все действительно так - вопрос в том, как найти золотую середину

1:07 AM  
Blogger Wadim said...

"Наказание за хорошую работу", хех, а я то никак не пойму: ну почему чем лучше стараешся сделать свою работу, тем больший гемор получаешь в результате?
Да и в резудьтате всегда упираешся в потолок времени. Работы то хватает, а делать её некогда.

5:07 AM  
Anonymous Anonymous said...

Что-то я все равно не пойму в чем собственно проблема? Ну нету времени - откажись от заказов - постоянные клиенты они все равно вернутся. Другое дело, сколько тебе нужно дохода. Вот я как фрилансер в свои 24 года зарабатываю около 3000$/месяц, мне не нужны пока сотни тысяч долларов, годам к 30 я вобще собираюсь уйти из фриланса в какой-нибудь оффлайновый бизнес.

Собственно и в чем проблема? Да у меня есть очередь из заказчиков, но она небольшая, максимум на неделю вперед (я специализируюсь на небольших доработках на 1-2 дня)... При этом все мои заказчики прекрасно знают, что я по выходным не работаю в целом, и если мне нужно будет неделю отдыха (ну или просто возникнут личные дела) я им говорю безо всяких проблем: "Ребята, нету времени". И все. Даже если кто-то другой сделает им заказ за эту неделю - со следующими они все равно идут ко мне.

И я никогда не буду брать заказы, зная что меня это напряжет по времени.

Другое дело конечно - именно амбиции, т.е. если бы я работал напрягаясь, то мог бы зарабатывать и больше 5000$, вот только когда их тратить - не знаю. И не думаю что если выходить на уровень перепродажи проектов (я так поянл все сводится к этому), то в итоге времени будет тратиться меньше.

Суть именно в том, чтобы научиться отказываться от проектов и найти грань между работой и жизнью в удовольствие... Кстати, для меня даже при потере пост. заказчиков не составляет найти новых клиентов, т.к. я имею достаточно отзывов на зарубежных фриланс-ресурсах (мои заказчики как правило англоязычные).

11:47 AM  

Post a Comment

<< Home