[Давыдов О] (Не Только Правом) Либертарианстве
Спонсор месяца - ВотИменно.Ру - первый в России безрисковый нейминг сервис.
Так как некоторым из моих читателей интересна тема либертариантства, позвольте написать небольшую статью об этом, тем большее что мне лично либертарианские идеи зачастую очень симпатичны, несмотря на то, что мне кажется, что они утопичны и никогда не будут реализованы в полной мере. За одно и проведу небольшой ликбез, потому что некоторые из моих читателей настолько безграмотны, что считают, что либертарианство противоречит идеям социализма, хотя название Либертарианский Социализм какбынамекает. Почему-то в последнее время термин либертарианство применяется для описания исключительно крайне-правого крыла либертарианства, наиболее интеллектуально ущербного во многих смыслах.
Итак, что такое либертарианство? Это система взглядов, которая считает, что главным принципом организации общества должна быть свобода индивида. Другими словами, общество должно быть организовано таким образом, чтобы человек был настолько свободен, насколько это возможно. Далее, в зависимости от того, что именно кажется наибольшей опасностью для свободы человека, идеи различных групп либертарианцев принимают совершенно разные формы, зачастую приходя в противоречие друг к другу.
Первыми появились левые формы либертарианства, в частности джорджизм. Если коротко, то основная идея джоржизма и геолибертаранства такая. Эти люди считают, что плоды труда человека должны принадлежать ему. Однако есть вещи, которые человек не производит и произвести не может. В частности земля (аргумент так же распространяется на многие другие формы природных ресурсов). Поэтому на землю не должно быть частной собственности и она должна приносить пользу всему обществу. Пользователи этой земли должны платить "земельный налог", который потом распределяется всем на благо. Идеи эти были особо популярны в 19 веке, когда стало очевидно, что освобождение черных рабов или русских крепостных не делало людей по-настоящему свободными. То есть они были формально свободными, но вся земля, на которой те работали, принадлежала не им. Поэтому плоды их трудов в значительной части "отбирались" землевладельцами. Более того, было очевидно, что данная система ставит людей в неравное положение и консервирует несвободу. Ребенок негра шарекроппера работая больше и усердней ребенка землевладельца получит намного меньше.
Однако по мере того, как общество становилось более индустриальным, все больше развивалась другая либертарианская идея - анархизм. Анархизм обычно приравнивается к левым идеям, однако, стоить заметить, что анархизм не всегда противоречит идеям капитализма, свободного рынка. Определение анархизма не сильно отличается от определения либертариантсва - это система взглядов, которая за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком.
Анархисты в 19 веке были не только идеологической, то и террористической силой. Свой террор они направляли как против государства и госслужащих, так и против крупного бизнеса. Дело в том, что в 19 и даже 20 веке было множество случаев, когда бастующие работники в России, Европе и США расстреливались полицейскими, армией, казаками или частными охранниками. Всем было очевидно, что не только государство ограничивает свободу человека, но и крупный бизнес. То, что крупные корпорации до сих пор стремятся и успешно ограничивают свободу людей, причем не только работников, вроде как самоочевидно, однако некоторые либертарианцы (крайне правые, если конкретно), почему-то решили этого не замечать. Для них государство осталось единственным врагом свободы. Крупный бизнес, религия (в особенности деструктивные секты) и другие индивиды у них (несмотря на очевидность) перестали быть силами, которые сознательно и намеренно ограничивают свободу индивида.
Главным толчком к такому повороту событий стали коммунизм и фашизм. Лишение многих свобод со стороны тоталитарных государств были настолько чудовищны, что был сделан вывод, что именно государство и есть враг свободы индивида. Причем любое. Не обязательно советское или немецкое, времен третьего рейха. Но и американское, британское - любое. Государство есть враг свободы человека. Государство не может выступать в роли гаранта свободы - только, как угнетатель.
Это уже середина 20 века и труды Хайека, Фон Мизеса, Австрийская, а затем и Чикагская школа экономики. В определенной степени эти течения очень сильно напоминают марксизм. То есть Маркс очень много написал, чего не сбылось. Но Маркс также точно описал и эволюцию капитализма и проблем, с которыми тот столкнется. Поэтому работы австрийцев в некоторых частях более чем релевантны сегодня. Например труды австриейцев о кредитном буме или о том, к чему приводит бесконтрольное печатанье денег. Однако другие идеи правых либертарианцев так же далеки от реальности, как сталинский Гулаг от фантазий о том, что люди в СССР будет заниматься только тем, чем им захочется, и ровно столько, сколько им захочется (потому что социалистрическая экономика будет равномерно распределять все ресурсы и всем будет всего хватать, если вы помните, в социалистическом государстве даже денег не будет, согласно некоторым предсказаниям).
Центральная идея правого либертарианства (которое так же имеет много разных направлений) заключается не только в том, что государство лишает человека свободы, но и так же то, что государство всегда в экономике не так эффективно, как частный бизнес. Поэтому от государства надо избавиться настолько, насколько это возможно, и все сразу станет лучше - дороги, образование, медицина, экономика и так далее.
Правые либертарианцы прошли тот же путь, что и коммунисты. Если вы помните, то мы точно знали, что любой частник - это плохо. Буржуя надо расстрелять. Владелец завода? Расстрелять. Лавочник? Расстрелять. Кулак? Расстрелять. Просто зажиточный крестьянин-единоличник? Расстрелять. И все станет хорошо.
Но хорошо не стало, и к 80-м годам стало очевидно, что надо признать честно - в социалистических государствах очень многое делается частниками лучше, чем государством. Более того, никакой угрозы строю это не несет. Частные кафе сейчас разрешены даже в Северное Корее и Кубы. А Китай так вообще, оставаясь формально коммунистическим, разрешил частную собственность всего и вся - и стал процветать.
Нечто подобное произошло и с правым либертарианизмом. Опыт СССР и "красного блока" показывал, что почему-то только потребительская экономика коммуняк уступает частной. Ракеты, самолеты и танки, построенные в Советском Союзе без участия частного капитала и предпринимательской инициативы, ничуть не хуже "частных". Энергетика - передовая. Наука - передовая. Школьное образование - даже лучше. Значит надо признать, что есть отрасли, и это не только полиция и армия, где государство прекрасно справляется.
Затем идеологии правого либертарианства смертельный удар нанес госкапитализм. Либертарианцы правого толка утверждали, что для процветания экономики государство должно отойти в сторону. Однако целый ряд государств, от Сингапура до Китая ...
Продолжение следует.
Спонсор месяца - ВотИменно.Ру - первый в России безрисковый нейминг сервис.
Так как некоторым из моих читателей интересна тема либертариантства, позвольте написать небольшую статью об этом, тем большее что мне лично либертарианские идеи зачастую очень симпатичны, несмотря на то, что мне кажется, что они утопичны и никогда не будут реализованы в полной мере. За одно и проведу небольшой ликбез, потому что некоторые из моих читателей настолько безграмотны, что считают, что либертарианство противоречит идеям социализма, хотя название Либертарианский Социализм какбынамекает. Почему-то в последнее время термин либертарианство применяется для описания исключительно крайне-правого крыла либертарианства, наиболее интеллектуально ущербного во многих смыслах.
Итак, что такое либертарианство? Это система взглядов, которая считает, что главным принципом организации общества должна быть свобода индивида. Другими словами, общество должно быть организовано таким образом, чтобы человек был настолько свободен, насколько это возможно. Далее, в зависимости от того, что именно кажется наибольшей опасностью для свободы человека, идеи различных групп либертарианцев принимают совершенно разные формы, зачастую приходя в противоречие друг к другу.
Первыми появились левые формы либертарианства, в частности джорджизм. Если коротко, то основная идея джоржизма и геолибертаранства такая. Эти люди считают, что плоды труда человека должны принадлежать ему. Однако есть вещи, которые человек не производит и произвести не может. В частности земля (аргумент так же распространяется на многие другие формы природных ресурсов). Поэтому на землю не должно быть частной собственности и она должна приносить пользу всему обществу. Пользователи этой земли должны платить "земельный налог", который потом распределяется всем на благо. Идеи эти были особо популярны в 19 веке, когда стало очевидно, что освобождение черных рабов или русских крепостных не делало людей по-настоящему свободными. То есть они были формально свободными, но вся земля, на которой те работали, принадлежала не им. Поэтому плоды их трудов в значительной части "отбирались" землевладельцами. Более того, было очевидно, что данная система ставит людей в неравное положение и консервирует несвободу. Ребенок негра шарекроппера работая больше и усердней ребенка землевладельца получит намного меньше.
Однако по мере того, как общество становилось более индустриальным, все больше развивалась другая либертарианская идея - анархизм. Анархизм обычно приравнивается к левым идеям, однако, стоить заметить, что анархизм не всегда противоречит идеям капитализма, свободного рынка. Определение анархизма не сильно отличается от определения либертариантсва - это система взглядов, которая за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком.
Анархисты в 19 веке были не только идеологической, то и террористической силой. Свой террор они направляли как против государства и госслужащих, так и против крупного бизнеса. Дело в том, что в 19 и даже 20 веке было множество случаев, когда бастующие работники в России, Европе и США расстреливались полицейскими, армией, казаками или частными охранниками. Всем было очевидно, что не только государство ограничивает свободу человека, но и крупный бизнес. То, что крупные корпорации до сих пор стремятся и успешно ограничивают свободу людей, причем не только работников, вроде как самоочевидно, однако некоторые либертарианцы (крайне правые, если конкретно), почему-то решили этого не замечать. Для них государство осталось единственным врагом свободы. Крупный бизнес, религия (в особенности деструктивные секты) и другие индивиды у них (несмотря на очевидность) перестали быть силами, которые сознательно и намеренно ограничивают свободу индивида.
Главным толчком к такому повороту событий стали коммунизм и фашизм. Лишение многих свобод со стороны тоталитарных государств были настолько чудовищны, что был сделан вывод, что именно государство и есть враг свободы индивида. Причем любое. Не обязательно советское или немецкое, времен третьего рейха. Но и американское, британское - любое. Государство есть враг свободы человека. Государство не может выступать в роли гаранта свободы - только, как угнетатель.
Это уже середина 20 века и труды Хайека, Фон Мизеса, Австрийская, а затем и Чикагская школа экономики. В определенной степени эти течения очень сильно напоминают марксизм. То есть Маркс очень много написал, чего не сбылось. Но Маркс также точно описал и эволюцию капитализма и проблем, с которыми тот столкнется. Поэтому работы австрийцев в некоторых частях более чем релевантны сегодня. Например труды австриейцев о кредитном буме или о том, к чему приводит бесконтрольное печатанье денег. Однако другие идеи правых либертарианцев так же далеки от реальности, как сталинский Гулаг от фантазий о том, что люди в СССР будет заниматься только тем, чем им захочется, и ровно столько, сколько им захочется (потому что социалистрическая экономика будет равномерно распределять все ресурсы и всем будет всего хватать, если вы помните, в социалистическом государстве даже денег не будет, согласно некоторым предсказаниям).
Центральная идея правого либертарианства (которое так же имеет много разных направлений) заключается не только в том, что государство лишает человека свободы, но и так же то, что государство всегда в экономике не так эффективно, как частный бизнес. Поэтому от государства надо избавиться настолько, насколько это возможно, и все сразу станет лучше - дороги, образование, медицина, экономика и так далее.
Правые либертарианцы прошли тот же путь, что и коммунисты. Если вы помните, то мы точно знали, что любой частник - это плохо. Буржуя надо расстрелять. Владелец завода? Расстрелять. Лавочник? Расстрелять. Кулак? Расстрелять. Просто зажиточный крестьянин-единоличник? Расстрелять. И все станет хорошо.
Но хорошо не стало, и к 80-м годам стало очевидно, что надо признать честно - в социалистических государствах очень многое делается частниками лучше, чем государством. Более того, никакой угрозы строю это не несет. Частные кафе сейчас разрешены даже в Северное Корее и Кубы. А Китай так вообще, оставаясь формально коммунистическим, разрешил частную собственность всего и вся - и стал процветать.
Нечто подобное произошло и с правым либертарианизмом. Опыт СССР и "красного блока" показывал, что почему-то только потребительская экономика коммуняк уступает частной. Ракеты, самолеты и танки, построенные в Советском Союзе без участия частного капитала и предпринимательской инициативы, ничуть не хуже "частных". Энергетика - передовая. Наука - передовая. Школьное образование - даже лучше. Значит надо признать, что есть отрасли, и это не только полиция и армия, где государство прекрасно справляется.
Затем идеологии правого либертарианства смертельный удар нанес госкапитализм. Либертарианцы правого толка утверждали, что для процветания экономики государство должно отойти в сторону. Однако целый ряд государств, от Сингапура до Китая ...
Продолжение следует.
Спонсор месяца - ВотИменно.Ру - первый в России безрисковый нейминг сервис.
Labels: Давыдов О
3 Comments:
Анонимус одобряэ...
Но негодуэ поскольку такие статьи выходят редко.
Спасибо за статью
пост про либертарианство и ни одного слова об агрессивном и защитном насилии.
Ни одного слова о принципе самопринадлежности человека.
Прекратите распространять заблуждения, пожалуйста. Или хотя бы пройдите небольшой ликбез по теме либертарианства.
Post a Comment
<< Home