Wednesday, February 27, 2008

Почему Люди С MBA Получают Много Денег?

Спонсор месяца - #1 Online pharmacy affiliate program!

Один из самых известных психологических экспериментов называется The Ultimatum Game. Оригинальный вариант эксперимента выглядел так - профессор давал одному студенту 10 долларов. Этот студент должен был разделить деньги с другим - в любой пропорции. К примеру - я тебе 1 доллар, а себе 9 долларов, или 5 баксов мне, 5 баксов тебе. Разрешалось делать только одно предложение. Вести переговоры запрещается. Если второй студент принимал условия - то оба студента получали деньги. Если отказывался, то никто. Эксперимент регулярно проводится и сейчас, во многих странах, только обычно дают сто баксов на растерзание.

Почему "ультиматум" - важный психологический эксперимент. Дело в том, что он отвергает рациональное поведение человека. Если вам предложили 10 баксов из 100, то вы должны соглашаться, потому что вы получите 10 халявных баксов. На самом деле почти все предложения ниже 20 баксов отвергаются. Второй студент предпочитает наказать первого за жадность, нежели получить лишние 10-20 баксов. А большинство предложений делается на уровне близкому к 50 на 50.

Данный эксперимент очень любим психологами, чтобы объяснять, что чувство справедливости имеет биологическую природу (есть схожий эксперимент с двумя обезьянами, которых заставляют давать камешки, а взамен дают бананы. Уровень обмена камешек на бананов серьезно отличается у двух обезьян, которые друг друга видят, и той, которой за тот же объем камней дают меньше бананов прекращает приносить камни).

Ультиматум показвывает схожие результаты во всех странах и пропорции начинают меняться только если начать предлагать большие суммы денег. Если предложить $10000, то от тысячи люди не отказываются (если они не супер-богатые).

Однако есть один вариант игры, которые дает серьезные искажения, но о котором почти нигде не написано. Один профессор психологии провел игру в Ультиматум, но сказал, что он будет делить студентов на первых и вторых в зависимости от успеваемости. "Умные студенты" будут предлагать, а "глупые" студенты - соглашаться или нет. (На самом деле, группа была разделена по рандому). Неожиданно "умные" студенты начали предлагать намного меньше, потому что им казалось, что они эти деньги заслуживают больше. А "глупые" часто шли у них на поводу.

Самое интересное, что то же самое искажение мы видим в бизнес мире. К примеру, документально известно, что вклад CEO компаний в успех составляет от 4 до 10%. Статистически значимо, но не критично. Однако вознаграждение CEO растет темпами, которые не только превышают рост зарплаты других сотрудников, но и рост доходов компаний. Рост вознаграждений CEO в америке превышает рост ВВП в несколько раз уже не одно десятилетие (если я правильно помню, вознаграждение CEO растет более чем на 8% в год, ВВП США в среднем росли на 3-3.5%, рост доходов компаний был 6-6.5%).

Причем, интересно, что американские CEO оплачиваются НАМНОГО лучше, чем CEO в Германии, к примеру. Все попытки доказать, что американские CEO лучше - провалились. Вернее цифры вроде бы есть, но они не сходятся. К примеру в 1981 году всего три компании в США на фондовом рынке сделали то, что называется restate earinings - были вынуждены пересмотреть доходы за предыдущий год (как правило всегда в сторону понижения). После пика 2000 года эта цифра подпрыгнула до 1500. Другими словами, значительная часть компаний врала про свои доходы. И, кстати, продолжает врать.

Есть неоспоримые доказательства того, что очень большое количество американских компаний врет про свои доходы. Богл в своем Battle For The Soul Of Capitalism приводил такие цифры. Когда проанализировали данные за последние 10 лет, то 65% stated earnings были в пределах +/-1 цент от earnings guidance на акцию. Другими словами - американцы были чуть ли не провидцами. Бизнес - безумно сложная и непредсказуемая штука. Вы не знаете, столько заработаете за квартал, я не знаю, иностранные компании не знают, но американцы каким-то магическим образом знают.

Ларчик, разумеется, просто открывается - это обычная "креативная бухгалтерия". К примеру, вы объявляете, что на вас подают в суд (что в США часто) и открываете settlement fund на 500 миллионов долларов. Это все списывается, как одновременная трата. Потом у вас проседают доходы. Вы говорите, что пересмотрели свой settlement fund и вам хватит 400 миллионов. 100 миллионов вы теперь записываете в доходы. Теперь вы заработали ту сумму, которая нужна.

Или еще более популярная махинация - pension funds. У значительного количества американских компаний есть пенсионные обязательства. Пенсионные деньги вкладываются в рынок, где они приносят доход, к примеру 6%. Бухгалтер пишет, что рынок растет и вы ожидаете среднесрочного роста в 10% в год в течении следующих десяти лет. Это значит, что вы теперь не обязаны (как работодатель) финансировать пенсионный фонд в размере 1 миллиарда в год, а достаточно, к примру 600 миллионов. Фантомные $400 миллионов теперь записываются как РЕАЛЬНЫЙ РОСТ ДОХОДА КОМПАНИИ.

Это все фикция, деньги из воздуха не беруться, поэтому по прошествии времени так много американских компаний (если сравнивать с зарубежными) вынуждены restate income.

Но я отвлекся, хрен с ними, с американцами. Давайте про самих себя. Почему люди с MBA требуют зарплаты в 100К баксов в год и выше в России? Это типичное искажение игры Ультиматум. Как и в случае со студентами, общество или медиа говорит, что люди с MBA - они лучше и достойнее (хотя фактов, подтверждающих это нет). Соответственно, при дележе пирога им кажется, что они заслужили больше. И пока все в это верят, так оно и есть. Подумайте, к примеру, почему выпускники с экономического факультета получают мало, а с финансового - много? Почему финансы лучше вознаграждаются лучше, чем бухгалтерия? Вроде же один хрен? Бухгалтерам, кстати, платят достойно, но никто не мечтает стать бухгалтером - все мечтают стать финансистами.

Существующая ситуация с работой в России уникальная. Недавно мне предлагали пост на 5 тысяч баксов в месяц в Калининграде, но я отказался, правда не по денежным причинам (московский эквивалент был бы в несколько раз выше). Совладелец фирмы горько поведал мне, что все вообще оборзели. Люди просят много денег, а сами нихера не умеют делать. Найти нормального работника становится нереально (так оно и есть). В журналах пишут, что это потому что "на рынке мало специалистов и за ними идет охота".

Херня все это. Рынок занят мифотворчеством, игрой в Ультиматум и открытым блефом. Бесконечно получать больше денег, чем они заслуживают люди не могут - не важно кто ты, слесарь по металлообработке или "вице президент по стратегическим направлениям". Рано или поздно, мы должны увидеть крушение системы и в США и в России. Короче, будет интересно.

Мужикам на заметку - Жена в командировке или Остаться в живых, Движение за DoFollow.

Спонсор месяца - #1 Online pharmacy affiliate program!

30 Comments:

Blogger koska said...

Классный пост. Про "ультиматум" - вообще в десятку.

Кстати, по этой причине все примеры с применением теории игр в управлении - фантики. Потому что теория предполагает рациональный выбор и равные положения игроков и их знания, а в жизни и поведение людей иррационально, и обстоятельства у всех свои, и знает кое-кто побольше остальных

Про МВА тоже полностью соглашусь. Правда, как-то довелось на эту тему пообщаться с одним непубличным человеком, который создал и руководит одной из известных компаний на укр. рынке чая. Он сказал, что ему программа МВА реально помогла систематилизовать знания и закрыть многие пробелы. НО! Он прошел МВА уже в статусе успешного бизнесмена и ТОП менеджера с почти 15-летним стажем.
Стоимость МВА на отечественном рынке труда явно переоценена.

А вот по поводу дефициита специалистов не соглашусь. Он есть, и проблема с каждым годом обостряется. Тут вопрос не в пузыре, а в реальном дефиците предложения действительно хороших специалистов. Более того, хотя это активно и не обсуждается, но через 7-8 лет рынок труда ожидают сложные времена. Чтобы понять почему, нужно посмотреть на демографические данные последних 15 лет...

2:57 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Я неверно выразился - дефицит специалистов есть практически всегда (за исключением рецессий, когда многие теряют работу). Дело в том, что под шумок дефицитов специалистов растут зарплаты людей, которые делают вид, что они специалисты, но таковыми не являются.

3:02 AM  
Anonymous Anonymous said...

Кстати помнится ещё Чичваркин писал что не понимает нахер нужны MBA в Евросети, токо денег им отстёгивай...

3:02 AM  
Anonymous Anonymous said...

Крушение? Вы Дима погорячились. Кризис будет и не один, как без них. А насчет крушения - врядли.

Посмотрим в прошлое лет на 200. Тогда было дворянство - большей частью куча бездельников, которые получали ключевые посты во всех структурах потому что у них видите ли кровь благородная. Крушением это кончилось только в России, и то - по сути очень скоро все вернулось на круги своя - вместо аристократии возникла номенклатура.

И потом - что реально может заменить эту систему? Кто ее будет заменять? Как это произойдет?

Для примера можете рассмотреть крах доткомов - по сути это была генеральная репитиция краха современной штатовской экономики. Но что изменилось с тех пор?

Ровным счетом ничего.

3:05 AM  
Anonymous Anonymous said...

Это игра, но односторонняя, всё равно корпорации правят миром и задают правила этой игры. Ведь единственный серьезный мотиватор для рядовых сотрудников это деньги, для компаний деньги - это бумажки, которые в общем-то ничего не стоят, корпорации готовы отдавать их больше, за то что люди будут сильнее мотивированы.

Теряет в этом случае, безусловно, система в целом. И она должна рухнуть, потому что деньги уже дискредитированы для широких масс, доверие к ним потеряно, и люди всё больше и больше ценят независимость, чем желание вкусно пожрать.

4:28 AM  
Anonymous Anonymous said...

Точно также и на жилье цены летят вверх.

5:32 AM  
Blogger Сашка said...

Согласен с алексом, крушения не будет.

Цена зависит не от себестоимости, а от того, сколько рынок готов платить за товар (в данном случае за специалистов).

Мой знакомый (довольно успешный предприниматель) на МБА ходил для того, чтобы найти клиентов среди студентов.

5:49 AM  
Blogger Georgy Bolyuba said...

Существующая ситуация с работой в России уникальная.

В чем уникальность? В том, что в России много job-hopper'ов и MBA, которые хотят много только потому что они этого хотят? А в остальном мире не так?

5:52 AM  
Blogger Вадим said...

Причин почему CEO платят много множество, хотелось бы посмотреть на графики, которые в книги, интересно проанализировать. Но рост доходов компании - это не всегда главная задача CEO. Есть преусловутая "агентская проблема" и акционеры после скандалов с Enron и др. компаниями просто боятся, что директор при маленькой зарплате начнет воровать по-крупному и разорит в итоге вообще всю компанию. Во-вторых связи и репутация, стоит дорого. В-третьих, нагрузка большая. Ну, и не знаю как в США, но в России ген. директор несет полную уголовную ответственность за все что наделает фирма. И в случае чего ему сидеть за решеткой.

6:28 AM  
Anonymous Anonymous said...

спасибо, не ожидал, что ты всем это расскажешь :)

7:36 AM  
Blogger Tur said...

Насчет того, что "ультиматум" оспаривает рациональность человека не согласен. Вопрос о рациональности человека вообще щекотливая тема которую многие просто воспринимают на веру. Во первых выбор практически всегда связан с издержками и 10$ из 100 просто позволила бросить их в морду дразнившемуся, что кстати подтверждается изменением поведения при более крупных суммах. Во - вторых в кругах профессионалов давно известна теория Саймона, который был и экономистом и психологом. Он определяет рациональность как феномен обучения индивида, т.е. рациональность увеличивается по мере накопления опыта взаимодействия с объектом внешнего мира. Так что на третий-пятый раз возможно студент взял бы и 10 баксов. И потом почему все забывают про цели которые преследует экономическая персона, какова система ценностей этого студента один маму продаст за 10 баксов, а другой морду набьет за оскорбление. Рациональность как раз и проявляется в непротиворечивости поведения собственным целям и умении объективно оценить ситуации(поправка -см. теорию Саймона).
По поводу дефицита специалистов. Лично мое субъективное мнение - квалифицированные кадры это проблема. У меня порой в голове не укладывается, как мой человек сумел сделать такое дерьмо. И я не одинок предприниматели часто жалуются на способности своих кадров. Согласен с тобой Дима, что цену набивают - скрываются за нормативами за стандартами, умными фразами. Система позволяет. Но я уверен в том что не рухнет она еще очень долго. Мы жизнь проживем в такой системе это точно. Она нашла свое равновесное состояние и то что она такая не прихоть одного человека - это объективная реальность.

12:20 PM  
Blogger Дмитрий Тимохов said...

>Бухгалтерам, кстати, платят
>достойно, но никто не мечтает
>стать бухгалтером - все мечтают
>стать финансистами.

Прокомментировать хочу вот это.

Суть то простая - бухгалтер считает то, что есть, тогда как финансист добывает НОВЫЕ бабки на проекты.

Обе деятельности полезны, но вторая реально ближе к бизнесу. Потенциально она МОЖЕТ оказаться более полезна бизнесу при талантах сотрудника.

Т.е. резюм:
1) Плохой бухгалтер может всех подставить - налоги посчитает криво, например.
2) Хороший бухгалтер будет хорошо работать - как будто его и нет вовсе: в Багдаде все спокойно.
3) Плохой финансист не найдет дешевые деньги - ну и фиг, найдет дорогие.
4) Хороший фининсист может очень хорошо помочь бизнесу - найти дешевые деньги, существенно снижающие будущую цену заемного капитала.

ЗЫ И потом, не забываейте - главбух может сесть вместе с генеральным, а фининсист - нет :)

12:49 PM  
Blogger Дмитрий Тимохов said...

Навеяло описанным экспериментом.

Мож не в тему, но меня в свое время поразил следующий *легальный* в некоторых странах бизнес-трюк. Интересно с психологической точки зрения. Назвается это действо "Сделка револьвер".

(он работает, в частности, на Кипре).

Есть у меня, допустим совместный бизнес с Давыдовым - 50 на 50. Я ему и говорю без предварительных договоренностей - типа покупаю твою часть за 10лимонов по сделке Револьвер. У него есть всего ДВА варианта:
1. Продать.
2. Отказаться, но тогда Давыдов ОБЯЗАН купить, а я ОБЯЗАН продать ему свою часть за эти 10 лимонов.

Дмитрий, интересно, а в Америке подобные схемы есть?

1:05 PM  
Anonymous Anonymous said...

Интересно, почему рост зарплаты CEO должен сравниваться с ВВП страны? Потому что модно? А почему не с ростом рождаемости?

Допустим, люди с MBA зарабатывают на воздухе, а заработок на блогах чем лучше? Везде же пузыри.

Так в чем мораль поста? :)

1:30 PM  
Anonymous Anonymous said...

Т.е если CEO увеличил оборот компании в 2 раза, прибыль в 1.5 раза, его зарплата должна увеличиться на 3% (рост ВВП США)?

Обратите внимание, что при росте скажем в 3% ВВП, цены на одни товары растут на 20%, другие падают на 30%.

Следуя логике поста, все в мире должно меняться на 3%

Может закон спроса-предложения больше подходит?

1:44 PM  
Anonymous Anonymous said...

Да всегда были люди, которые хотели получать много за ничего. Проблема не в этом. Проблема в том, что таких людей допускают к власти. Как пример слова одного знакомого дядьки, который в своей отрасли проработал мочень много лет: "эти манагеры с высшим гуманитарным из масквы ничего не смыслят в технологии производства, особенно на местах, но при этом приказывают нам, как надо делать. Работать не дают нормальным людям." Ну и как следствие, это приводит к повальному вспоминанию и изобретанию способов обмана начальства.

5:13 PM  
Anonymous Anonymous said...

Такая психология у американцев, и ничего не поделаешь с этим. Поэтому чтобы увеличить свои зарплаты, люди паралельно получают MBA. Чего и вам всем желаю, пока не случался крах MBA дот комов.

11:06 PM  
Blogger Andrei said...

Привет. Я сейчас подрабатываю, и мне кажется, что мне переплачивают.

Но! Несмотря на то, что спецом на самом деле я не являюсь. Они (работодатели) не нашли других специалистов. Т.е. на рынке реальный дефицит кадров. А я взялся. Работаю по принципу - разбираюсь сам, и не даю никаких гарантий.

11:40 PM  
Blogger UncommonBusiness said...

TDA - ты знаешь, что есть такая наука, арифметика называется? Зарплаты должны платиться из того, что зарабатывает компания, понятен тебе этот момент? Если компания не зарабатывают, а зарплаты платятся, то рано или поздно деньги кончатся и всем кают. Теперь смотри - заработки компании растут по 6-6.5% в год (и есть вероятность, что значительная часть этого роста - очковтирательство). Доходы CEO растут по 8% в год. И это реальные траты из бухгалтерии. То есть каждый год, CEO отжимает себе все больше и больше денег. Долго это может продолжаться?

Теперь второй момент - опционы. Американский рынок никуда не растет уже почти восемь лет. До этого был пузырь, который лопнул. По результатам этого пузыря по опционам начальству были заплачены огромные суммы. Что случилось после падения - забрали ли у них деньги? Нет не забрали. Вопрос - кто оплатил эти опционы? Ответ - ДЕРЖАТЕЛИ АКЦИЙ. Это вообще абсурдный сценарий.

Если ты дружешь с математикой, тебе должно быть понятна абсурдность всей ситуации.

Причем тут ВВП - ВВП это широкий индикатор экономики. Очень странно, когда экономика вообще растет по 3 процента, а акции публичных компаний в США за 17 лет (до краха) выросли в 11 раз. Как такое может быть? Ответ - такого не может быть - это тупой пузырь из-за ликвидности. Мы видели этот крах в телекомах и доткомах, увидим и в остальном.

Сходи на рынок, купи учебник арифметики - немного скучноват, картинок мало, но реально полезная штука.

12:10 AM  
Blogger Andrei said...

Аноним:
деньги уже дискредитированы для широких масс, доверие к ним потеряно, и люди всё больше и больше ценят независимость, чем желание вкусно пожрать.

Это быстро проходит. Достаточно полгода не платить з/п и всё вернется на круги своя.

12:39 AM  
Anonymous Anonymous said...

Andrei
"Это быстро проходит. Достаточно полгода не платить з/п и всё вернется на круги своя."

Достаточно начать платить немного меньше и очень многие перестанут работать, забьют на свои мечты купить новый форд-фокус, уедут к бабке в деревню коров пасти. В этом загвоздка обесценивания денег.

2:42 AM  
Blogger Михаил Скорик said...

2 Dmitry Davydov [...]
Может еще 'бройлерные менеджеры' получают больше потому, что - должен же быть какой-то естественный восходящий ландшафт уровней зарплат... от простых муравьев к нев*бенным цифрам CEO ;-)

2 Дмитрий Тимохов [...]Назвается это действо "Сделка револьвер"[...]

херня какая-то.. доля объективно может стоить меньше 10лимонов (и купить выгодно), но я ведь могу эти десять лимонов и не иметь (в кэше разумеется) и потому физически купить не смогу. И почему я должен тогда продавать свою долю??

5:48 AM  
Anonymous Anonymous said...

Что-то вы лишку хватили с процессом формирования прибыли (т.е. отчетности)
То, что вы описываете – про резервы на суд, про пенсионные фонды – ваша личная фантазия (либо фантазия вашего источника информации). Все не так-то просто.
Если компания публичная (а только прибыль публичной компании влияет на внешних юзеров, у не публичной – прибыль/убыток - личное дело собственника), так вот если компания публичная, то ее отчетность должна быть подтверждена аудиторами. А требования к аудиту и к раскрытию информации на много жестче стали после Enron-а. И SEC не дремлет.
И принцип консервативности никуда не делся. Аудитор нынче не подпишет отчетность если не будет уверен на 99% что сумма расходов не занижена на материальную сумму.

To koska
Про МВА – так во всем мире МВА получают люди только с опытом работы на руководящих позициях, а не безусые студенты. Только в таком случае это будет эффективным вложением денег.

11:58 PM  
Anonymous Anonymous said...

И про опционы вы Дмитрий что-то напутали...
При получении опциона (в обльшинстве случаев) CEO становится совладельцем бизнеса, тем самы ДЕРЖАТЕЛЕМ АКЦИЙ. И потому опционы выдают и пользуются популярностью, что это самый верный способ мотивировать к хорошей работе...
И про важность CEO... Вспомните притчу про стадо баранов воглаве со львом, и стадо ливов во главе с бараном...
вот и все пестня...

12:10 AM  
Anonymous MBA Москва said...

Было интересно почитать как статью, так и коменты. Согласен с первым комментарием касательно ситуации на рынке труда лет через 5-10, будет крайне непростое время..

3:57 AM  
Anonymous MBA программа said...

Интересное обсуждение) Да, люди с MBA зачастую получают больше. С другой стороны, они ведь получили действительно очень качественное образование

1:38 AM  
Anonymous GMAT online said...

Классный пост! Спасибо!

2:18 AM  
Anonymous Michael said...

Хорошая аналитика. Вот касательно этого вопроса, почему MBA так ценится, можно тут ещё почитать - http://www.mbastrategy.ru/mba-program/

1:36 AM  
Anonymous TOEFL said...

Спасибо вам большое!)

1:45 AM  
Anonymous IELTS said...

Очень толковый пост! Спасибо большое!)

7:16 AM  

Post a Comment

<< Home