Tuesday, December 07, 2010

Фалуди

Есть интересная книга Сьюзан Фалуди - Stiffed: The Betrayal Of American Man. Сyдя по тому, как название перевели в Википедии, она на русский никогда не переводилась.

В США (как же и в России) достаточно часто говорят о "мужском кризисе" примерно с тем же нарративом - во всем виноваты феминистки, мальчиков воспитывают по-бабски и так далее и тому подобное. Однако она достаточно точно и подробно описывает экономические изменения в США, которые привели к "мужскому кризису" значительно больше, нежели зловредные феминистки и мамочки, неверно воспитывающие сыновей.

Если раньше в США мужчина, квалифицированный рабочий, получал достаточно денег, чтобы самостоятельно обеспечивать семью (купив при этом дом), то начиная с 70-х годов зарплаты рабочих начали снижаться, а эти работы уплывать из США. Тогда же начался массовый приход женщин на рабочие места и семья с двумя работающими супругами стала нормой, а не исключением, что значительно изменило баланс "сил".

Разумеется, способ заработать много оставался, однако не в таких "мужских" профессиях, как раньше - потому что риэлторы, менеджеры и брокеры это все таки не "пожарные и полицейские". Если честным пожарным и полицейским быть несложно, то быть честным брокером и при этом успешным - сложновато. Надо все-таки как-то впаривать людям акции, потому что ты живешь за счет коммиссии - чем чаще люди покупают и продают, тем больше денег ты зарабатываешь. При этом общество (в лице рекламодателей) постоянно говорило - ты успешный мужчина, если у тебя такая машина и такая одежда, тебе нужно столько-то денег и еще желательно яхту.

В результате развивался когнитивный диссонанс и чувство ущербности, которое потом же монетизировалось за счет "игр в мужчины" - Фалуди, если я все правильно помню, не пишет про "мужские тренинги", хотя они именно из этой категории, но она пишет про популярность боев без правил (как зрительского спорта), фильмов про Рэмбо и разного рода пикаперских клубов, вернее их предтечи - Spur Posse (которые соревновались в том, кто переспит с как можно большим количеством малолеток, даже если девочке 10 лет).

Сама Фалуди описывает свою книгу одним предложением примерно так - что американские мужчины пытаются соответствовать "мужскому идеалу", которое есть в обществе, однако само общество "предало" мужчин.

Я вспомнил эту книгу из-за комментариев и из-за недавнего разговора со своим другом. Он мне рассказал о том, что его жене предложили возглавить отдел с зарплатой, если я не ошибаюсь, 70 тысяч рублей. Сам этот друг во многом общественный "эталон" мужского поведения - его профессия "родину защищать". Он отучился в училище, заключил контракт, ему присвоили уже третье звание, владеет всеми видами оружия, физподготовка и нормативы обязательно надо сдавать, всегда чисто выбрит, ботинки начищены и т.п. И платят ему по военным меркам прилично, что-то около тридцатки в месяц.

И я попытался представить себя на его месте - как реагировать на это. Можно порадоваться, что семейный бюджет растет. Однако с другой стороны может и возникнуть чувство ущербности (хотя ты каждый день ходил на службу, выезжал на учения и так далее). Как так - жена больше меня зарабатывает? Вроде как мужчина всегда добытчик в семье, а если это не я, то кто я тогда?

Мне кажется, что у многих мужчин есть чувство внутренней ущербности по той или иной причине. К примеру, нет машины или машина говеная - а девушки смотрят на машины. Или человек физически не силен. Или все есть, но ныняшняя или прошлая девушка не зависят от тебя в достаточной степени, а потому нет такого для многих желанного чувства, что ты главный и ты решаешь, а твоя партнерша это в некотором смысле твоя собственность - как собака, к примеру - то есть независимое, вроде, существо, но которая полностью тобой контролируется.

И, разумеется, это чувство ущербности можно коммерчески эксплуатировать, как и вообще чувство того, что ты не контролируешь все в своей жизни (не случайно почти все тренинги просят написать свои цели, даже мелкие, потому что потом, вычеркивая эти самые сделанные вещи, у человека возникает иллюзия того, что наконец-то он взял свою судьбу в руки и сам теперь ее вершит).

P.S. Вот хвалебная рецензия Фалуди на фильм Бойцовский Клуб, где она пересказывает свои мысли.

Beneath the Violent Surface of the Controversial Film `Fight Club' is a

Surprising Message About how to be a Man Today

By Susan Faludi

In movies, as sometimes in life, the most extreme stories can crystallize our everyday experience and speak to a common pain. In 1991, "Thelma & Louise" did that for women. Women who had never been nearly raped or had the desire to blow up a gasoline truck with a handgun or become a martyr by driving off the Grand Canyon in a turquoise Thunderbird took the drama of the distaff desperadoes to be their story and made it an anthem, a consciousness-raising buddy comedy.

Last week another consciousness-raising buddy movie hit the screen. It's already provoked post-Columbine outrage for its orgiastic violence, relentless brutality and bomb recipes. But if it sometimes runs as red as "Reservoir Dogs," "Fight Club" might be better perceived as a Goth "Thelma & Louise," and not only because it features a gunplay plot and Brad Pitt as the stud prince. It's an incisive gender drama.

Men striking back in the gender wars is a theme all through the media these days -- from the leering Maxim magazine to pay-per-view ultimate-fighting tournaments -- but men are rarely elevated by all the attention. The shows championing men typically champion the right to act boorish and portray men as farting wankers in a sniggering frat pack. (Witness Comedy Central's "The Man Show," where flatulence seems to be the sine qua non of male identity.)

That's where "Fight Club" is an important departure. Men will recognize that this film is not just about an alienated young flunky named Jack (Edward Norton) who joins a secret club of guys, all trying to reclaim their manhood through bare-knuckled mano a mano. Behind the extremities of his character is the modern male predicament: he's fatherless, trapped in a cubicle in an anonymous corporate job, trying to glean an identity from Ikea brochures, entertainment magazines and self-help gatherings. Jack traverses a barren landscape familiar to many men who must contend with a world stripped of socially useful male roles and saturated with commercial images of masculinity. "We are the middle children of history," his doppelganger doppelgänger Psychiatry A delusion that a double of a person or place exists elsewhere; it is related to other defects in recognition and suggests organic disease in the nondominant parietal lobe. See Depersonalization disorder, Schizophrenia. , Tyler Durden (Pitt), says, "with no purpose or place. We have no great war, no great depression ... We have been raised by television to believe that we'll be millionaires and movie gods and rock stars -- but we won't ... And we're very, very pissed off."

This realization is finally striking Hollywood -- "Fight Club" could be seen as a savagely violent reprise of "American Beauty," in which another corporate male conformist rebels, quitting his job and thumbing his nose at his image-obsessed wife. But "Fight Club" delves deeper for a response. That response goes off the rails with the anarchic "Project Mayhem" plot to blow up credit-card companies and coffee franchises but rights itself with the revelation that the real battle for men is a battle within. For men who are offered fewer and fewer meaningful occupations, beating each other up may seem like the one thing guys can still do well. But ultimately Jack finds that violence leads him nowhere. In an image-conscious world, violence becomes just another celebrated affectation.

Given that, what kind of revolt can men mount to a culture that has betrayed them? The film offers an insightful and, in spite of its gory phantasmagoria, convincing proposal, evident in contrast to "Thelma & Louise."

When Thelma put down her hair dryer and picked up her handgun, she knew where to aim. The women wielded their Project Mayhem against patriarchy, against the clear advancing line of uniformed men in the film's final showdown. The problem for Jack in "Fight Club," as for men in real society, is that their revolution is necessarily intramural. When Jack tries to strike out at his boss, he hits himself in the face.

Diagnosing that dilemma is "Fight Club's" success. In the long run it renounces even the violence its lead character is drawn to, and renounces the adolescent fraternity that so much of men's media seems unable to escape. When Jack sends the boys away in the final scene, and throws his lot in with the defiant, if deviant, woman he's been afraid to court, he seems poised finally to begin life as an adult man. Director David Fincher called his film "a coming-of-age story about choosing a path to maturity." For men facing an increasingly hollow, consumerized world, that path lies not in conquering women but in uniting with them against the hollowness. In that way, for all its chaotic darkness, "Fight Club" ends up as a quasi-feminist tale, seen through masculine eyes. In "Thelma & Louise," the one cop who understands the women's struggle fails in the end to save them, and the two women holding hands career off the cliff. In "Fight Club," the man and the woman clasp hands in what could be a mutual redemption.

3 Comments:

Anonymous 36 said...

Given that, what kind of revolt can men mount to a culture that has betrayed them? \ в чем заключается "предательство мира"? не понимаю,правда.

For men facing an increasingly hollow, consumerized world, that path lies not in conquering women but in uniting with them against the hollowness. \ объединись с одной пустотой чтобы бороться с другой.
или не так, женатый человек?

4:56 PM  
Anonymous Алексей said...

Если жена зарабатывает больше, то может есть повод для того, чтобы заняться чем-то другим?!

12:52 PM  
Anonymous Anonymous said...

Нас предали...

8:32 AM  

Post a Comment

<< Home