Афтар Жжот
Первое время капитализм, как и коммунизм, претендовали на то, что они являются справедливыми системами социального устройства. Утверждалось, к примеру, что капитализм вознаграждает людей согласно их усилиям. Было совершенно не важно, что твой папа не английский лорд, ведь в капитализме любой человек, если будет трудиться, может сам собственными усилиями и трудом (в теории, разумеется) стать таким же богатым, как и лорд. Коммунизм, в свою очередь, предендовал на справедливость социального устройства, потому что в этой системе один человек (опять же в теории) не эксплуатировал другого, поэтому и не возникало тех несправедливостей, что при капитализме, когда труд одних присваивался другими.
Надо понимать, что ни всеобщее равенство (идеальный коммунизм), ни обоснованное или заслуженное неравенство (идеальный капитализм) не является естественными сами по себе или же гарантией свободы. На самом деле человеку очень некомфортно в социальной системе, которая не имеет какой либо понятной и приемлимой для него моральной основы. Все разговоры о свободе или несвободе тут бессмысленны, потому что человек будет считать себя свободным или несвободным исключительно на основе того, совпадает ли существующая система социального устройства с его представлениями о справедливости. Так, советские люди ощущали себя совершенно свободными людьми, несмотря на огромное количество ограничений и запретов. Несвободой тяготились диссиденты и последнее поколение молодых людей, которые перестали верить в коммунизм. Аналогичным образом на западе роль старых коммунистов играют либертарианцы, которые строют идеальное общество через свой (частный) Гулаг. Уберите государство, дайте возможность нанимать детей, платить меньше навязанной государством минимальной зарплаты, "свободу" заставлять работников работать не 40 часов в неделю, а больше (без оплаты сверхурочных, разумеется), не иметь перед работниками никаких социальных обязательств - и в их глазах они построили самое свободное общество, которое только возможно. Вот только дети этих новых старых коммунистов (либертарианцев) называют такую систему "рабство на зарплате" и испытвают по этой системе такой же энтузиазм, как молодежь коммунистических стран перед крахом советского блока.
Надо понимать, что ни всеобщее равенство (идеальный коммунизм), ни обоснованное или заслуженное неравенство (идеальный капитализм) не является естественными сами по себе или же гарантией свободы. На самом деле человеку очень некомфортно в социальной системе, которая не имеет какой либо понятной и приемлимой для него моральной основы. Все разговоры о свободе или несвободе тут бессмысленны, потому что человек будет считать себя свободным или несвободным исключительно на основе того, совпадает ли существующая система социального устройства с его представлениями о справедливости. Так, советские люди ощущали себя совершенно свободными людьми, несмотря на огромное количество ограничений и запретов. Несвободой тяготились диссиденты и последнее поколение молодых людей, которые перестали верить в коммунизм. Аналогичным образом на западе роль старых коммунистов играют либертарианцы, которые строют идеальное общество через свой (частный) Гулаг. Уберите государство, дайте возможность нанимать детей, платить меньше навязанной государством минимальной зарплаты, "свободу" заставлять работников работать не 40 часов в неделю, а больше (без оплаты сверхурочных, разумеется), не иметь перед работниками никаких социальных обязательств - и в их глазах они построили самое свободное общество, которое только возможно. Вот только дети этих новых старых коммунистов (либертарианцев) называют такую систему "рабство на зарплате" и испытвают по этой системе такой же энтузиазм, как молодежь коммунистических стран перед крахом советского блока.
0 Comments:
Post a Comment
<< Home