Sunday, June 05, 2011

Экспертное воспитание детей

Спонсор месяца - ВотИменно.Ру

Продолжаю читать книгу Барбары Эренрайх For Her Own Good, посвяшенную индустрии экспертных советов женщинам. Книга продолжает радовать неожиданными поворотами и я получаю полный кайф от главы, которая объясняет, откуда есть пошла "детская проблема".

Начинается все со Стэнли Холла, американского теолога, который стал отцом американской психологии (что неудивительно, ибо психология это форма секулярной религии). Холл был потрясяющим мракобесом и сциентистом, который разговаривал с 6-и летними детьми, как со взрослыми с целью провести инвентаризацию мозга ребенка.

Именно тогда (в конце 1800-х) появилась идея того, что воспитание детей должно быть научным предметом. Холл выступал на национальном конгрессе женщин и вещал о "научном материнстве". Ребенка в то время рассматривали как пластилин, в том смысле, что считалось, что участь ребенка находится полностью в руках родителях - каким ты его воспитаешь, таким он и будет. "Научное материнство" должно было привести к "более благородной расе, альтруистическому человечеству, избавлению от пьянства, преступности, приютов для душевнобольных", так как все эти проблемы, ясное дело, из-за неправильного воспитания. Материнство и роль женщины, таким образом, повышается на особый уровень, так как именно от матери зависит будущее страны.

Однако не все считали, что женщинам по силам справиться с "научным воспитанием детей". Доктор Хольт, бенджаминспок 19-го века, задавался справедливым, как ему казалось вопросом - "если человек хочет вырастить лучшее зерно или овощи, лучший скот или лошадей, он должен восвятить себя изучению условий, которые делают это все возможным. Если у него есть сомнения, он может обратиться в департамень сельского хозяйтсва в Вашингтоне, где ему предоставят результаты научных работ экспертов в этой области, проведенные под присмотром правительства. Однако любовь матери и ее инстинкты рассматриваются, как достаточные знания для воспитания ребенка".

Таким образом появилось две школы - первая была женской. Женщины, "научные матери", избавят человечества от всех проблем через правильное воспитание. Вторая школа была мужской. Так как женщины тогда не были в науке, то они не могли научно мыслить и заниматься наукой. Наукой о воспитании детей, таким образом, должны заняться мужчины, которые будут развивать эту науку, а женщинам надо будет просто следовать ее советом. Проблема заключалась в том, что мужчины эксперты, понятное дело, не имели никакого опыта в воспитании детей, однако, с другой стороны, зачем он нужен, если ребенок - пластилин? Достаточно сформулировать то, что нам хочется и сказать женщинам, что нужно делать, чтобы это получить.

Первый совет, который почему-то живет до сих пор, это важность "регулярности". Для того, чтобы воспитать достойного члена общества, который будет вовремя приходить на работу и делать то, что надо, надо с самого детства эту самую "регулярность" и воспитывать. Еда, сон и туалет - все должно быть строго по расписанию. Таким образом ребенок привыкнет к дисциплине и вырастит усердным рабочим.

Так как впоследствии победила "мужская" модель (до сих пор, кстати, большинство экспертов по воспитанию ребенка, включая грудных младенцев - мужчины, как правило, педиатры), то женщинам давались просто потрясающие советы (опять же, основанные на том, что детское воспитание определяет взрослую жизнь). Вот один пример.

Доктор Винфилд Холл - поедание чего-либо, потому что это вкусно, удовлетворяет человеческие чувства. Женщины, если вы будете давать ребенку еду или питье, которые приносят удовольствие, что вы будете делать пятнадцать лет спустя, когда примитивные позывы попадут в кровь молодого человека и он будет смотреть налево и направо, что бы получить удовольствия?

Второй потрясяющий мракобесный персонаж того же периода, это основтель бихевиоризма Джон Уотсон. Он довел идею регулярности и натренированности ребенка до абсурда. Идеальный ребенок, согласно Уотсону, это тот, который больше не плачет, когда его колят иголкой. Это сделает ребенка в будущем стоиком, который будет достойно проходить все невзгоды жизни. Уотсон не был уверен, что детей вообще нужно воспитывать в семьях, потому что он был уверен, что в групповых домах можно создать условия для научного воспитания (эксперимент, впоследсвтии воплощенный в Германии с провальными результатами), который будет выдавать большее лучших детей.

Уотсон запрещал матерям обнимать и целовать своих детей. Он относился к детям, как к мини-взрослым, поэтому дети должны были одеваться, как взрослые. Взрослые не сидят на коленях друг у друга, поэтому и детям не должно это позволяться.

В общем, в книге много классных примеров и самое смешное вот что. Несмотря на то, что иголкой колоть ребенка никто не советует больше для воспитания характера, и женская модель (трансформировавщаяся в Колыбельки-Рожаны) и мужская (Комаровские-Курпатовы) "правильного воспитания" продолжают существовать. Даже мракобесные "открытия" того времени "как женщина может воспитать мужчину, если она не мужчина - никак - но женщины воспитывают мальчиков - все проблемы от того, что женщины воспитывают мальчиков - если мы хотим спасти наших мальчиков, надо их оградить от влияния матерей" до сих пор регулярно повторяются на полном серьезе.

В общем, хорошая, годная в целом книга.

P.S. Еще хорошие выступления Эренрайх на другие, но смежные темы



http://www.c-spanvideo.org/program/196400-1



Спонсор месяца - ВотИменно.Ру

0 Comments:

Post a Comment

<< Home