Saturday, August 04, 2007

Экономика Таланта Или Креативное Крепостничество?

Спонсор месяца - Истории о том, как можно спускать все деньги на путешествия по свету.

"Мы живем в эпоху экономики таланта", "компании конкурируют за талант", "капитал пляшет под дудку двух лысых шведских педиков" - этим "талантливым нонсенсом" нас изрядно кормит деловая литература и "дурналистика" (жаль, что не я слово придумал). Между тем братцы, "экономика талантов" это отнюдь не безобидная штука.

Я люблю наблюдать за панками. Панки придумали такое детски-наивное движение DIY (do it yourself). Типа, когда все делаешь сам. Сам записываешь, сам фоткаешь, сам дизайнишь кавер, сам печатаешь сидюки и сам и продаешь. Все сам.

DIY, по большому счету, оказался мертворожденным и быстро обыдлятился, как и многое в панке. Многих панкам больше интересно обсирать чужую (но более качественную) музыку, потому что запись студийная, фотографии профессиональные (да еще и постановочные), с лейблом подписан контракт, и вообще на концерт за портвейн не пускают больше. Поэтому это сэлауты, которые не достойны носить гордое имя панков.

Естественно, и дураку понятно, что DIY - это просто отмаз, чтобы самому выпускать низкокачественное говно, но утешать себя, что ты лучше Наива, потому что у Наива есть клип на МТВ, а ты свою душу корпоративному дьяволу не продал (хотя как-то неудачно я привел Наив, как пример хорошего панка, Наив говно еще то).

Но панки поставили интересный и правильный вопрос - а что если ты ПО НАСТОЯЩЕМУ ТАЛАНТЛИВ?

Согласно корпоративной мифологии, ты достаешь дудку, капиталисты под нее пляшут и резко начинают конкурировать между собой. Но, как точно подметил Сет Годин the people who most want to be your clients are the people you should least want to represent. Другими словами, чем ты креативней, тем больше риск нарваться на некреативного работодателя или клиента (если речь о фрилянсерах).

Чисто небольшое наблюдение из журналистской практики. Региональная журналистика - жалкое зрелище. Чтобы выделиться, ничего особого делать не надо. Многие неплохие журналисты, которых я знал по прошлой работе, теперь плотно сидят в пресс-службах.

Кто-то пошел в рулить губерской пресс-службой в администрации области, кто-то работает в РЖД, кто-то в торговых сетях, кто-то в порту, кто-то в райадминистрации, кто-то вообще стал настолько неизбирательным, что работает на Единую Россию (простите за каламбур).

Если журналистами они были "overworked and underpaid" (пахали как волы за копейки), то теперь ситуация обратная - людям нормально платят, но работы фактически нет - получай зарплату и пиши пресс-релиз два раза в месяц.

Я отлично понимаю мотивацию наших региональных руководителей Лукойла или РАО ЭЕС. Бабла немеренно. Пихать его некуда. Херли брать безмозглую студенку, которая получила диплом по "Связям с общественностью" очередной "Балтийской Финансовой Академии", когда можно переманить самого лучшего журналиста в регионе, чтобы он или она всегда на изготове сидели в соседнем кабинете, на случай, когда нужно написать пресс-релиз про то, что в детский дом Солнышко контора перевела двести тысяч рублей и подарила DVD-плеер?

Вот она, казалось бы, война за таланты. Но что это дает самому журналисту (кроме зарплаты)? Да ничего, только деградацию. Креатив может проявляться только в решении проблемы - делать нехера, чем бы себя занять, чтобы не сдохнуть со скуки?

Есть такое понятие - "обесчеловечивание труда". Оно всегда применялось к ручному труду. Дело в том, что человек всегда должен иметь в труде "vested interest". Крестьянский труд тяжел, но фермеру понятно, почему он встает в пять утра, почему надо делать то-то и то-то. Почему он пошел коров кормить, а не поле пахать или наоборот.

Когда человека и его труд разделяют, пытаясь превратить его в биомашину, это всегда приводит к обесчеловечиванию. Тебя ставят на конвейер и говорят - делай то-то, делай так-то. И ты делаешь. Проблема только в том, что ты не можешь "выключить" человека в себе. И этому человеку внутри скучно и непонятно, какого хера ты стоишь и восемь часов делаешь одно и то же, если нет никакой внутричеловеческой потребности делать это? Э-э-й, человек?

Теперь мы живем в "постиндустриальном обществе". Ручного труда все меньше. Бизнесу требуется "креатив", чтобы создавать и что бы продавать. Но не надо покупаться на эту хуйню про "экономику таланта". Бизнес, как отлаженный механизм, который стремиться к регулярности и предсказуемости, просто пытается наладить "поточный креатив".

Де факто, "экономика таланта" это попытка механизации творческого труда. Естественно, сделать это как с работягами на сборке пылесосов не получается. Организм восстает. Поэтому корпорации пытаются найти другой выход. Меньше плавил. Свободный график. Больше независимости. Возможность работать дома. И так далее. Но талант ОБЯЗАН обслуживать бизнес.

Но что происходит по сути. В России много талантливых программистов и за них борятся. Допустим, вы талантливый программер. Кто вас сделал талантом? Майкрософт? Да не смешите мои тапочки, Майкрософт не делает таланты, он их покупает.

На поверхности может выглядеть так, что Майкрософт конкурирует за таланты с Гуглом или HP или еще кем. И поэтому талантливому программеру предлагают высокую зарплату, хорошие условия и "человеческое отношение".

Но какая конкуренция происходит НА САМОМ ДЕЛЕ? На самом деле бизнес конкурирует с вами ЗА ВАС ЖЕ. За ваше время и ваши навыки. И знаете что, большинство талантов очевидно проигрывают эту конкуренцию, если судить по рапортам об открытии оченедного "Интел-центра" или "HP-Лаборатории". Потому что корпорации предлагают условия, которые кажутся лучшими (а иногда и являются лучшими), чем талантливый человек способен создать для себя сам.

Если мы разведем весь талант на две группы - реальный талант (которого очень и очень мало) и креативный класс, то "экономика таланта" изымает самых самых творческих людей из оборота и создает вечно мучающий подкласс креативщиков, которые измывают от бессмысленности своего труда в рекламных агенствах и корпорациях ничуть не меньше, чем ивановские ткачихи.

И вместо экономики талантов мы получаем креативное крепостничество, потому что кажущаяся свобода "не нравиться - уходи" в реальности означает всего лишь, уходи к другому барину или уходи фрилянсером и получай просто больше бабла за креативную работу для некреативного нанимателя (вариант - управляющий поместьем)

Так что хуйня все это, а не экономика таланта, потому что человека из человечества не вытравишь. И выход тут один - учиться маркетингу, чтобы в конкуренции между вами и корпорацией, у корпорации не было бы ни малейшего шанса.

Согласны?

Спонсор месяца - Не сосем за копейки, зато делаем отличные сайты. Дорого и долго.

Labels: ,

29 Comments:

Anonymous Anonymous said...

Это конечно здорово, что ты не только видишь проблему, но и предлагаешь вариант решения. Однако как быть творческому человеку, душа которого ну никак не лежит к маркетингу? Таких людей достаточно много, и наверно не очень правильно будет называть их просто нытиками и лохами.
Неужели их судьба обречена на вечное прозябание в корпорациях?

1:42 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Понимаешь, Тормоз, обычно данная проблематика поднимается в виде "бля, я талант, но мир меня не понимает" (непризнанный гений) или "как я продал свою душу корпорации" или "никогда не сдавайся, преследуй мечту".
Лично мне кажется, что все три варианта это детский лепет. Надо ОТЧЕТЛИВО понимать, чем более ты талантлив, тем больше попыток будет твой талант перехватить и использовать его "не по назначению". Не в смысле, сделать что-то плохое, а просто тупо просирать твой талант на неталантливые вещи.

И выход только один - стать реально независимым, чтобы не было даже мыслей этой хуйней заниматься. И для этого нужно не воспитывать силу воли, а просто научиться быть самодостаточным в финансовом плане. Это мое видение проблемы.

1:49 AM  
Blogger eprstseo said...

Человек или бегает и ищет кто бы его накормил или выбирает кто бы его накормил еще сытнее и последняя стадия, вальяжно розвалясь ,ждет кто бы накормил так чтобы "икра" лезла из всех дыр-отверстий. Кто выпадает из ряда тот или не от мира сего или ждет точки пика цены на себя или не понимает своей истиной цености. Вместо DIY привел бы примеры поглощения корпораций- корпорациями и все бы стало на места). Последниго нонконформиста пристрелили в горах Болиивии) Не видно на горизонте желающих ломать систему, даже ради сохранения целостности своего внутренего "я". Система имет всех!.. и так будет до скончания века. аминь

2:10 AM  
Blogger Konkoff said...

В продолжение вопроса Тормоза, что значит "И выход только один - стать реально независимым, чтобы не было даже мыслей этой хуйней заниматься. И для этого нужно не воспитывать силу воли, а просто научиться быть самодостаточным в финансовом плане."
Я сам из бывших крепостников, но если бы я научился быть самодостаточным в финансовом плане, то мне бы никто не предложил стать соучередителем фирмы в области HoReCa. Я бы до сих пор разгружал вагоны и при необходимости дополнительных средств валил бы на плечо не один мешок а два.
Что такое HP и иже с ним?
Продавцы, поэтому программисты получают далеко не те зарплаты и являются пешеходами.
"И выход тут один" - со зверями жить, по волчьи выть,
а термин DIY - придумал Штирлиц в анекдоте про закрытие форточки. Do it yourself ответил он Мюллеру и добавил Motherfucker.

ps eprstseo - система это то что в голове!

2:29 AM  
Anonymous Anonymous said...

Молодец!

Так этих "талантов" и надо - мордой об асфальт :)

На самом деле талант который научится себя продавать и есть профессионал.

А всякие мямли: это не мое, это ниже моего достоинства, что я базарная баба что ли. Будут сосать мотыгу всю свою жизнь...

2:56 AM  
Anonymous Anonymous said...

Дима, я понял, что ты имеешь в виду. В принципе, все верно, но не без исключений, естественно.

Karpolan, а чем плох гармоничный симбиоз таланта и продавца? Ведь каждый из нас что-то делает лучше остальных, что-то хуже. Впрочем, это идеальный случай. В жизни обычно все не так, все будут тянуть одеяло на себя и т. д.

3:06 AM  
Blogger sm100.ru said...

Ой, расмешил про изъятие купюр из оборота. Читай изъятие талантов.

Если таланту нечем заниматься и он не догадывается начать новый проект, то извини это не талант, а товарищ и брат выпускницы упомянуемого тобой вуза.


Возьмем администраторов ЛВС, в обязанности которых входит бумажки из принтера вытаскивать и нажимать на кнопочку Reset. Ну кто им мешает получая пенсию паралельно делать кучу проектов в сети.

Те же журналюги, на которых ты ссылаешься вполне могут писать книжки про вымышленные персонажи. Если они ходят в ожидании работы из курилки на кухню и обратно и не знают чем занять свои руки, то это не та публика, о которой стоит писать.

Мысленно представил, как Ломоносова наняли на должность копирайтера при дворе и Ломоносов обломался. Смех!

---
Спасибо, что обошелся без матов. Так лучше получаетя, честное слово!

3:06 AM  
Anonymous Anonymous said...

Финансовая независимость не избавляет от зависимости в подспорье.

При достаточном уровне таланта и финансовой независимости, человеку становится глубоко насрать называется подспорье начальником или подчинённым.

Если обмозговать идиотичность идеи DIY атомной электростанции (которую без талантов не возведёшь), то моя мысль станет чуть яснее.

3:37 AM  
Anonymous Anonymous said...

На news2.ru Димоныч опять лютует. Задолбал.

3:38 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

AZ - я говорил немного о другом. Есть сценарии, когда человек занимается наемным трудом, является талантом и всем доволен. Это может быть и ядерная физика и, к примеру, нейрохирургия. Проблема в когда этого нейрохирурга нанимает контора, для того, чтобы он, к примеру, учил районных хирургов пользоваться оборудованием. Для фирмы это важно, потому что этому у этого хирурга репутация и все его знают. Но самому хирургу будет очень скучно в Мухосрансе очередной раз показывать новичкам, как грыжу вырезать в очередной раз. И проблема тут не в наемном труде - то он был наемным работником в нейроцентре, а теперь он наемный работник корпорации с большой зарплатой. Но в первой работе он занимался тем, что ему было интересно и ловил кайф, и развивал свой талант. А во втором случае его талант тупо используется, чтобы продавать больше агрегатов и человек деградирует. И надо понимать, что экономика талантов ни в коем случае не развивает таланты и не помогает им - они тупо скупают таланты, чтобы пользоваться плодами. И надо понимать, что это было, есть и будет. И это серьезнейший тормоз в жизни самих этих талантливых людей, надо говорить объективно.

3:47 AM  
Anonymous Anonymous said...

Блин, все же на самом деле очень и очень серьезную проблему ты затронул.

Правда, кажется что Google ты упомянул не очень правильно. Судя по всему, они стараются создать для талантов такую атмосферу, чтобы они не деградировали, а развивались. Хотя, я лично никого из Google не знаю, может быть на самом деле все не так.

А еще я мечтаю в будущем (когда заработаю не миллион, а миллиард, и не рублей) создавать что-то вроде центра, даже города, где таланты могли бы себя в полной мере реализовать. Типа такой Уранополис-2 (название застолбил).
Это одна из моих важных целей, хотя, может быть и охладею к ней со временем.

3:55 AM  
Blogger Dimonuch said...

Offtopic:
Метафора по Делу пишет...
На news2.ru Димоныч опять лютует. Задолбал.

не порти оффтопиком такую животрепещущую тему! Во-первых я не лютую, у меня наоборот хорошее настроение. Во-вторых, свои вопросы можешь скидывать мне в приват.

2 Давыдов
Извини, тезка, что влез не по теме.

4:28 AM  
Blogger Max Kraynov said...

Дима, опять ты идеализируешь. С годами приходит профессионализм и ... желание учить других. Не всегда и не у всех, вестимо - но вот ты, скажем, пишешь свой блог (зарабатывая при этом свою денежку) и мотивирушь огромное количество людей, даже не желая того. Я пишу свой блог, не зарабатывая с него денег напрямую вообще, но чувствую ответственность перед аудиторией и знаю, что если не я - многие крупицы информации читатели в ближайшем времени не найдут.

Не надо считать, что любая работа по обучению тупая. Очень и очень часто грамотный учитель (ментор?) учится от своего наставника.

5:39 AM  
Blogger Roland Chanishvili said...

Реальная независимость предполагает независимость в финансовом плане - то есть или у тебя бабла хоть жопой жри и ты пишеш свои картины, либо у тебя бабла вааще нет - и ты опять таки пишешь свои картины (книги, opensourse, ets).

Отсюда возникает четвертый вариант - бросить все к ебеням и уйти жить под баньян.

8:40 AM  
Blogger Дмитрий said...

Бля... и комменты такие основательные... чего вы ведетесь - Давыдов генерит уникальный текст. Причем каждый день. Просто мегагенератор контента какой-то.

11:42 AM  
Anonymous Anonymous said...

Есть знакомая, которая ушла из журналистики в пресс-службу крупного предприятия. Вроде довольна.

Сам я на телевидении когда работал ловил кайфа больше от консультирования и работы по 15 минут в день (при большей зарплате), чем непосредственно работая. Но всё равно ушел - стало скучно.

12:44 PM  
Anonymous Anonymous said...

Дима, а ты считаешь себя талантом? А может ты креативный крепостной?

Кстати, Мсье ТАЛАНД съел твой Постовой...

6:16 PM  
Anonymous Anonymous said...

Судя по количеству очепяток текст писался на одном дыхании?

6:45 PM  
Anonymous Anonymous said...

отчасти за это не люблю корпорации - формальность вытесняет креатив
мне кажется выход для таких людей - малый и средний бизнес

зы "который стремиТЬся к регулярности"
офигенный блог, только эти детские ошибки не к месту

10:48 PM  
Anonymous Anonymous said...

Бред какой-то. Кончай писать хуйню.

Если, как ты говоришь, "талант" нуждается в том, чтобы какой-то дядя ему не то что постоянно давал работу, а просто держал на побегушках и платил жирное бабло - то это не талант, а халявщик. То, что корпорации пытаются привлекать такой "резерв" за большие деньги (то есть, что им якобы нужна эта самая постоянная готовность) - есть следствие отсталости организационных структур бизнеса, и только. Лечится это или полной реогранизацией (атомизацией), или банкротством (причем чаще всего дело доходит до последнего - как говорится, пока гром не грянет...)

Что же касается будущего, то его определяет объективный расклад производительных сил, а они становятся все более независимыми (работяге нужен был дорогой станок, а креативщику - комп и базовый софт, который у него уже есть), следовательно те, кто идет в корпоративное рабство, делают это добровольно из-за неразвитости определенных скиллов.

Такой халявщик не понимает, что продавать сырье (свой труд по часам) все равно менее выгодно, чем сделанный из него продукт или услугу (фрилансить под заказ или шаровару ваять). Возможно, он идет набираться какого-то опыта (полагая, что он его получит:)). Или же вообще движим жаждой "строить карьеру" и "получать" чисто за статус. Так причем здесь таланты вообще? Это жирное офисное креветко.

Маркетинг так или иначе нужен всем - хотя бы на собеседовании при приеме в РАБство. Это уже обязательный скилл, развить который намного легче, чем оставаться в жопе из-за его неразвитости. Что касается сентенций типа "душа не лежит" - это такой древний стереотип, якобы у каждого есть какие-то предопределенные способности. Путем научного тыка выяснено, что мышление подобными стереотипами контрпродуктивно - загоняет человека в рамки навязанного ему "статуса". Типа, я программер, не пристало мне буржуйским маркетингом заниматься (лучше бы суки зряплату подняли:(). Лично я считаю, что если кого-то прет заниматься только одним делом, а от перемены деятельности не прет, то этот кто-то впал в трудогольную зависимость и ему надо лечиться.

Все эти "я талант, но мир меня не понимает" - обыкновенный эгоизм. Чел удовлетворяет свои потребности (хоть и нематериальные), а о том, будут ли они востребованы, не задумывается. Одно дело, когда этому мешает несовершенство экономики или срок жизни человека (и то и другое в принципе поправимо). Скажем, для какого-то гения фундаментальной науки. И другое - для программера, увлеченного тотальной оптимизацией или зубодробительным интерфейсом (типа "я не юзабилист"). А бывает и наоборот, ценность сомнительна, а отдача высока. Один "художник" продает... плитки с нарисованными числами от 1 до 999 за сумму (1000-N). Минимум штук 700 уже продал! Или другой чудак, продающий одинаковые черные кубики, которые нельзя открывать. Вот это я понимаю талант! Взимать налог на дурь - святое дело. И зачем ему идти в КОПРОрацию?

2:29 AM  
Anonymous Anonymous said...

Пусть маркетингу учатся те, кто собеседование в Майкрософт или Гугл не прошел, но при этом мнит себя непризнанным гением. Таким людям вообще тяжело по жизни, а большинство все устраивает. Некоторых даже в МакДональдсе прет работать: фиг с ним с талантом, зато никакой ответственности и всегда сытый.

2:38 AM  
Blogger dikam said...

Жил-был журналист. Талант. Креативил, пахал как вол за копейки. А ради чего? А чтоб стать востребованным и получать кучу бабла. Его вострабовали. Теперь он важный пресс-кто-то кагото там. Получает кучу бабла. Цель достигнута.
К чему тогда все эти сопли, слюни.
Кстати, талантами признают лишь тех кто продался. Остальные в категории "непризнанные таланты". Есть еще вариант, что признают после смерти, но самому таланту на такое признание уже насрать. ТОчнее он даже насрать не может.

3:08 AM  
Anonymous Anonymous said...

В былые времена таланты расцветали при дворе. При нем же они и увядали:)

Не берусь судить про все «дворы», но что касается талантливых сценаристов, режиссеров, операторов, журналистов и прочих авторов – в этой ситуации они проигрывают почти всегда, за исключением редких и счастливых совпадений.
Кстати, эту проблему творческие люди пытались решать в том числе путем создания всяческих обществ, союзов и объединений – способ столь же неадекватный и неудачный, как и попытка поставить креатив на поток.

5:20 AM  
Blogger UncommonBusiness said...

Есть одна БОЛЬШАЯ разница. Тема "двора" или "государственного художника" - это тема МЕЦЕНАТСТВА. Таланту надо что-то жрать, поэтому ему помогали и особо не напрягали. Ну, там надо будет время от времени нарисовать портрет короля покрасивей или похвалить партию.

А экономика таланта это СОВСЕМ ДРУГАЯ ПЕСНЯ. Это не когда ты заказал Микеланджело портрет гендиректора за 50К и чувак теперь может на них жить и творить всякие там "Страшные Суды", нет, экономика таланта это когда Микеланджело мы хотим посадить за комп логотипы рисовать и заработать на нем.

Экономика талантов это не мат помощь талантливым людям от бизнеса. Нет, нет, нет - это желание перекупить вреся и талант художника и направить него в нужное корпоративное русло. Пусть дизайнит коробки банки и коробки для собачьего корма.

5:28 AM  
Anonymous Anonymous said...

Про экономику таланта - по сути абсолютно верно сказано)) Правда, и дворы - отнюдь не все были меценатствующие. Некоторые тоже сажали художников "логотипы" клепать - вензеля там всякие и пр. Просто мир в целом (общество, то есть) был (или казался?) более эстетичным и с миром талантов пересекался в большей степени. Сейчас же они практически не пересекаются.

5:45 AM  
Blogger Ununseptium said...

"Но что это дает самому журналисту (кроме зарплаты)? Да ничего, только деградацию. Креатив может проявляться только в решении проблемы - делать нехера, чем бы себя занять, чтобы не сдохнуть со скуки?" - если у человека на такой работе есть еще свободное время, тогда это уникальный шанс развиваться как сам хочеш. Рабочий день: 8 часов, на скучную работу нужно скажем 3 часа. Остальные 5 часов прекрасно можно потратить на свой продукт (например). И при этом ты еще будеш уверен, что будет минимальная зарплата. Может это не деградация? А шанс?

12:59 PM  
Anonymous Anonymous said...

Давно такого поста не было. Генератор рулит!

Это вам не "12 способов нихуя не делать, нажимая большую кнопку "бабло" через свой блог" ;)

4:08 AM  
Anonymous Anonymous said...

> Sergey Velichko пишет...
"если у человека на такой работе есть еще свободное время, тогда это уникальный шанс развиваться как сам хочеш. Рабочий день: 8 часов, на скучную работу нужно скажем 3 часа. Остальные 5 часов прекрасно можно потратить на свой продукт (например)..."

В том-то и дело что не остается времени совершенно! Более того, происходит постепенное, но полное погружение в работу. Пусть даже тупую и однообразную. А своих мыслей, желаний и идей становится меньше. А по-настоящему талантливые точно работают там, где им ни кто ни чего не указывает.

11:47 PM  
Anonymous Сергей Гудков said...

К сожалению, это так.
Это ведь системные свойства - большая корпорация покупает талант, и он вынужден встраиваться в корпоративный механизм. А в механизме крутись так, как положено, что постепенно талант давит. Ведь проявления таланта в чём? в том, что он выходит за известные пределы. А свойство системы - сохранять стабильность, и выходы ей могут просто вредить. Да и сложно, ведь есть системная инерция.

8:10 AM  

Post a Comment

<< Home