Friday, January 27, 2012

Афтар Жжот

То, что называется проблема стандардизации. Сегодняшний мир, будь-то бизнес, государство или даже общественные организации, видят выход в стандартах, бизнес-процессах, чек-листах и прочей метрике. И есть немало примеров, когда внедрение этих инструментов дает заметное улучшение. Однако одновременно и возникает не меньше предметов. Возьмем, к примеру, хирургию. Есть простейшая форма чек-листа - перед операцией хирург или хирургическая медсестра считают количество инструментов, а так же тампонов, которые используются. После операции идет новый подсчет, чтобы убедиться, что в теле больного не осталось ничего "лишнего". Несмотря на это, каждый год во всех странах мира обнаруживается, что хирург забыл где-то зажим или ватку, или, не дай бог, отрезал не то, что надо. Повторяюсь, происходит это повсеместно, в самых продвинутых госпиталях, а не где-то в Афганистане. Это не значит, что не надо считать количество инструментов до и после операции, это значит, что глупо рассчитывать на то, что через механизмы стандардизации можно избежать врачебных ошибок. Другие проблемы, связанные со стандардизацией, намного серьезней. Самая очевидная - это постоянные подтасовки, которую мы видим в разного рода общественных и коммерческих организациях, которые внедряют разного рода метрики. Но едва ли не самая важная - "оглупление". Вернемся в медицину опять в хирургию. Все врачи должны мыть перед операцией руки, чтобы минимизировать риск инфекционного заражения. По этой же причине стерилизуются все инструменты. Хотя это не всегда происходит, врачи, медсестры и технические работники знают ПОЧЕМУ эти требования существуют - так как они все проходили курс микробиологии, где им более или менее подробно объясняли, что такое микробы. Теперь представим себе ситуацию, когда этих специалистов перестали обучать микробиологии, заменив ее чек-листами. Нетрудно себе представить, что результаты этого могут быть намного опасней, чем преподавание микробиологии без чек-листов. Инструмент могут стерилизовать, но если он упадет на пол, и хирург его подберет, то, если в чек-листе про это ничего не сказано (а все ситуации невозможно предвидеть), то врач заразит больного. Чтобы этот пример не казался притянутым, посмотрите на МакДональдс. Это - заведение общественного питания, где работники, сколько бы они не работали, не могут (в отличие от настоящего ресторана) научиться лучше готовить. Им даются точные инструкции, как приготовить гамбургер или картофель-фри. Можно проработать 10 лет на гриле и вы ровным счетом ничего не узнаете о том, как готовить мясо на гриле. Вам просто дали инструкции, достаньте это, сделайте то. Вы не покупали мясо и не резали его в мясорубке, поэтому вы не знаете, как разные куски говядины влияют на вкус гамбургера. Все гамбургеры делаются одной толщины, поэтому мы не знаете, как толщина котлеты влияет на вкус. Вы так же не имеете возможность экспериментировать со специями или булочкой для гамбургеров. Во всех Макдональдсах стоят газовые или электрические грили, поэтому вы никогда не сможете обнаружить, что мясу можно придать разные нюансы, если использовать дрова разных пород. Да, возможно в Макдональдсе труднее испортить продукт, но это имеет свою цену - статичность. Вы так де в Макдональдсе не сможете улучшить гамбургер, потому что это автоматически означает, что вы должны отойти от стандартов и ошибаться. Без ошибок невозможно обучаться.Что поднимает другой вопрос - почему мы хотим превратить школу, полицию и творческий процесс в фабрику? Что мы приобретаем и что мы теряем, когда превращаем учителя в работника Макдональдса?

0 Comments:

Post a Comment

<< Home